Смекни!
smekni.com

Алтайский шаманизм в сопоставлении с традициями древнеарийских племён (стр. 2 из 2)

Число 4 – символ Вселенной в его потенциальном состоянии. Согласно оккультному овладению священным кватернером, обеспечивает человеку магическое могущество. Шаманские посвящения связаны с испытаниями на воду, огонь и т. д.

4 великих элемента, которым соответствует 4 природных стихии, и 4 стороны света, по которым проявляется энергия, сила символизирует 4-кратное проявление Единого, 4 аспекта божественности. Сакральное представление о четырех великих и о четырех группах божеств хранителей сторон света в рамках учения о тенгри оказалось развитым системам 13 хранителей мира. Число 13 являлось как бы священное шаманской константы. 13 – это важная степень шаманского посвящения, 13 священных вершин насчитывали по традиции местности. 13 – это числовой символ устойчивости бытия (4, с. 214).

Мы уже упоминали выше о том, что рисунки на бубнах во многих случаях напоминают мандалу – одного из сложных сакральных символов, вид ритуального познания. Само слово мандалы отмечено уже в Регведе во многих значениях (колесо, кольцо, орбита, шар, округ, страна, пространство, совокупность, общество, собрание, возлияние, жертва, вид земли, вид растения и т. д.) которые в целом сводимы к пониманию крупного, а в некоторых случаях обнаруживает тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Мандала принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема мандалов представляет собой внешний круг с вписанными в него квадратами. Квадрат ориентирован по сторонам света.

Изображение мандалы как правило многочисленны и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными.

Наиболее универсальная интерпретация мандалы как модели Вселенной, карты космоса, причем Вселенная изображается в плане. Как это характерно для моделирования Вселенной с помощью круга или квадрата.

Сибирский шаманизм характеризуется сложной иерархией духов, богатой мифологией, многочисленными обрядами жертвоприношений и ритуальной традиций, в которой отразилась история этого народа.

За весь период существования шаманизм мог подвергаться влиянию, изменятся но исторические корни остаются не изменными.

все основные обрядово – мифологические концепции отдельные мифы и мифологические образы, символика и атрибутика белого шаманизма, а так же титулы основных служителей этой древней религии и многое другое восходит к наиболее ранней индоиранской и общеиндоевропейской религиозной мифологической системе.

Проникнув еще в бронзовом веке в Центральную Азию и Южную Сибирь эта древняя общеиндоевропейская религия должно быть функционировала с начала среди самих носителей индоевропейских диалектов, но в дальнейшем продолжала бытовать среди неиндоевропейских, тюрко-монгольских племен и народов ассимилировавших их. В то же время она оказала огромное влияние на ранние формы религии почти всех народов Евразии, в том числе в первую очередь на сибирское и центрально-азиатское шаманство.

В данной статье была сделана попытка проследить взаимосвязь и уловить сходство между культами древнейших индоиранских племён, обитавших на территории Индии во II тысячелетии до н. э. и религиозными представлениями народов Саяно-алтайского региона. используя выдающиеся древнейшие литературные памятники – Веды. В результате выявлены чёткие параллели, элементы которых навсегда зафиксирован в памятниках материальной культуры, а также в обрядах, обрядовых играх, танцах, песнопениях, праздниках, символике, и атрибутике белого шаманизма. коллекциях этнографических и краеведческих музеев, включающие шаманские бубны, ритуальные костюмы, изображения духов, приспособления для выполнения обрядов и т.д.

1. Бонгард-Левин Г.М., Гранковский Э.А. От Скифии до Индии: Древние Арии: мифы и истории. – 2-е изд., испр. и доп. – М., Мысль, 1983.

2. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.

3. Ригведа: Избранные гимны/Пер., коммент. и вст. ст. Т.Я. Елиразенковой. М., 1972.

4. Центрально-азиатский шаманизм; философские исторические религиозные аспекты (материалы международного научного симпозиума, 20-26 июня, Улан-Удэ, оз. Байкал). Улан-Удэ, 1996.

5. Шербаков В.И. Асгард город богов. М.,1999.