Смекни!
smekni.com

Польская кампания вермахта 1939 (стр. 5 из 8)

Хотя Германия официально заявила, что Судеты — это её последнее территориальное приобретение, уже 24 октября 1938 года польской посол Липский был вызван к Риббентропу, который потребовал согласия Польши на включение вольного города Данцига в Рейх. В разговоре Риббентроп предложил вариант общего урегулирования всех вопросов между Германией и Польшей, который предполагал возвращение Данцига в Рейх и вступление Польши в Антикоминтерновский пакт[8]. Суть стремлений Германии сводилась к превращению Польши в своего сателлита. Из Варшавы пришёл решительный отказ, в частности, польский министр иностранных дел Бек заявил, что «любая попытка включить Данциг в Рейх приведет к немедленному конфликту». Тем не менее, Бек согласился проявить гибкость при обсуждении технических изменений в статусе города.

Несмотря на решительный отказ Польши, немецкое давление продолжалось, достигнув своей кульминации во время визита Риббентропа в Варшаву 25 января 1939 года. В разговоре с Беком Риббентроп пытался увлечь последнего возможностью военного союза Польши и Германии против СССР и намекал на возможность территориальных приращений на востоке. В обмен он просил согласия Бека на решение данцигского вопроса. Бек отказался обсуждать предложение Риббентропа [9].

Гарантии, которые дал 31.03.1939 года Чемберлен Польше, обьясняют его желанием укрепить позиции Польши в проанглийском направлении и для обеспечения обязательств Польши выступить в защиту Румынии в случае нападения на последнюю Германии[10]. Последнее связывается с событиями марта 1939 года, когда Румыния обратилась за помощью к Англии, на случай нападения Германии, которое в тот момент представлялись румынам весьма реальным[11]. (7 апреля 1939 года, после нападения Италии на Албанию, Англия также предоставила гарантии Греции и Румынии.) Джозеф Кеннеди (Joseph P. Kennedy), посол США в Англии в 1938—1940 годах, указывал также на роль США в этом: "Ни французы, ни англичане никогда бы не сделали Польшу причиной войны, если бы не постоянное подстрекательство из Вашингтона" [12]. Интересно, что хранящиеся в Манчестерском университете заметки Чемберлена 1938—1939 годов закрыты для доступа до 2037 года [13].

15 мая 1939 года Германия оккупировала то, что осталось от чехословацкого государства. Невилл Чемберлен, выступая в британском парламенте, объяснил отказ Англии и Франции от своих обязательств, данных Чехословакии в Мюнхене тем, что Чехословакия распалась из-за «внутреннего кризиса»[14]. Теперь Польша была с трёх сторон окружена немецкой территорией.

Эффективная военная помощь Польше была возможна лишь при поддержке со стороны СССР. В апреле—августе 1939 г. в Москве проходили переговоры между представителями СССР, Великобритании и Франции о заключении тройственного договора о взаимопомощи, направленного против Германии, однако они продвигались очень медленно. Главной точкой преткновения стал вопрос о проходе советских войск через территорию Польши в случае конфликта с Германией, с чем польская сторона была категорически не согласна. В этих условиях руководство СССР приняло решение заключить договор с Германией. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом был подписан 23 августа 1939 года. Обезопасив себя от угрозы вмешательства со стороны СССР в возможной войне против Польши, а также посчитав, что Великобритания и Франция не станут втягиваться в конфликт, Гитлер принял решение о начале операции.

2. Силы сторон

У вермахта имелось решительное преимущество перед польской армией в механизированных частях и военно-воздушных силах[15].

2.1. Германия

Германия могла выставить на поле боя 98 дивизий, из которых 36 были практически не обучены и недоукомплектованы.

На польском театре военных действий Германия задействовала 62 дивизии (непосредственно во вторжении участвовали больше 40 кадровых дивизий, из них 6 танковых, 4 лёгкие и 4 механизированные), 1,6 млн человек, 6000 артиллерийских орудий, 2000 самолетов и 2800 танков, свыше 80 % из которых представляли собой лёгкие танки. Боеспособность пехоты на тот момент оценивалась как неудовлетворительная[3].

2.2. Польша

Совещание немецкиx и советских военнослужащих

Польская пехота

Германский план на 31 августа 1939 г.

Польша сумела отмобилизовать 39 дивизий и 16 отдельных бригад, 1 млн человек, 870 танков (220 танков и 650 Танкеток TKS), небольшое количество бронеавтомобилей Wz.29, 4300 артиллерийских орудий и миномётов, 407 самолётов (из них 44 бомбардировщика и 142 истребителя)[4]. В случае войны с Германией, Польша могла рассчитывать на поддержку Великобритании и Франции, так как была связана с ними оборонительными военными союзами. При условии быстрого вступления в войну западных союзников и активного характера военных действий, организованных последними, сопротивление польской армии обязывало Германию к ведению войны на два фронта.

3. Планы сторон

2.1. Германия

В области большой стратегии немецкое правительство предполагало вести стремительное наступление против Польши максимальными силами за счёт ослабления войск, прикрывающих границы с Францией и странами Бенилюкса. Быстрое наступление на Востоке и решающие успехи на этом направлении должны были проявиться раньше, чем союзники преодолеют укрепления вдоль французской границы на т. н. «линии Зигфрида» и выйдут к Рейну.

Сковывание возможных нежелательных действий войск гарантов Польши, оценивавшихся в 80-90 дивизий, должны были осуществлять 36 плохо обученных и недоукомплектованных дивизий, почти не обеспеченных танками и авиацией.

Основная часть войск вермахта, а также практически вся авиация и бронетехника, были задействованы в операции «Вайс». Немецкое командование исходило из того, что война должна быть короткой (концепция блицкрига). За две недели польская армия должна быть полностью уничтожена, а страна оккупирована. Этот план строился на широком использовании авиации и, прежде всего, пикирующих бомбардировщиков, на которые возлагалась задача поддержки наступления подвижных соединений с воздуха. ОКХ не использовало танки для усиления пехотных дивизий — почти вся бронированная техника была сосредоточена в пяти корпусах:14-м, 15-м, 16-м, 19-м и горном. Эти соединения должны были найти слабые места в обороне противника, преодолеть её с ходу и выйти на оперативный простор, выигрывая фланги польских армий. В дальнейшем предполагалось решительное сражение на окружение и уничтожение, причём пехотные корпуса должны были действовать против фронта противника, а подвижные части — атаковать его с тыла. Эта концепция ни разу не была проверена на практике и смотрелась не слишком убедительно. Даже немецкое руководство сомневалось в её действенности, свидетельством чему — выделение 10-й танковой дивизии из состава 19-го танкового корпуса в «непосредственное подчинение» командующего группой армий «Север» и создание отдельного Восточнопрусского танкового соединения (обычно называемого танковой дивизией «Кемпф» по имени его командира), не включённого в состав танковых корпусов[16].

Группа армий «Юг» имела задачу наступать с территории Силезии и Моравии в общем направлении на Варшаву, выйти к реке Висле и, сомкнувшись с группой армий «Север», совместно уничтожить остатки польских войск в западной Польше. Главная роль отводилась 10-й армии, призванной наносить удары в направлении Варшавы и выйти к Висле на участке между устьями рек Бзура и Вепш. 8-я армия, располагавшаяся севернее 10-й, должна была наступать на Лодзь и прикрыть северный фланг 10-й армии. 14-я армия, базировавшаяся к югу от 10-й (в основном в Моравии), должна была взять Краков, захватить переправы на реке Дунаец и далее наступать на Сандомир, поддерживая безостановочное наступление и не позволяя польской армии создавать укреплений на реках.

Задачей группы армий «Север» было наступление с территории Померании (4-я армия) и Восточной Пруссии (3-я армия) в общем направлении на Варшаву и, сомкнувшись с группой армий «Юг», совместно уничтожить остатки польских войск севернее Вислы. 4-я армия должна была во взаимодействиями с западными частями 3-й армии занять левый берег Вислы в районе Хелмно и наступать в юго-восточном направлении на Варшаву. 3-й армии предстояло выступать из Восточной Пруссии и действовать к северу от реки Нарев, далее наступая на Варшаву и Седльце.

Между группами армий «Север» и «Юг» находился большой участок границы, занятый малым числом войск. В их задачу входило своими действиями ввести в заблуждение противника относительно направлений главных ударов, а также сковать польскую армию «Познань».[17]

2.2. Польша

Польское командование исповедовало принцип жёсткой обороны. Предполагалось защищать всю территорию, включая «Данцигский коридор» (также известный как Польский коридор), а против Восточной Пруссии, при благоприятных обстоятельствах, — наступать. Польша находилась под сильным влиянием французской военной школы, которая исходила из принципиальной недопустимости разрывов в линии фронта. Поляки прикрыли свои фланги морем и Карпатами и полагали, что смогут удержаться на такой позиции довольно долго: по крайней мере, две недели немцам потребуется, чтобы сосредоточить артиллерию и осуществить локальный тактический прорыв. Столько же времени будет необходимо союзникам для того, чтобы бо́льшими силами перейти в наступление на Западном фронте, так что общий оперативный баланс Рыдз-Смиглы считал для себя положительным[16].

4. Операция «Гиммлер»

31 августа Гитлер подписал секретную директиву № 1 «По ведению войны», в которой сообщалось: «На Западе важно, чтобы ответственность за начало военных действий падала полностью на Францию и Англию…»[18]

Стремясь оправдать перед мировой общественностью и немецким народом нападение на Польшу, нацистская военная разведка и контрразведка, возглавляемая адмиралом Канарисом, совместно с гестапо пошли на провокацию. В строжайшей тайне была разработана операция «Гиммлер», в соответствии с которой готовилась инсценировка нападения эсэсовцев и уголовных преступников (кодовое имя «Консервы»), специально отобранных в немецких тюрьмах и переодетых в форму польских солдат и офицеров, на радиостанцию пограничного немецкого городка Гляйвице (Гливице) в Силезии. Эта провокация была необходима для того, чтобы возложить на Польшу ответственность за развязывание войны.