Смекни!
smekni.com

Смутное время и его значение в истории России XVII века (стр. 1 из 2)

Самарский государственный медицинский университет

Кафедра социально-политических наук

Реферат на тему

Смутное время и его значение в истории

России XVII века.

Выполнил

студент 212 гр.

Бороденко Евгений

Проверил

преподаватель

кафедры к.и.н.

В. Ю. Кузьмин

Самара 2001

Содержание.

Россия в начале XVII века. 3

Конец династии Рюриковичей и начало

Смутного времени. 3

Цари и народ. 5

Экономическое и политическое развитие

России после Смутного времени. 8

Выводы 13

Список использованной литературы. 15

Россия в начале XVII века.

XVII век открыл собою новый период всемирной истории. Нидерландская революция конца XVI века, а также буржуазная Английская революция середины XVII века привели к тому, что передовые страны Европы вступили на путь буржуазных отношений. В центральной России в это время продолжал укрепляться феодализм, но уже появились и зачатки промышленного развития – первые мануфактуры. Новое зарождалось в недрах сильного и растущего старого, и это своеобразие обстановки наложило свою печать на многие явления плитической и культурной жизни русского народа в период богатого событиями XVII века.

В самом начале века русский народ выдержал грозные испытания, защитив Родину от иностранной интервенции. Упорная борьба за возвращение захваченных земель привела к воссоединению Левобережной Украины с Россией, что определило собой дальнейшее национальное и культурное развитие украинского народа. Сильное влияние в области хозяйственной жизни и культуры со стороны русского народа испытали народы Поволжья и Сибири. В XVII веке они еще переживали стадию перехода от родо-племенных отношений к феодальным. Все другие народы, населявшие в то время Россию, также испытали различного рода преобразования.

Конец династии Рюриковичей и начало Смутного времени.

В конце XVI и первые годы XVII века осложняется политическая обстановка внутри правящего класса. В 1598 году со смертью царя Федора Ивановича прекратилась правящая династия. Земский собор 1598 года избрал царем брата овдовевшей царицы Бориса Федоровича Годунова, еще при Федоре фактически управлявшего страной. Но бояре были недовольны его воцарением и стали выжидать удобного случая для его свержения.

В 1601 - 1602 гг. в польских владениях на Украине появился человек, объявивший себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, который обратился за помощью к польским магнатам, а осенью 1604 года Лжедмитрий с небольшим войском перешел русскую границу и двинулся на Москву. Правительственные войска, посланные навстречу самозванцу, пытались остановить его движение к Москве и нанесли ему сильное поражение под Добрыничами. Однако весть о появлении «законного царя Дмитрия» вызвало у крестьян большие надежды на перемены в жизни и послужило толчком к широкому подъему крестьянского движения.

В апреле 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов. Его 16 летний сын Федор был бессилен удержать власть, и вскоре бояре-воеводы вместе со всей армией перешли на сторону Лжедмитрия. 1 июня 1605 года, под воздействием «прелестных грамот» Лжедмитрия, широкие массы населения Москвы восстали, двинулись на Красную площадь и ворвались в Кремль. Бояре воспользовались народным выступлением для свержения власти Годуновых. Федор и его мать были взяты под стражу и убиты, а 20 июня этого года Лжедмитрий торжественно вступил в Москву. Но он не оправдал надежд крестьянства, не стал «хорошим царем», а стал в сущности проводить ту же политику, что и Годунов, опираясь на дворянство. Но дворянство лишь временно поддерживало нового царя и ждало удобного случая, чтобы избавиться от авантюриста, который проявлял открытое пренебрежение к русским национальным обычаям и религии и явно предпочитал иноземную, польскую культуру. Недовольство Лжедмитрием усилилось в мае 1606 года, когда в Москву на свадьбу самозванца с дочерью польского магнат Мариной Мнишек прибыли 2000 поляков, которые повели себя в русской столице, как в завоеванном городе.

Цари и народ.

Бояре во главе с князем Василием Шуйским, хитрым, ловким интриганом, устроили заговор и 17 мая 1606 года подняли восстание против самозванца. Население столицы сразу же поддержало это восстание, толпы людей вовались в Кремль, Лжедмитрий был убит и его труп был выставлен на Красной площади на посмеяние народу. К власти пришли бояре и выбрали царем Василия шуйского, который был потомком князей Рюриковичей, не брезговал никакими средствами для достижения трона и стал проводить политику в интересах узкого круга боярской знати. За годы его правления было издано несколько законов, упрочивших крепостнические отношения. В стране начались крестьянские волнения. Самое широкое движение повстанцев возглавил Иван Болотников, бывший холоп, побывавший в турецком плену и нескольких странах Европы. В октябре 1606 года Болотников подошел к Москве, его отряды в несколько десятков тысяч человек окружили город. Осада столицы поставила под угрозу само существование феодально-крепостнического государства. Но восставшие не имели четкой политической и социальной программы, а разнородные социальные силы, участвовавшие в движение, объединились лишь для борьбы за «хорошего царя» Дмитрия, будто бы спасшегося от убийц в Москве. Вскоре дворянские отряды стали переходить на сторону Шуйского. 2 декабря 1606 года войска восставших были разбиты около села Коломенского и отступили к Калуге, а весной 1607 года перешли в хорошо укрепленную Тулу, но в начале октября этого года вынуждены были прекратить борьбу. Началась жестокая расправа над восставшими.

Еще до окончательного подавления восстания Болотникова польским феодалам удалось найти человека на роль «царя Дмитрия», будто бы дважды спасшегося от убийц – в Угличе и в Москве. Происхождение второго самозванца окутано еще большей тайной, чем первого. Для его выступления вновь была избрана Северская Украина. Надежда на «хорошего царя» снова привлекла под знамена самозванца значительную часть крестьянства и низов посадского населения. Но главной частью армии второго самозванца послужили хорошо вооруженные отряды шляхты. В июне 1608 г. Лжедмитрий подошел к Москве, но взять ее сразу не удалось и пришлось стать лагерем вблизи столицы в селе Тушино. По названию этого села самозванец получил прозвище "«тушинского вора". Осада Москвы затянулась на полтора года.

Грабежи и бесчинства тушинских отрядов вызвали взрыв народного возмущения. Отряды восставших в течение зимы 1608 – 1609 гг. освободили большинство захваченных тушинцами городов Поволжья и севера страны и восстановмла здесь власть правительства Шуйского. Но Василий Шуйский, боявшийся своего народа, поручил своему родственнику М.В.Скопину-Шуйскому заключить договор со Швецией, каковой состоялся в феврале 1609 г. (о приглашении шведских вспомогательных войск). В сентябре 1609 г. правящие круги Польского государства решили также вмешаться в дела России. Войска короля Сигизмунда III перешли границу и осадили Смоленск. По призыву короля большая часть шляхтичей покинула Тушино и присоединилась к королевским войскам. Самозванец бежал из Тушина в Калугу, где в следующем году был убит своими приверженцами.

Но и Шуйскому недолго оставалось править страной. Московские бояре и дворяне свергли его с престола, и власть перешла в руки правительства из семи бояр («семибоярщина»). О том, как свергали Василия Шуйского, подробно и интересно рассказывает Н.М.Карамзин в своей «Истории Государства Российского». Историк подчеркивает достоинство, с которым держался Шуйский, когда его ссылали из Кремля и постригли затем в монахи. «Наглый Ляпунов, великан ростом, силы необычайной, грозил ему своею тяжкою рукою… Другие хотели сладкоречием убедить Царя к повиновению воле Божией и народной. Василий отвергнул все предложения, готовый умереть, но Венценосцем, и волю мятежников, испровергающих закон, не признавая народною. Он уступил только насилию, и был, вместе с юною супругою, перевезен из палат Кремлевских в старый дом свой, где ждал участи Борисова семейства, зная, что шаг с престола есть шаг к могиле»[1]. Противоположную характеристику Шуйскому дает другой выдающийся русский историк В.О.Ключевский: «После царя-самозванца на престол вступил кн. В.И.Шуйский, царь-заговорщик. Это был пожилой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся, прошедший огонь и воду, видавший и плаху и не попробовавший ее только по милости самозванца, против которого он исподтишка действовал, большой охотник до наушников и сильно побаивавшийся колдунов»2.

Сопоставление приведенных выше характеристик одного из русских царей Смутного времени позволяет зримо представить сейчас, в какой опасности находилась тогда Россия.

Бояре-правители, боявшиеся восстания народных низов в самой столице, пошли на путь национальной измены. 17 августа 1610 г. они заключили договор с гетманом Жолкевским о приглашении на русский трон польского королевича Владислава (сына Сигизмунда III). Спустя месяц бояре тайно ночью впустили в Москву польские войска, которые заняли все укрепления столицы.

В этот тягчайший период в жизни государства на ситорическую сцену выступил народ. С начала 1611 г. широкие массы народа стали подниматься на борьбу за освобождение Родины. Первое народное ополчение в марте 1611 г. подошло к Москве и приступило к осаде столицы. Но летом этого года разгорелась острая борьба между дворянской частью Первого ополчения, руководимой Ляпуновым, и казачье-крестьянской. В результате конфликта Ляпунов был убит, ополчение распалось, а интервенты добились новых успехов: пал Смоленск, захвачен Новгород и оккупирована вся Новгородская земля.