Смекни!
smekni.com

Особенности исторического развития России (стр. 2 из 5)

.Средняя урожайность в России была низкой, а трудовые затраты исключительно высокими. Для того чтобы получить урожай, крестьянин должен был работать буквально без сна и отдыха. При этом использовались все резервы семьи, даже дети и старики. Женщины полностью были заняты на всех мужских работах. Тяжелые сельскохозяйственные условия, перенапряжение и включение в работу всех, от мала до ве­лика, предопределили специфический уклад жизни россий­ского землевладельца. В отличие от него европейскому кре­стьянину ни в средние века, ни в новое время не требова­лось такого напряжения сил, ибо сезон сельскохозяйствен­ных работ был намного больше. Это обеспечивало более благоприятный ритм труда и весь уклад жизни европейского крестьянина.

Характерной чертой крестьянского производства в Рос­сии была крайне слабая база животноводства. Заготовка кормов для скота каждый год становилась большой пробле­мой. Срок заготовки кормов в историческом центре России был крайне ограничен (всего 20—30 суток). За это время крестьянину требовалось запастись достаточным количест­вом кормов.

Не стимулировала развитие сельскохозяйственного про­изводства и внешняя торговля. Россия стояла далеко от ве­ликих торговых путей и до середины XIX в. не могла сбы­вать зерно за границу. Да и разрыв в производительности труда между Западной Европой и Россией был значитель­ным. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, в конце XIX в. один акр пшеницы в России прино­сил лишь одну седьмую английского урожая и менее поло­вины французского и австрийского.

Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйствен­ного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это сохраняло архаичные традиции общинной организации дере­венской жизни.

В отличие от Европы община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в. русские крестьяне все чаще расстаются с хуторской системой расселения (она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и села. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI в. возрастают защитные функции соседской общины, ее демократизм и урав­нительные тенденции.

Помимо организации сева, покоса и других коллективных полевых работ, община выработала комплекс мер для помощи обедневшим и разорившимся крестьянам. Пахотная земля раз­бивалась общиной на участки, разные по качеству почвы и уда­ленности от деревни. Всякий двор имел право получить на ка­ждом из этих участков одну или несколько полосок земли. Пе­риодически, по мере изменения ситуации внутри соседской общины, происходили переделы как способ достижения внутриобщинной «социальной справедливости».

Наряду с производственными функциями община решала такие социальные проблемы, как сбор податей, налогов, рас­пределение рекрутской повинности и другие.

Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX в. в рыночные отношения, общинные традиции сохранялись там вплоть до 1917 г.

Тысячелетнее существование в России общины, ее главен­ствующая роль в жизни русского населения являлись фактора­ми, кардинально отличающими весь уклад жизни россиян от западных традиций.

Высокозатратное, трудоемкое земледелие ставило сельское население перед необходимостью участия в нем практически всей семьи. Свободных рабочих рук не было. Для России, сле­довательно, была характерна узость рынка наемной рабочей силы. А это замедляло процесс становления промышленного производства, роста городов.

Бедность общества предопределяла и малочисленность слоя людей, живущих за его счет, так называемых «слуг* общества — ученых, педагогов, художников, актеров и т.д. А отсюда и поздний генезис светской культуры в России. Цер­ковь здесь гораздо дольше, чем в Западной Европе, осущест­вляла культурные и идеологические функции. Не случайно первые университеты в Европе появились в XII—XIII вв., а в России — в XVIII в.

Наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжелые условия труда русского землевладельческого населения нало­жили отпечаток на национальный характер. Речь идет прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. В то же вре­мя вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.

Таким образом, мы видим, что географические и природно-климатические факторы сказались на типе хозяйствования, на политическом и социальном строе страны, ее культурном развитии, на темпах протекания важнейших общественных процессов.

Тема 2. Роль государства в российской истории.

Одной из главных характерных черт российского истори­ческого процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к обществу. Каковы же истоки осо­бого государственного деспотизма в России? На этот счет имеются различные мнения. Историки-исследователи обра­щают внимание на ряд обстоятельств.

Древнерусское государство возникло под влиянием деятель­ности пришлого элемента — варягов, как результат освоения отдельными их отрядами огромной территории. Киевское госу­дарство, у истоков которого стояли варяги и их славянские и ославяненные потомки, образовалось не в результате естест­венной эволюции строя славянских племен. Ни князья, ни их дружинники не были выходцами из славянского общества, хотя впоследствии и произошла их ассимиляция. Заметное влияние варяжского элемента придало государственности как бы на­ружную, внешнюю форму. Славянские и финские племена, жившие на этой территории, восприняли привнесенные формы государственного устройства, но сохраняли свой родовой быт и родовую психологию.

Так формировалось особое политическое образование с не­обычайно глубокой пропастью между правителями и управляе­мыми. В Киевском государстве и киевском обществе отсутство­вал объединяющий интерес: государство и общество сосущест­вовали, сохраняя свои отличия.

В России с самого зарождения российской государственности стала вырабатываться ее низшая форма — государство-вотчина. Даже в более поздние времена российские императоры владели, а не правили Россией, имели в ней свой династический, а не государственный интерес. Традиция рассматривать вверенную им страну как собственность сохранялась у российских прави­телей вплоть до Февральской революции 1917 г. (до отречения Николая II от престола).

Укреплению государственного деспотизма способствовало ослабление прав и роли городов. Основные свои удары монго­лы обрушили именно на города. По подсчетам археологов, из 74 русских городов XII—XIII вв., известных по раскопкам, 49 были разорены Батыем. Города многих княжеств разруша­лись в XIII в. по несколько раз (Переяславль-Залесский — четыре раза, Суздаль, Рязань, Муром — три раза; Владимир — два раза и т.д.)1. В условиях постоянной внешней опасности города лишались старых вольностей. При этом резко возросла и роль князя.

И еще один фактор того времени, который предопреде­лил особое усиление верховной власти. В результате ордын­ского нашествия произошла гибель основной части господ­ствующего класса. По данным специалистов, в середине XII в. из двенадцати рязанских князей погибло девять, из трех ростовских — погибло два, из девяти суздальских кня­зей — пять. Анализ родословных книг московского боярства XVI в. свидетельствовал, что московские и северо-восточные роды бояр не имели предков до нашествия Батыя. Кроме того, в ходе нашествия погибла и основная масса дружинни­ков-феодалов. Ведь именно дружины вместе с горожанами защищали русские города.

Истоки всеобъемлющей роли государства по отношению к обществу во многом кроются и в особом характере скла­дывания Русского централизованного государства в XIV— XV в. Если в Западной Европе главную роль в процессе цен­трализации земель сыграли социально-экономические об­стоятельства, то русским землям объединение диктовали политические обстоятельства, прежде всего необходимость борьбы с внешней опасностью (Золотая Орда, Ливонский орден и т.д.) и установления национальной независимости. Такой процесс централизации, который шел при «опере­жающих» (по отношению к социально-экономическим) по­литических факторах, консервировал складывающиеся сугубо деспотические отношения.

В XIV в. между сильнейшими русскими княжествами (Московским, Тверским, Рязанским, Суздальским и Ниже­городским) разворачивается острое соперничество за закреп­ление великокняжеской власти. Московский князь Иван Iдействовал в этой борьбе наиболее хитро и беспринципно. Большую часть своего правления он провел либо в Орде, либо по дороге туда. Будучи ловким и даровитым дельцом (в народе его прозвали Калитой — «денежной сумой»), он нажил весьма значительное состояние, которое позволило ему не только исправно выплачивать свою долю Орде, но и покрывать недоимки других князей. Последним он одалживал деньги под залог их уделов, которые иногда забирал себе за долги.

Самым серьезным соперником Ивана Калиты в борьбе за благосклонность монголов был князь Тверской, имевший тогда великокняжеское звание. В 1327 г. в Твери поднялось антиордынское восстание, и тверской князь встал на сторо­ну восставших. Иван Калита спешно отправился в Орду и возвратился во главе объединенного монголо-русского кара­тельного войска, которое самым страшным образом разори­ло Тверь. В награду за верность Калита получил ханский ярлык на великое княжение и право самостоятельно соби­рать дань для Орды.