Смекни!
smekni.com

Частное право в Средние века и эпоху Возрождения (стр. 2 из 2)

Кроме того (и наверное в первую очередь), постглоссаторы в своих трудах разрабатывали прикладные правовые проблемы. Вместе с тем, представляя собой последующий шаг на пути развития позитивного права и юридической науки Средних веков, труды комментаторов, основывавшихся на глоссах, а не на текстах первоисточников, обусловили серьезное удаление юридического материала от содержания Corpus iuris civilis. Такая ситуация приводила к тому, что позитивное право, будучи вполне адекватным феодальному натуральному хозяйству, во многих отношениях оказалась в гораздо меньшей степени, чем римское ч. п., пригодным для регламентации находившихся на стадии своего становления буржуазных отношений. Однако в конце XIV—XVI вв. развитие по существу новых экономических отношений в рамках феодального общества становится настолько энергичным, что оно требовало дальнейшего развития частноправовых норм, выражение которых в трудах глоссаторов и комментаторов уже не могло удовлетворять потребности оборота.

Частное право в трудах деятелей Ренессанса

Данный период в мировой истории характеризуется как эпоха Возрождения, обозначившая «факт воскрешения, возобновления в духовной культуре тех выдающихся достижений античной цивилизации, которые были утрачены в эпоху средневековья» [14]. В этих условиях «римское право в его первоначальном виде зачастую представлялось более предпочтительным, чем наслоения, которым оно подверглось в результате творчества средневековых юристов. Если идеология эпохи Ренессанса вообще характеризуется значительным увлечением памятниками классической древности, — пишет О. С. Иоффе, — то это тем более понятно для идеологии юристов, усматривавших в классическом римском праве вполне пригодную правовую систему для опосредствования новых экономических отношений»[15]. Именно поэтому в юридической науке «зародилось стремление оторваться от всяческих глосс и толкований, вернуться к самим источникам и изучить их в связи с той живой действительностью, которая их создала» [16].

Лейтмотивом идеологии Ренессанса признается гуманизм — «признание самодовлеющей значимости, неувядаемого достоинства человека, всего богатства творческих проявлений индивида в качестве высшего жизненного блага»[17]; сердцевиной комплекса социально-философских взглядов Возрождения «сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья» [18].

Гуманизм как центральная идея Ренессанса способствовал формированию таких прогрессивных правовых концепций, которые приводили к признанию необходимости построения общества на началах индивидуальной свободы и равенства людей как граждан. Между тем требование равенства привело также к появлению политико-правовых теорий утопического социализма («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы), абсолютизировавших равенство и обосновывающих построение «идеальных государств», в которых уничтожаются частная собственность, товарно-денежные отношения, вводится обязательный производительный физический труд, скрупулезная регламентация жизни граждан, коллективистские начала в организации труда, досуга, быта людей [19].

В противоположность указанным концепциям Ж. Боден указывает на необходимость сохранения частной сферы (в первую очередь — частной собственности), диалектически отмечая, что «если бы установился коммунизм, то уничтожилась бы главная характерная черта государства, потому что нет ничего публичного там, где нет ничего частного» [20]; полемизируя со сторонниками обобществления частной жизни, он утверждает, что «государства устроены … для того, чтобы предоставить государству то, что является общественным, а каждому — то, что является его собственностью… Ведь если … частное и общественное смешиваются, то нет ни государства, ни семьи» [21].

Хотя, как отмечает Г. Радбрух, «окончание эпохи феодализма совпало с осознанием разницы между частным и публичным правом» [22], однако с XVI по XVIII вв. (период расцвета абсолютных монархий) Европа, по словам И. И. Царькова, «как бы на время забывает о частноправовом порядке и концентрирует свое внимание исключительно на публичном правопорядке» [23].

Список литературы:

1. Иоффе О. С. Цивилистическая доктрина феодализма // Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М., 2000. С. 42

2. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 24

3. История политических учений / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 2002. С. 79.

4. История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М., 2002. С. 90

5. Царьков И. И. О правовых принципах средневековой юриспруденции // Правоведение. 2003. № 2. С. 198

6. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 54

7. Алексеев С. С. Частное право: Научно-публицистический очерк. М., 1999. С. 42

8. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 55

9. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М., 1995. С. 165

10. Ровный В. В. О проблеме дуализма в праве: (Вопросы истории и теории) // Сибирский Юридический Вестник. 1998. № 2. С. 19

11. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 315—321

12. Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998. С. 258

13. Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998. С. 260—261

14. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 254—255

15. Иоффе О. С. Цивилистическая доктрина феодализма // Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 48

16. Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998. С. 263

17. [История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. С. 256]

18. там же. С. 259

19. Самсонова Т. Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XVI—XIX веков. М., 1996. С. 128—129

20. цит. по: История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 334

21. цит. по: Азаркин Н. М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. М., 2003. С. 245

22. Радбрух Г. Философия права. М., 2004. С. 145

23. Царьков И. И. О правовых принципах средневековой юриспруденции // Правоведение. 2003. № 2. С. 207

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Частное_право_в_Средние_века_и_эпоху_Возрождения