Смекни!
smekni.com

Убийство с применением огнестрельного оружия (стр. 10 из 12)

Практики, на основе данных теории криминалистики, предполагают при допросе, использовать следующие виды вопросов.

Побуждающие вопросы, которые вызывают и активизируют свободный рассказ допрашиваемого; направляющие – способствующие освещению вопросов, имеющих значение для дела и пресекающие уклонение от них [45, c. 154].

Также могут задаваться уточняющие вопросы, которые помогают более правильно и ясно изложить сведения, касающиеся того или иного обстоятельства дела. Напоминающие вопросы ориентируют на напоминание и учет известных, допрашиваемому, фактов, связанных с выясняемыми обстоятельствами. Сопоставляющие вопросы имеют своим назначением сопоставить имеющиеся в показаниях несоответствия, противоречия с целью их объяснения и разрешения.

При допросе свидетелей необходимо обращать внимание на реакцию допрашиваемого свидетеля на заданные ему вопросы. Так, например, свидетель может внешне проявлять чрезмерное внутреннее напряжение: покраснение лица, дрожание рук, ног, «бегающие глаза», либо давать показания автоматически, без сомнений и сбивчивости. Данные реакции могут являться причиной неискренних показаний допрашиваемого свидетеля.

Однако, следует учитывать, что неискренность свидетеля может быть связанна со страхом перед преступниками. Особенно когда свидетель является очевидцем убийства, совершенного с применением огнестрельного оружия.

Так по уголовному делу в отношении С., обвиняемого в убийстве двух лиц, свидетель Л. в суде призналась, что при даче показаний на предварительном следствии она боялась давать показания, так как С. после убийства двух потерпевших, угрожал убийством и ей [17].

Если следователь заметил, что свидетель боится давать показания, то ему необходимо сначала задать вопросы на второстепенные темы, выяснить черты характера свидетеля, чтобы при его допросе использовать наиболее верный тактический прием.

Порой выяснение условий быта свидетеля позволяет изобличить преступника. Так по уголовному делу в отношении Б. следователь, опрашивая свидетеля М., заострил внимание на личной жизни свидетеля М. и его мужа, который являлся потерпевшим [14]. М. пояснила, что уже около 10 лет проживает в браке со своим мужем М., но не так давно узнала от соседей о связи мужа с Б. (женой убийцы). Отношения любовников достаточно продолжительно развивались, в связи с чем, между Б. и потерпевшим М. сложились неприязненные отношения. Данные показания свидетеля М. позволили установить виновного и мотив убийства.

Приведенный пример характерен для тактики допроса свидетеля, которому знаком преступник. Если внешность убийцы неизвестна свидетелю, либо свидетель не был очевидцем преступления, то следователь должен выяснить приметы подозреваемого применительно к правилам словесного портрета. Установить, не видел ли свидетель кого-либо в районе места происшествия до или после расследуемого события, не рассказывал ли кто-нибудь о том, что находился там, в соответствующее время. Как указывалось ранее необходимо выяснить количество преступников, у кого находилось оружие, приблизительно какого вида оно было, кто произвел выстрел, как вел себя преступник и потерпевший в момент происходящего и может ли судить о том, что они ранее знакомы.

Иногда при допросе свидетеля может иметь место лжесвидетельство, рассчитанное на сговор с преступником. Для выявления лжесвидетельства необходимо сопоставить показания подозреваемого с показаниями свидетеля, допросить других свидетелей, отработать следственные версии и проверить алиби преступника, когда об этом утверждает лжесвидетель.

О следственных действиях, связанных с допросом подозреваемого и о тактике проведения иных следственных действий будет изложено в следующей главе.

ГЛАВА 3. Тактика проведения последующих следственных действий по делам об убийствах, совершенных с применением огнестрельного оружия

3.1 Выявление и задержание подозреваемого

Последующими следственными действиями по делам об убийствах, совершенных с применением огнестрельного оружия являются: выявление и задержание лица, совершившего преступление; его допрос; проведение таких следственных действий как освидетельствование, проверка показаний на месте, а для однозначного установления причастности к совершению убийства с применением огнестрельного оружия – назначение и проведение экспертизы.

Действия следователя по обнаружению лица, совершившего преступление, зависит от того, имеются ли в исходных материалах дела сведения о виновном.

В сборе информации о виновном немаловажную роль играют органы дознания, специалисты и общественность. Так следователь, путем допроса свидетелей выясняет, не видели ли они преступника, о чем указывалось в предыдущей главе работы.

Используя данные уголовного розыска и дознания, следователь определяет круг лиц, среди которых может находиться преступник. Речь идет о данных криминалистических учетов и особенностях элемента криминалистической характеристики – убийцы, совершающего убийство с применением огнестрельного оружия.

Немаловажно, еще при осмотре места происшествия, проанализировать сведения о личности погибшего, поскольку он с убийцей может быть связан в силу каких-либо отношений. Необходимо «изучить записные книжки, дневники, телефонные справочники, фотоальбомы, корреспонденцию и другие документы погибшего, отражающие аспекты его жизни [31, c.81-82].

В целях изобличения убийцы, его выявлении, задержании можно обратиться к населению через средства массовой информации с просьбой указать лицо с внешними признаками, аналогичными признаками лица, причинившего смерть.

При задержании подозреваемого в совершении убийства, совершенного с применением огнестрельного оружия, его необходимо освидетельствовать для установления причастности к совершенному преступлению.

В последние годы правоохранительным органам все чаще приходится сталкиваться с ситуациями, когда преступник оставляет оружие на месте происшествия. В таких ситуациях сложность состоит в установлении факта использования огнестрельного оружия конкретным лицом.

Анализируя справочники, руководства для следователей, учебники по криминалистике, следует отметить, что не всегда в них уделяется внимание следам, которые остаются на стрелявшем, его теле и одежде. Такие следы в течение нескольких дней остаются на руках убийцы, лице, ресницах, бровях, волосах, ушах, на обуви. Эти следы можно обнаружить через более длительное время.

Так, при выстреле происходит выброс в сторону стрелявшего нитратов от сгоревшего пороха, отдельных порошинок, смазочного вещества, остатков осалки и других элементов. Эти следы с большой силой проникают в одежду стрелявшего, внедряются в кожу и волосы, следы не сразу можно смыть водой, даже при использовании моющих средств. По особенностям расположения следов, использования огнестрельного оружия можно определить в какой руке стрелявшего находилось оружие, кто стоял с ним рядом и др.

На ладонной поверхности руки, в которой находилось оружие, остаются следы металлизации, смазочного вещества от рукоятки оружия и других его частей. На передней ногтевой фаланге указательного пальца может быть мозоль, характерные кровоподтеки в области плеча. Наличие этих следов может свидетельствовать о причастности лица к убийству.

Следы выстрела могут быть собраны стерильным, влажным тампоном, сухим или смоченным в дистиллированной воде (для последующей экспертизы должен быть сохранен образец ваты, которой производился смыв).

У подозреваемого необходимо тщательно осмотреть руки, их ладонную и тыльную стороны с целью выявления ссадин, видимых следов крови, мозгового вещества, загрязнений. Следы смазки от оружия, на руках подозреваемого могут быть выявлены в затемненном помещении с помощью источника ультрафиолетового света (остатки смазочного вещества обычно люминесцируют бледно-голубым светом). Обязательно изымается подногтевое содержимое и срезаются ногти (изъятое с каждого пальца помещается в отдельную пробирку).

Следы от применения огнестрельного оружия с поверхностей ушных раковин, лица, шеи изымаются путем смыва влажным тампоном. Волосы вычесываются мелким, чистым гребнем (гребень и волосы упаковываются отдельно); с различных частей головы, бровей и ресниц изымаются образцы волос. Наконец, изымается одежда, головной убор, перчатки, обувь, которые упаковываются отдельно в чистую кальку или хлопчатобумажную ткань.

Целесообразней для сравнения подобные исследования и изъятие проводить и у лиц, которые могли находиться рядом с подозреваемым.

Следы от применения огнестрельного оружия, оставшиеся на преступнике, имеют важное значение для уголовного дела. Поэтому, следует согласиться с мнением Е.Центрова, о том, что несоблюдение указанных выше требований при задержании подозреваемого является причиной, когда преступление остается нераскрытым [50, c.18-22].

После задержания подозреваемого, его необходимо допросить в качестве такового.


3.2 Допрос подозреваемого, обвиняемого

Допрос подозреваемого, обвиняемого является одним из важных следственных действий, которое способствует раскрытию преступления. В криминалистике данному вопросу уделяли внимание Н.И. Порубов [42], А.Н. Васильев и Л.М. Карнеева [27], А.Б. Соловьев [44] и др. криминалисты.

Перед допросом подозреваемого, обвиняемого, как и перед допросом свидетеля, следователь должен подготовиться к допросу.

Помимо установления психологического контакта с подозреваемым, обвиняемым, определения обстоятельств, подлежащих установлению, следователь должен избрать необходимые тактические приемы допроса. Они различны, но при выборе и возможности использования определенных тактических приемов в отношении конкретного обвиняемого следователь должен, опираясь на криминалистические и психологические методики, изучить личность допрашиваемого.