Смекни!
smekni.com

Армянская литература (стр. 3 из 3)

Третье направление лирики XVII—XVIII веков представляется тремя ветвями: народная, народно-гусанская и ашугская поэзия. Народно-гусанское творчество XVII—XVIII веков представляется как собственно народным, так и восточно-ашугскими стилями, в основном творчеством айренов. Наиболее видными ашугами времени были Мкртич, Артин, Крчик-Нова и другие. Вершиной армянской ашугской поэзии XVIII века является творчество Саят-Новы.

В XVII веке формировался отдельный вид исторической хронографии — путевые заметки. Видные авторы этого историографического типа — Закарий Агулеци, Минас Амдеци, и другие.

В рукописях XVII—XVIII веков сохранились некоторые драматические произведения, древнейшая из которых первая армянская драма «Гибель святой Рипсимэ», который был поставлен в армянской католической школе Львова в 1668 году.

6. XIX век

Классицизм становится основным направлением армянской литературы конца XVIII-го начала XIX веков. Его основные представители О. Ванандеци, А. Багратуни, Е. Томачян, П. Минасян, и др. пробуждали национальное самосознание, делали значительный акцент на идее освобождения армянской нации от иноземного ига.

Грабар — древнеармянский язык, уже не был доступен для широких кругов читателей, литературу на современном народу языке представляла в основном ашугская поэзия. Она получила особую популярность уже в первой половине XIX столетия. С 1820-гг. в армянской литературе начинается борьба между сторонниками использования древнеармянского и новоармянского языка в качестве языка литературы — так называемый грапайкар. Среди главных идеологов новоармянского литератуного языка следует отметить А. Аламдаряна и М. Тагиадяна. В литературной жизне середины века важное место занимал и Г. Алишан. В девятнадцатом веке положил начало армянской новой литературы Хачатур Абовян, написав роман «Раны Армении» (1841—1843, изд., 1858). Роман рассказывает о том, как на территории Восточной Армении велись войны между Персией и Россией. Роман написан на западно-армянском наречии. С его именем связано утверждение прогрессивного романтизма в армянской литературе. Литературные традиции Абовяна переживали новое развитие в середине XIX века. Прогрессивная армянская интеллигенция группировалась вокруг журнала «Юсисапайл» («Северное сияние»), который издавалась в Москве.

В середине века в Западной Армении вели активную литературно-публицистическую деятельность А. Свачян, Г. Чилинкирян, М. Мамурян, и др.. С произведением М. Пешикташляна и П. Дуряна связано начало романтизма в западноармянской литературе. В их творчестве важное место занимало идея национально-освободительной борьбы против турецкого ига.

Писатель Р. Патканян в 1870—1880-гг. в своем творчестве, в частности в цикле «Военные песни» (1878 г.) выразил стремление армянского народа добиться освобождения от османского господства с помощью России. Его литература тесно связано с традициями Абовяна. Проблема социального расслоения армянской деревни лежит в основе социально-бытовых романов П. Прошяна «Сое и Вартитер» (1860), «Из-за хлеба» (1879), «Мироеды» (1889) и др.. Идея просвещения ключевое место занимает в литературе Г. Агаяна. Борьбе против социального зла посвящена его повесть «Две сестры» (1872).

Основоположником армянской реалистической драматургии считается Габриел Сундукян («Пэпо», пост. 1871, изд. 1876). Его творчество оказало значительное влияние на дальнейшее развитие национальной драматургии и театра.

Зачинатель реалистической драматургии в литературе западных армян является Акоп Паронян. Паронян подверг осмеянию буржуазное общество времени, разоблачал произвол царящий в Османской Турции («Высокочтимые попрошайки», 1891; «Столпы нации», кн. 1—3, 1879—1880; «Дядя Багдасар», 1886; и др.).

Романисты Раффи, Церенц, публицист Г. Арцруни — редактор газеты «Мшак» («Труженик»), становятся главными выразителями идей национально-освободительной борьбы 1870—1880-гг.. Средни них особо выделяется творчество Раффи, автора романов «Хент» (1880), «Кайцер» (1878, опубл. т. 1—3, 1883—1890). В них Раффи призывал к национальному освобождению от османского ига вооруженным восстанием при помощи Российской Империи. Его романы «Давид-бек», (1881—1882), «Самвел», (1886) сыграли важнейшую роль в развитии национальной прозы, в частности исторического романа.

Ведущим направлением армянской литературы 1880—1890-гг. становится критический реализм. Крупнейшие прозаики времени — Нар-Дос, Мурацан, А. Арпиарнян, Г. Зохраб и др.. В эту эпоху творил Александр Ширванзаде, который в своем творчестве касается процессов утверждения буржуазных отношений в Закавказье. Его крупнейшие произведения роман «Хаос», (1898); драма «Из-за чести», (1905), и др. Примечательны произведения Ованеса Ованисяна. Социальные мотив нашли свое отражение в поэзии Александра Цатуряна.

Творчество Ованеса Туманяна становится синтезом традиций армянской литературы XIX века. Туманян автор ряда реалистических поэм («Ануш», опубл. 1892, и т. д.), где автор мастерски отражает картины родной природы, показывает быт народа, социальные противоречия, касается также вопросам национально-освободительной борьбы. Перу Туманяна принадлежит один из лучших обработок армянского эпоса «Давид Сасунский» (1902).

Аветик Исаакян считается крупнейшим поэтом конца XIX и 1-й половины XX вв., в произведении которого наложили печать трагические судьбы армянского народа 1890-х и последующих лет.

7. XX век

В начале XX века продолжают свою творческую деятельность Туманян, Исаакян и ряд др. значительных авторов. Для истории армянской поэзии начала XX века особое место занимает Ваан Терьян, его первый сборник стихов «Грёзы сумерек» (1908) сразу преобретает большую популярность. Наиболее крупными поэтами Западной Армении этого периода являются рано умерший Мисак Мецаренц, а также погибшие в ходе геноцида Даниел Варужан, Сиаманто и Рубен Севак. Оставаясь верны традициям армянской классической литературы, в той или иной степени они испытали влияние западноевропейского и особенно французского символизма.

В конце 1920 года в Армении были установлены советские власти, что привело с собой новый этап в истории армянской литературы, когда его развитие происходило в обстановке острой идейно-политической борьбы. В 1920—1930-гг. жил крупнейший поэт армянской литературы эпохи Егише Чаренц, творческий путь которого начался еще в 1910-х. Его лушие поэмы («Неистовые толпы», 1919 и т.д.) и сборники («Книга пути» 1933, и т. д.) создали традиции, которые нашли свое продолжение в произведениях последующих поколений армянских поэтов.

8. Письменное наследие

Сохранились свыше 25 тысяч[32] рукописных памятников армянской письменности, созданных в течение V—XVIII веков, а также более 4 тысяч[32] фрагментальных манускриптов. Первые памятники письменной культуры датированы V веком н. э., однако в течение веков иноземными захватчиками было уничтожено огромное количество рукописей (только в XI веке Стефанос Орбелян указывает 10 тыс.). С возникновения армянского книгопечатания (1512 г.) до 1800 года были изданы более 1154[33] наименований армянских книг (второе по численности после русскоязычных издании среди языков СНГ и Прибалтики). Благодаря деятельности Акопа Мегапарта армянский язык стал первым языком книгопечатания, среди языков того же региона, а также многих языков Азии.

Список литературы:

1. Армянская литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.

2. Эстафета дружбы. — Вопросы литературы, № 12. — 1972.

3. История армянского народа, т. II, стр., 472 (арм.)

4. Всемирная история. Энциклопедия. Том 2, гл. XIII. Армения в III—I вв. до н. э.

5. Хоренаци, кн. II, гл. 48

6. Мовсес Хоренаци, «К тебе обращаюсь, прославленный царь Арташес...» (перевод А. Сендыка)

7. Месроп Маштоц, Сборник статей, Ер., 1963, стр., 285—324

8. Армянская советская энциклопедия. — Т. 7. — С. 472.

9. Месроп Маштоц, Сборник статей, Ер., 1963, стр. 34-37

10. Армянское письмо — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)

11. По сообщению Корюна Месроп Маштоц отправился в Месопотамию в пятом году царствования царя армянского Врамшапуха, вернулся в шестом году (гл.7,9).

12. История армянского народа, т., II, стр., 444 (арм.); Армянская советская энциклопедия, т. 7, стр., 469 (арм.). До V века известны имена лишь некоторых армянских авторов. В частности в I веке до н. э. жил Артавазд II, писавший драмы на греческом языке, в I—II веках н. э. жил автор «Храмовых истории» Олюмп.

13. Армения в III — IV вв. // Всемирная история. — Т. 2, гл. XXV.

14. Большая советская энциклопедия

15. Adrian Walford. Encyclopedia of the Middle Ages. — Routledge, 2000. — С. 108.

16. Encyclopædia Britannica Armenian literature

17. Армения // Православная энциклопедия. — М.: 2001. — Т. 3. — С. 286—322.

18. Армянская литература — статья из энциклопедии «Кругосвет»

19. Л. Тер-Мкртичян. Армянские источники о Средней Азии, V-VII вв. (Институт Востоковедения, АН СССР). — М.: Наука, 1979.

20. Энциклопедия «Кругосвет»

21. Армянская советская энциклопедия. — Т. 5. — С. 495.

22. Древнеармянская литература

23. Армянские жития и мученичества V-VII вв. Перевод с древнеармянского, вступительные статьи и примечания К. С. Тер-Давтян. — Ереван: Наири, 1994. — С. 34—46.

24. Армянская советская энциклопедия. — Т. 11. — С. 390.

25. С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании. Исторические записки, № I, М. 1937, с. 137

26. Мсерианц Л., Е. П. (Поливанов Е.) Армянская литература // Литературная энциклопедия, Т. 1., 1930. — Стб. 241—252.

27. Видные деятели армянской культуры, Ер., 1982, стр., 229

28. Большая советская энциклопедия

29. Православная Энциклопедия

30. Видные деятели армянской культуры, Ер., 1982, стр., 350—358

31. Видные деятели армянской культуры, Ер., 1982, стр., 369

32. Армянская советская энциклопедия. — Т. 6. — С. 695.

33. ARMENOLOGY RESEARCH NATIONAL CENTER

34. Армянская советская энциклопедия. — Т. 5. — С. 660.. Основные рукописи с XIV века. Вопрос оргинального (первоначального) языка «Истории» Агатангелоса в исторической науке не решен.

35. Армянская советская энциклопедия. — Т. 3. — С. 297.. Элегия «Плач на смерть великого князя Дживаншира», сочинённый поэтом-лириком VII в. Давтаком Кертогом помещена в труде Мовсеса Каганкатваци «История страны Агванк» (кн. II, гл.35).

36. Армянская советская энциклопедия. — Т. 7. — С. 628—629.

37. Армянская советская энциклопедия. — Т. 4. — С. 470.

38. Армянская советская энциклопедия. — Т. 6. — С. 160.

39. Армянская советская энциклопедия. — Т. 7. — С. 659.. Манускрипт имеет 601 страниц, вес — 28 кг, 55,3×70,5.

40. 104 манускриптных страниц, вес — 19 гр, 3×4 см.

41. См. История армянского книгопечатания

42. Аздарар (Большая советская энциклопедия). С возникновения армянского периодического издания до 1920 года вышло более 1800 наименований армянских газет и журналов. (самый древний журнал в мире, который издается непрерывно по сей день, армянский «Базмавеп» (с 1843 года, Венеция).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Армянская_литература