Смекни!
smekni.com

Политико правовая мысль Древнего Китая (стр. 2 из 2)

4. Легальное восприятие государства и права. Шан Ян

Легизм является течением, которое, как и даосизм, было противоположно по своим идеям конфуцианству. Данное течение отражало интересы:

- имущественной знати;

- служилой знати.

Основоположником этого направления был Гуньсунь Ян, либо Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

Доктрина Шан Яна основана на утверждении о заведомо порочной природе человека. Главные постулаты этой доктрины:

* идеальное государство – восточная деспотия с неограниченной властью правителя, опирающегося на разветвленный административный аппарат, армию и репрессивные органы;

* доминирующая роль принадлежит закону;

* основной способ достижения соблюдения законов – наказание.

Целью проведения внешней политики, с точки зрения Шан Яна, было покорение других народов.

Цель проведения внутренней политики – достижение порядка в государстве. Порядок внутри страны достигался при помощи следующих методов:

1. путем применения жестокого наказания, которому человек подвергался даже за незначительные проступки;

2. установление тотального контроля и коллективной ответственности за правонарушение

Попытки исторического подхода к закону придавали легистской концепции в целом большую гибкость и содействовали ее приспособлению к нуждам политической практики и законодательного процесса. Одновременно, как мы видели, предпринимались попытки легистской переинтерпретации ряда идей даосизма и конфуцианства с целью использовать все идеологически влиятельные и регулятивно значимые концепции управления в интересах бюрократически-централизованной власти. 5

Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления.

В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.

___________________

5 История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста – М.; 1997 г.

Список литературы

1.История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. – М, 2003

2.Т.А. Шарапова / история политических и правовых учений: Конспект лекций – М.; изд. «Приор-издат», 2007 г.

3.Конфуций. Беседы и суждения /Санкт - Петербург, 1999 г.

4.История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста – М.; 1997 г.

5. А.Е. Лукьянов / Начало древнекитайской философии – М.; 1994 г.