Смекни!
smekni.com

Блокада Западного Берлина (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Истоки блокады
1.1 Судьба Германии и Берлина после войны
1.2 Разногласия союзников
1.3 Германия в центре зарождения холодной войны

2 Установление блокады
Список литературы

Введение

Блокада Западного Берлина (21 июня 1948 — 11 мая 1949) — один из первых кризисов холодной войны.

В этот период Советский Союз блокировал железнодорожный и автомобильный доступ западных союзников в районы Берлина, находящиеся под их контролем.

Советские историки[кто?] обосновывали блокаду тем, что в июне 1948 г. западные союзники провели в одностороннем порядке денежную реформу в своей зоне оккупации, отменив деньги старого образца (см. немецкая марка и марка ГДР). Они утверждают[источник не указан 289 дней] что из-за этого денежная масса старых рейхсмарок хлынула в Восточную Германию, что вынудило советские оккупационные власти закрыть границы, полностью блокировав тем самым и Западный Берлин, находившийся внутри зоны советской оккупации. Одновременно Сталин использовал ситуацию этой блокады либо в целях захвата всей столицы Германии, либо имея цель добиться значительных уступок со стороны США.

В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал чтобы все поезда идущие в Берлин из западных зон подвергались досмотру. Впоследствии, 12 июня из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня — по «техническим причинам» — железнодорожное сообщение.

Однако западными союзниками был организован эффективный воздушный мост, по которому американская и британская транспортная авиация снабжала блокированный город. Блокада продолжалась без малого год и была снята только после того, как США, Великобритания и Франция доказали возможность полноценно снабжать город по воздуху.

Всего в блокированный Западный Берлин было совершено 278 228 полётов транспортной авиации, доставлено 2 326 406 т грузов [1]. За время операции «воздушный мост» погибли 31 американский и 41 британский лётчики.

Одним из примечательных эпизодов этой кампании стал сброс на парашютах сладостей для детей осаждённого Берлина («Изюмная бомбардировка»).

Итогом этого берлинского кризиса стало резкое ухудшение общественного мнения западных стран о СССР, а также ускорение подготовки к объединению в мае 1949 г. земель, находившихся в западной зоне оккупации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ), при этом Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным наземным транспортным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

1. Истоки блокады

Истоки блокады ведут к переговорам, предпринятым союзниками в конце Второй мировой войны, в ходе которых решалась судьба послевоенной Германии.

1.1. Судьба Германии и Берлина после войны

Зоны оккупации Германии

Зоны оккупации Берлина

Когда поражение нацистской Германии стало очевидным, правительства Великобритании, Соединённых Штатов и Советского Союза собрались в Лондоне для обсуждения дальнейшей судьбы немецких территорий. 12 сентября 1944 года они подписывают Лондонский протокол, по которому:

Германия, в рамках своих границ, существовавших на 31 декабря 1937 года, будет разделена на три зоны, которые разделяются между тремя державами, а Берлин объявляется особой зоной, которая будет совместно оккупирована вышеуказанными тремя державами[1]

В итоге, Берлин также был разделён на три зоны оккупации. В ходе Ялтинской конференции (4-11 апреля 1945 года) на побережье советского Крыма Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин пересматривают лондонские соглашения, касающиеся Германии, с целью предоставить Франции возможность участвовать в «разделе», выделив ей отдельную зону на территориях британской и американской зоны. Основной целью было «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира.»[2].

Когда 8 мая 1945 года в Европе был положен конец Второй мировой войне, советские войска и их западные союзники занимают позиции в зонах, предусмотренных соглашениями. Берлин, находящийся в самом центре советской зоны, согласно договору, разделён на 4 сектора оккупации в четырёхстороннем направлении. С 17 июля по 2 августа 1945 года, Потсдамская конференция определяет первые шаги по послевоенному восстановлению, однако напряжение между союзниками уже начало ощущаться. Так, советские войска, первыми оккупировавшие Берлин, начинают демонтировать и вывозить оборудование фабрик и заводов, тогда как никаких соглашений о репарации со стороны Германии, так же как и об условиях её выплаты, подписано не было[3]. Гарри Трумэн, новоизбранный президент Соединённых Штатов, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль (в ходе конференции заменённый новым британским премьер-министром Клементом Эттли) постановили, что каждая из держав, принимающая участие в оккупации, вправе взимать репарации в зоне своего контроля при условии, что немецкая экономика оставалась способной к существованию. Также была предусмотрена ликвидация немецкой тяжёлой промышленности. В ноябре 1945-го года подписанное союзниками соглашение позволило свободный облёт советской зоны в рамках воздушных коридоров, что позволяло связывать французскую, английскую и американскую зоны с соответствующими им секторами оккупации в Берлине[4].

1.2. Разногласия союзников

Вопреки заключенным соглашениям, которые провозглашают свободу для каждой нации выбирать его политический строй, Москва намерена навязывать коммунизм и создавать таким образом зону влияния, у которой будет преимущество приносить дополнительную защиту советской территории и защищать её от потенциальных захватчиков с запада. Первым, кто предостерегает «свободный мир» об угрозе, которую представляет советская экспансия, стал Уинстон Черчилль в его знаменитой Фултонской речи, произнесённой в США в марте 1946-го, в которой он разоблачает «железный занавес»[5]. Джордж Кеннан, номер два американского посольства в Москве, отправляет в феврале 1946-го года послание, известное под названием «Длинная телеграмма», опубликованное в июле 1947-го в журнале Foreign Affairs. Он информирует Вашингтон о тоталитарной натуре сталинского режима и его склонности безостановочно находить нового врага, подвергая, таким образом, опасности свободу народов. Он советует ужесточить американскую политику по отношению к СССР[6].

Советский Союз реагирует в лице Николая Новикова, советского посла в Вашингтоне. В телеграмме, датированной 27 сентября 1946, он подвергает критике американскую политику и отмечает желание американцев господствовать над миром. Он утверждает, что американский империализм вскоре покажет себя, в том числе и финансовой помощью, предоставленной в интересах контролирования экономик развивающихся стран, ростом военного бюджета и созданием новых военных баз во всём мире. Новиков уверяет, что этот империализм будет всегда сталкиваться с СССР, единственным Государством, которое сохранило свою независимость по отношению к США.[3]

Американское правительство, следуя доктрине Трумэна, решает «поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению»[7]. Практическим применением этой политики стала политика сдерживания[8] — утверждение плана Маршалла, по которому, начиная с 1948 года, шестнадцати странам предоставлялись ссуды в качестве помощи в промышленном восстановлении и проводились бесплатные поставки продуктов.[9] Советский Союз отказывается от этой помощи и обязывает страны, занятые Красной Армией (которая, кстати, не спешила с демобилизацией), действовать так же.

На объявление Плана Маршалла СССР реагирует созданием Коминформа, роль которого — связать представителей различных коммунистических партий и, таким образом, эффективнее бороться против экспансионистского отношения США[10]. Именно по случаю этого собрания Андрей Жданов озвучивает официальную позицию Советского Союза относительно того, что ныне принято называть холодной войной[11]. Жданов разоблачает американский империализм и утверждает, что «поскольку большинство [европейских] социалистических партий ... ведет себя как агенты империалистических кругов Соединенных Штатов Америки, это коммунистическим партиям выпала историческая роль возглавить сопротивление» против США. Коммунисты должны «поддерживать все патриотические элементы, которые отказываются терпеть, чтобы их стране наносили вред, и желающие бороться против порабощения их родины иностранному капиталу и за сохранение национального суверенитета своей страны», а также «быть руководящей силой, увлекающей вместе с собой все антифашистские элементы, которые ценят свободу, на борьбу против новых американских экспансионистских планов о порабощении Европы.»[12]. По мнению французских историков Сержа Берштайна и Пьера Мильза, это означает, что коммунисты должны постараться прийти к власти во всех государствах, где они присутствуют. Мир отныне разделен на два непримиримых лагеря[9]. Февральский переворот в Чехословакии 25-го февраля 1948 года еще больше усиливает напряжение: президент Чехословацкой республики Эдвард Бенеш после двух недель напряженного давления со стороны Советского Союза вынужден уступить власть сталинистам и их руководителям, Клементу Готвальду и Рудольфу Сланскому.

1.3. Германия в центре зарождения холодной войны

С началом холодной войны Москва желает использовать немецкую территорию как безопасную зону для защиты своих границ на западе. Советский Союз действует по той же схеме, что и в захваченных Красной Армией странах: поддерживает местную коммунистическую партию, держа под строгим контролем другие партии (однако, не запрещая их), и помещает коммунистов на ключевые посты своей зоны[13]. Начиная с 1948 года, крупные предприятия советской зоны оккупации национализированы, что представляет собой 40 % промышленного производства; большие владения разделены, политические противники ограничены в действиях, а свобода слова в средствах массовой информации отменена. Между тем на начальном этапе Сталин не желает раздела страны. На самом деле, он надеется получить возможность эксплуатации Рурского угольного месторождения[3].