Смекни!
smekni.com

Духовная жизнь в зо-е годы (стр. 3 из 3)

Культура последних лет расширяется вширь. Обогащается спектр культурных начинания за счет развития различного рода общественных объеди­нений, движений, клубов, ассоциаций. Стал богаче культурный обмен с другими странами, исчезает чувство культурной изоляции. Создаются новые радиостанции. В общественные галереи, музеи, многие из которых появились за последние годы, а также на выставки возвращают художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Организуются новые оркестры, в том числе и симфонические, открываются новые театры. Вспомним в связи с этим, какое место в культурной жизни российского общества всегда занимало искусство театра. И в перестроечное время театр выполняет возложенную на него миссию. Он остается в авангарде общественной мысли, помогает своими средствами формировать гражданское согласие.

После периода практически полного развала отечественной системы кинопроизводства и кинопроката, когда по стране сотнями закрывались кинотеатры, и в этой области культуры сейчас наметился определенный подъем. Создается все больше фильмов, которые уже могут составить конкуренцию голливудской продукции и которые востребованы зрителем, ибо ему уже порядком поднадоел иностранный антураж на экране. Отечественное кино продолжает выполнять несколько основных функций: ознакомительную, воспитательную, критическую.

Духовная жизнь современного российского общества стала значительно богаче благодаря возвращения религии (ценностей религиозной культуры). Возвращение религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких как отчуждение от природы, утратой связи с традициями, моральная деграда­ция и т.д. Однако уровень религиозности, т.е. искренняя вера, довольно невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание ре­лигиозных ценностей.

Перспективы духовного культурного роста (развития) во многом зависят от результатов реформирования страны. Но не только. Важную роль здесь должна играть какая-то общая объединяющая идея (идеология). Однако национальная идея только тогда будет "работающей", когда ее поддержит большинство народа. Иначе получится как в изречении известного поэта-сатирика: "возглавляя партии и классы, лидеры вовек не брали в толк, что идея, брошенная в массы, это девка, брошенная в полк". Понятно, что организация любого общества, его стабильность, благосос­тояние народа, перспективы, которые открываются людям, тесно связаны со всей историей культуры этого народа. И у каждого народа, у каждой страны свой особый путь.

Заключая разговор об отечественной духовной культуре, оглянемся назад, в многострадальную историю этой культуры. Какие только страшные события не происходили в нашем Отечестве: войны, революции, бунты, завинчивание цензурных гаек, гражданская война, террор, - все эти ужасные, с точки зрения гуманизма, времена имели ведь культурные плоды и подчас незаурядные. Более того, в России существует парадоксальное явление - чем страшнее и сложнее жизнь, тем больше появляется подлинных шедевров культуры. Поистине, в русской культуре, как в классической механике, действие равно противодействию. Так что, пока жив русский человек с ним всегда будет его культура.