Смекни!
smekni.com

Ирано-иракская война 2 (стр. 2 из 3)

Провал контрнаступления противника убедил иракское командование в верности избранной оборонительной стратегии и создал ложное впечатление, что иранцы не в состоянии прорвать хорошо укреплённую линию обороны. После неудачи мартовского наступления на Сусенгерд иракские войска до конца года не предпринимали никаких наступательных действий. Руководство Ирака всё ещё надеялось на скорое падение режима в Тегеране. Основания для этого были, поскольку провал январской операции обострил и без того непростые отношения между членами иранской верхушки. Серьёзнейшей проблемой иранских вооружённых сил было постоянное соперничество между регулярной армией и КСИР. Исламские клерикалы подозревали офицерский корпус армии в прошахских настроениях и постоянно пытались снизить роль армии в боевых действиях. Январское поражение подорвало политические позиции Банисадра и дискредитировало армию. В июне Банисадр был смещён со своего поста и бежал из страны. Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), протестуя против усиления роли клериков, развернула террористическую кампанию. Её наибольшим успехом стало убийство нового президента страны Мохаммеда Али Раджаи и премьер-министра Мохаммеда Джавада Бахонара.

Несмотря на беспорядки в стране, иранское руководство удержалось у власти. На волну терактов оно ответило массовыми арестами активистов ОМИН. Затишье на фронте было использовано для перегруппировки сил. В начале сентября иранцы развернули крупное наступление, преуспев в создании у противника впечатления, что целью атаки является Басра. Основной удар был нанесён не по Басре, а по иракским войскам, обеспечивавшим блокаду Абадана с востока. Сражение продолжалось с 26 по 29 сентября; Абадан был деблокирован, и это стало первой серьёзной победой Ирана. Успех был обусловлен хорошим взаимодействием между регулярной армией и КСИР[13]. Но победа оказалась омрачена трагедией: практически все командиры, причастные к организации наступления, погибли в авиакатастрофе по пути в Тегеран. Официально это происшествие было сочтено случайностью, хотя существовали и иные версии[14].

После некоторого затишья Иран в декабре предпринял два наступления на центральном участке фронта. Наиболее примечательной стала операция по освобождению Бостана, в ходе которой впервые было отмечено использование КСИР тактики «людской волны»[13].

В 1981 году Ирак получил неожиданный удар с запада. 7 июня израильская авиация бомбовым ударом уничтожила ядерный центр, расположенный в нескольких километрах от Багдада. Налёт не встретил никакого противодействия иракской системы ПВО и стал сильным ударом по национальной программе ядерных исследований.

2.3. Иранское контрнаступление

В ходе боёв второй половины 1981 года стратегическая инициатива перешла к Ирану. В марте—мае 1982 года в результате двух крупных иранских наступлений иракская армия понесла тяжёлые потери. В результате одного из этих наступлений, операции «Иерусалим», 24 мая был освобождён Хорремшехр. Более 19 тыс. иракских солдат попали в плен. После этого Саддам Хусейн выразил готовность начать переговоры о мирном урегулировании и объявил о выводе войск с территории Ирана. Однако иранское руководство выдвинуло совершенно неприемлемые для Ирака условия прекращения войны, включавшие отстранение от власти Саддама Хусейна. Одновременно началась интенсивная подготовка переноса боевых действий на территорию противника.

В ночь на 14 июля 1982 года иранская армия начала вторжение в Ирак, коренным образом изменив ход войны. С середины 1982 по 1987 год Иран предпринял многочисленные наступления, пытаясь захватить Басру — главный морской порт Ирака, населенный преимущественно шиитами. Иракская армия создала укрепленную линию обороны, позволявшую за счет подавляющего огневого превосходства уничтожать атакующих, наступавших «живыми волнами». Эти «живые волны» состояли из подростков и пожилых людей, входивших в народное ополчение, в то время как регулярная иранская армия в связи с недостатком бронетехники и особенно авиации предназначалась для развития и закрепления достигнутого успеха. Иранской стороне так и не удалось полностью прорвать иракскую оборонительную линию. Наибольший успех Ирана имел место в феврале 1986 года, когда был полностью оккупирован полуостров Фао, что практически отрезало Ирак от доступа в Персидский залив. Командующий иракскими войсками на полуострове Фао генерал-майор Шавкат Ата был вызван в Багдад, где и расстрелян. Вернуть полуостров Фао иракцы смогли лишь в апреле 1988 года.

В нескольких случаях проводились кампании артиллерийского и ракетного обстрела городов, что вело к жертвам среди мирного населения («войны городов»). С 1984 года активно велась т. н. «танкерная война» — Ирак и Иран атаковали в Персидском заливе танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника. Такая тактика привела к интернационализации конфликта.

1985 год вошёл в историю этой войны как война «городов». Обе стороны методично утичтожали авиацией жилые кварталы и нефтяные терминалы крупнейших городов противника.

В середине мая 1986 года иракцы попытались взять реванш за потерю полуострова Фао и контратаковать в районе иранского города Мехран, но были разбиты. Командующий этой операцией генерал-майор Адин Тавфид был вызван в Багдад, где и расстрелян.

В июле 1987 года военно-морской флот США начал операцию «Earnest Will» по эскортированию танкеров. Имел место ряд вооруженных инцидентов между американскими и иранскими кораблями и самолетами (что привело к гибели пассажирского самолёта).

В январе—феврале 1987 года Иран провёл самую крупную и амбициозную операцию всей войны («Кербела-5»), целью которой был захват Басры. Обе стороны понесли в боях тяжелейшие потери, однако иракская армия сумела отразить наступление, хотя иранские войска подошли вплотную к Басре. Затянувшиеся боевые действия и отсутствие заметных успехов на фронте начали оказывать деморализующее воздействие на иранское общество. Кроме этого, к концу 1987 года Иран был на грани прямой конфронтации с военно-морской группировкой США в Персидском заливе (кульминацией этой напряжённости стал морской бой 18 апреля 1988 года). Максимально мобилизовав экономику и использовав фактор международной изоляции Ирана, Ирак в апреле—июне 1988 года провёл ряд успешных наступлений, не только полностью освободив свою территорию от присутствия иранской армии, но и вновь вторгнувшись на территорию противника, отбитую в ходе операции «Мерсад». Видя дальнейшую бесперспективность войны, аятолла Хомейни 17 июля согласился на перемирие, вступившее в силу 20 августа 1988 года.

3. Последствия войны

Ирано-иракская война завершилась без убедительной победы одной из сторон, хотя обе заявили о своем военном триумфе. Экономический ущерб от боевых действий для Ирака и Ирана оценивался в 350 миллиардов долларов.[15]

За 8 лет войны потери Ирана, военные и гражданские, составили 188 тыс. человек убитыми (существуют и другие оценки вплоть до 900 тыс. погибших[16]). Большинство приграничных с Ираком городов густонаселённого Хузестана оказались разорены. Была сильно повреждена инфраструктура нефтяной промышленности. Война обошлась Ирану в 500 млрд долларов США (в совр. ценах), но при этом с самого начала войны рост ВВП не прекращался и по её окончании продолжился ещё быстрей.

Для Ирака последствия войны оказались гораздо более тяжёлыми. Война привела к появлению у Ирака значительной задолженности ряду арабских стран. В частности, долг Ирака Кувейту превысил 14 млрд долларов, что явилось одной из причин, подтолкнувших Саддама Хусейна в 1990 году к решению вторгнуться в Кувейт.

Страны НАТО, также как и страны советского блока, поддерживали Саддама Хусейна, воспринимая его как меньшее из двух зол и как средство сдерживания исламской революции. Основным западным поставщиком оружия была Франция[17] и Германия[18][19]. Участие в вооружении Ирака принимали все страны запада, в том числе и США[20]. Одним из активных поставщиков накануне и в ходе войны был Советский Союз, который в середине 70-х годов рассчитывал на Саддама как союзника в антиимпериалистической борьбе, но после репрессий против иракских коммунистов — одной из самых сильных и популярных компартий третьего мира — близким отношениям пришел конец. В результате была начата активная поддержка со стороны СССР курдских сепаратистов. Запад заигрывал с Хусейном, предлагая ему роль лидера арабских стран[21], и эта политика в значительной мере и сформировала режим в Багдаде.

4. Характеристика войны

4.1. Вооружение сторон

К началу боевых действий иракская армия имела на вооружении в основном оружие и технику советского и французского производства. Армия Ирана до революции 1979 года вооружалась в основном США, хотя закупала оружие и в других странах (в частности, в ФРГ, СССР и Израиле).

Иракская армия имела на вооружении танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, бронетранспортёры БТР-50, БТР-60, OT-64, вертолёты Ми-8, Ми-24, «Газель», «Алуэтт» III. Военно-воздушные силы использовали истребители-бомбардировщики МиГ-21, МиГ-23, Су-17, «Мираж» F-1, бомбардировщики Ту-16, Ту-22.

Иранская армия использовала танки M47, M48, M60, «Чифтен», советские танки китайского производства на поздних этапах войны, боевые машины пехоты БМП-1, бронетранспортёры M113, БТР-50, вертолёты AH-1, UH-1, CH-47. Основными самолётами ВВС были истребители-бомбардировщики F-4, F-5, перехватчики F-14.

Стратегия и тактика Война в воздухе

До революции 1979 года ВВС Ирана были наиболее сильными в регионе. Несмотря на проблемы с обслуживанием самолётов и репрессии против пилотов, служивших при шахском режиме, первые несколько недель войны иранская авиация обладала превосходством в воздухе, совершив серию налётов на иракские военные и промышленные объекты, в том числе в Багдаде. Однако, после начала войны, 600 вертолётов не могли поднять в воздух, так как 3 тыс. специалистов (в основном американцы), которые их обслуживали, были высланы из страны[22]. В апреле 1981 года ВВС Ирана провели свою наиболее значительную операцию, атаковав военный аэродром в западной части Ирака и уничтожив, как считается, несколько десятков самолётов на земле. Однако в дальнейшем проблемы с запчастями привели к тому, что лишь небольшое число самолётов поддерживалось в полётопригодном состоянии. Приблизительно с 1982 года и до конца войны иранская авиация играла в боевых действиях эпизодическую роль. По данным журнала «Тайм» на март 1984 год, из-за отсутствия запасных частей и невозможности проведения ремонта Иран был в состоянии использовать только 25 истребителей-бомбардировщиков F-4 из 190, 30 истребителей F-5 из 166[23].