Смекни!
smekni.com

Битва при Ватерлоо (стр. 2 из 3)

3.3. Атака английской тяжелой кавалерии

В этот момент, когда британская пехота держалась из последних сил, граф Эксбридж бросил в бой кирасирские бригады Эдварда Сомерсета и Вильяма Понсонби. Первая бригада состояла из гвардейских кирасир и «королевских» гвардейских драгун, вторая — из английского, шотландского и ирландского тяжелых драгунских полков. Их официальная численность была 2651, фактическая — 2000.

Западнее брюссельской дороги бригада Сомерсета напала на кирасиров Тревера и обратила их в бегство. Восточнее дороги бригада Понсонби атаковала пехоту, которая отступила, потеряв 3000 пленными. Кавалеристам удалось захватить двух французских «орлов». Только дивизия Дюрютта смогла перестроиться в каре и отбить атаку шотландцев. Французы отходили из Ла-Э-Сент в Папелотт. Бригада Понсонби увлеклась атакой и бросилась на французские батареи.

Опрокинув французскую пехоту, бригада утратила почти всяческий порядок: словно в припадке безумия, она помчалась к французским позициям, не обращая внимания на все усилия офицеров остановить ее, и начала рубить саблями артиллеристов и колоть штыками лошадей вражеской батареи. Однако их атаковал отряд французских улан, и на своих выдохшихся, изможденных лошадях они серьезно пострадали при беспорядочном отступлении к британским позициям.[2]

Наполеон бросил в контратаку кирасирские бригады Фарине и Тревера и два полка легкой кавалерии Жакино. Британская кавалерия понесла тяжелые потери которые, однако, никем не подсчитаны. Погиб сам Вильям Понсонби (его взяли в плен, но закололи пикой, когда шотландцы вернулись его отбить). Погиб полковник Фуллер, командир королевских драгун.

Однако 1-й лейб-гвардейский на правом фланге атаки сохранил строй и поэтому пострадал не так сильно. Контратака британских и голландских легких драгун и гусар на левом фланге, а также голландских карабинеров в центре заставили французскую кавалерию вернуться на исходные позиции.

В атаке участвовало в общей сложности 20 000 человек. Французы потеряли 3000 пленными и, что самое главное, потеряли драгоценное время — прусская армия была уже близко.

3.4. Атака французской кавалерии

Незадолго до 16:00 Ней заметил движение в центре армии Веллингтона, которое он принял за отступление (До сих пор непонятно, кто именно принял манёвры англичан за отступление и принял ли вообще). Он решил нанести удар по центру, но у него почти не осталось пехотных резервов. Тогда Ней решил сломить центр Веллингтона силами одной только кавалерии. «Обычно кавалерия не использовалась без поддержки пехоты против оборонительной линии в полном боевом построении. Причина, по которой это произошло тогда, навсегда осталась загадкой.» Даже англичане были удивлены тем, что кавалерия была послана туда, где не справилась пехота.

К нашему удивлению, это оказалась широкомасштабная атака кавалерии. Такую атаку мы с большой вероятностью могли ожидать где-нибудь в течение дня; но мы и подумать не могли, что она будет предпринята против наших боевых позиций, которые к тому же ранее не были поколеблены предшествующей атакой пехоты.[2]

Для этой атаки был выбран кирасирский корпус Мийо и дивизион легкой кавалерии Лефевр-Денуэтта из императорской гвардии, все вместе 4800 сабель. Позже был добавлен корпус Келлермана и Гийо, и общее количество достигло 9000 всадников, всего 67 эскадронов. Эта атака была явной ошибкой, и Наполеон впоследствии винил в её проведении то Нея, то Мийо.

В это время (около 16:00) колонны Бюлова, под командованием Хиллера и фон Лостхина, и часть прусской кавалерии принца Вильгельма, пересекли долину реки Лан и приближались к Парижскому лесу.

Солдаты Веллингтона сразу перестроились в каре — они были меньше, чем их иногда изображают на картинах. Каре одного батальона (500 человек) имело не более 18 метров в длину. Артиллеристам было приказано бросить орудия и укрыться внутри каре, чтобы вернуться уже после конца атаки.

Кирасиры пошли в атаку медленной рысью. Батареи перед позициями Халкета дали залп с сорока шагов, положив половину передовых эскадронов. Эскадроны ворвались на позиции Веллингтона, но не смогли разбить каре. Они захватили орудия, но не имели возможности их уничтожить[4]. Они понесли серьёзные потери от ружейного огня, после чего граф Эксбридж контратакой кавалерии заставил их отойти. Они отошли вниз, в долину, где Ней перестроил их и повел в новую атаку. В этот момент раздались выстрелы прусской артиллерии — подошёл Бюлов.

Вторая атака Нея, как казалось, опрокинула противника. Пехота опять бросила орудия и отошла, кирасиры снова прорвались вглубь британских позиций. Именно тогда Наполеон послал вперед последний кавалерийский резерв — кавалерию Келлермана и Гийо. Теперь уже около 9000 всадников пошли в третью атаку. Их встретила шотландская батарея Мерсера. Последний также получил приказ бросить орудия и отойти под прикрытие брауншвейгской пехоты, но он решил, что пехота не выдержит атаки, и его артиллеристы остались у орудий. Фактически одна эта бригада отбила третью атаку французской кавалерии.

Французская кавалерия снова перестроилась и двинулась в третью атаку.

Мерсер писал: Это была не яростная атака галопом, а расчетливое наступление мерным шагом, словно они были полны решимости добиться цели. Они надвигались в глубоком молчании, и среди общего грохота сражения единственным звуком, исходившим именно от них, были громоподобные содрогания земли от одновременной поступи огромной массы лошадей. С нашей стороны также царила сосредоточенность. Все твердо стояли на своих постах, с орудиями наготове, заряженными картечью поверх ядер; запалы — в запальных шахтах; запальные шнуры зажжены и потрескивали за колесами; <…> Это было в самом деле великолепное и впечатляющее зрелище![2]

Кавалеристы опять попали под залп артиллерии. Потери были так велики, что тела погибших не позволили пройти остальным — атака захлебнулась. В это время из рядов Веллингтона дезертировала нидерландская кавбригада Трипа и ганноверский полк. Они поскакали обратно в Брюссель, сея панику на своем пути.

Ней потерял треть своих солдат и лошадей. Многие офицеры были убиты. Потери Веллингтона тоже были серьёзны. У обеих сторон кавалерия стала практически небоеспособна. Удивительно, но во время этой атаки французы сумели захватить 4 или 6 знамен противника[5]. Некоторые каре англичан были полностью изрублены[6] Когда атаки завершились, было около 18:00.

После потери кавалерии и появления Бюлова у Планшенуа у Наполеона уже были все основания для отступления. Но вместо этого он приказал Нею штурмовать Ла-Э-Сент, ферму перед центром армии Веллингтона. Ней двинулся на ферму с дивизией Данзело. Ферму защищал майор Баринг и 378 человек. По недосмотру Веллингтона про эту ферму забыли и у защитников осталось всего по 3-4 патрона на ствол. Французы топорами сломали ворота, ворвались на ферму и перебили почти весь гарнизон, спаслось только 42 человека. Наполеон сразу велел переместить к ферме артиллерию. Так Веллингтон потерял важную позицию в центре своей армии. В это же время Дюрютт выбил принца Бернарда с фермы Папелотта.

3.5. Прибытие прусского 4-го корпуса

В 11 утра Блюхер двинулся из Вавра по труднопроходимым дорогам в сторону Ватерлоо. Груши ещё был в Валене, в 11:30 он услышал первые выстрелы — это начался штурм Угумона. Груши все же предположил, что это стреляют арьергарды Веллингтона и не отменил наступление на Вавр. Генералы (Жерар) предлагали «идти на пушки»(на звук стрельбы), но Груши не был уверен в правильности этого хода и не знал намерений Наполеона на свой счет.

В полдень авангард Бюлова находился в Шапель-Сен-Ламбер (6 километров от Планшенуа и 4 от фермы Папелотта). Цитен двигался примерно тем же путем — из Вавра в Оэн. Около 13:00 Блюхер был уже в Шапель-Сен-Ламбер и примерно через полчаса двинулся через болотистую долину на Планшенуа.

В 16:00 Груши приблизился к Вавру и получил письмо Наполеона от 10 часов утра, в котором Наполеон одобрял движение к Вавру. Груши убедился, что поступает в соответствии с планами Наполеона. В это время началась перестрелка под Вавром: Вандамм вступил в соприкосновение с корпусом Тилльмана. В это время передовые бригады колонны Бюлова, под командованием Хиллера и фон Лостхина, а также часть прусской кавалерии принца Вильгельма, пересекли долину реки Лан и приближались к Парижскому лесу. Лобау ждал их у Фришермона. В этот момент у Парижского леса Блюхер собрал ещё не все свои части, но действовать надо было немедленно — уже началась атака французской кавалерии на позиции Веллингтона. Блюхер велел наступать и его армия (Лостхин и Хилер) двинулась по обе стороны дороги на Планшенуа. Прусская батарея открыла огонь по французам Лобау — в основном, чтобы сообщить союзникам о своем появлении.

Десять тысяч пехотинцев Лобау двинулись в атаку на прусские бригады. У Лобау были свежие, ещё не задействованые в бою войска, и они сперва оттеснили измождённых солдат Бюлова. Но тут подошли остальные части и теперь Бюлов имел под командой 30 000 человек. Лобау отступил.

Около 17:00 Груши получил письмо (от 13:30) с приказом идти на соединение с Наполеоном, но он уже втянулся в бой под Вавром. У него были все шансы разгромить генерала Тильмана, который предупредил об этом Блюхера. Тот ответил: «Пусть генерал Тильманн защищается, как только может. Его поражение в Вавре не будет иметь значения, если мы победим здесь». Между тем Бюлов оттеснил Лобау из Планшенуа и одно из прусских ядер упало недалеко от Наполеона. Наполеон немедленно отправил генерала Дюэма(2 бригады, 4200 человек) вместе с Молодой гвардией и двадцатью четырьмя орудиями отбить деревню. Кавалерия Дюрютта, находясь в районе фермы Папелотта, была вынуждена развернуться и встретить пруссаков. Эти силы заставили Бюлова отойти.

3.6. Атака императорской гвардии

Между тем, когда в центре Веллингтон потерял Ла-Э-Сент, а ситуация под Планшенуа временно стабилизировалась, Наполеон пустил в дело свой последний резерв, Императорскую Гвардию. Эта атака, предпринятая в 19:30, должна была прорвать центр Веллингтона, и отбросить его назад, не давая соединиться с Блюхером. И хотя это один из самых известных фрагментов военной истории, нам до сих пор неизвестно, какие точно части участвовали в этой атаке. Скорее всего, в атаке участвовали только пять батальонов Средней Гвардии — но не гренадеры и не егеря старой гвардии.