Смекни!
smekni.com

Национально-государственное строительство БССР в 1920-30 гг (стр. 3 из 4)

Увеличение Белоруссии означало, таким образом, создание в пределах республики единого района, который выделялся своими этническими, экономическими, культурными, историческими и другими особенностями. И это соответственно по-новому ставило вопрос административного районирования. 17 июля 1924 г. 2-ая сессия ЦИК БССР упразднила поветы и волости и создала округи и районы, которые в свою очередь были поделены на сельсоветы. Окончательное новое административно-территориальное деление БССР ЦИК и СНК республики было утверждено 2 января 1925 г. [3, с. 151-153].

В конце 1926 г. произошло новое расширение территории БССР. Это был второй этап. Президиум Всероссийского ЦИК 6 декабря 1926 г. постановил передать БССР Гомельский и Речицкий поветы (территория – 15 727 км2, население – 649 тыс. человек) [3, с. 154]. Также было опробовано введенное ранее административно-территориальное деление и выявлены его недостатки, в частности, округа оказались слишком мелкими. Поэтому в 1927 г. были упразднены 4 округа. Сетка районов оставалась прежней. При районировании учитывался национальный принцип. Национальные районы и сельские Советы были, по сути, дальнейшим развитием в практике государственного строительства принципа национально-государственного и административного обособления местностей с компактным национальным большинством [3, с. 154-156].

В 1924-1929 гг. в БССР происходила коренная ломка старого административно-территориального деления, и были испробованы новые формы. Переход системы местных органов, а вместе с тем и новой системы административно-территориального деления означал решение исключительно важных проблем государственного строительства. Это расширение территории БССР по своей значимости, по мнению Круталевича В.А., стоит в одном ряду с такими актами, как провозглашение белорусской государственности в январе 1919 г., восстановление ССРБ в июле 1920 г., вступление республики в качестве равноправного субъекта в состав Союза ССР в 1922 г. [5, с. 268].

В июне-июле 1930 г. ЦИК и СНК БССР взяли курс на упразднение округов, после чего осталась двухзвенная система местных органов власти и управления. Почти 100 районов управлялись из центра. Вместе с тем были расширены права сельских Советов. Были также пересмотрены границы районов по всей республике. Почти треть районов подлежала сокращению, но в 1931 г. стало ясно, что это не оправдало себя. В 1934 г. начинается процесс упразднения национальных административно-территориальных единиц, что объяснялось недостаточными основаниями для их создания. В 1935 г. не везде, но возобновляется создание округов: вдоль западной границы с Польшей округи объединили 24 района. Это возвращение к округам было подготовительным этапом к введению трехзвенной системы местных органов – к созданию областей, которые окончательно получили законодательное закрепление в 1938 г. В БССР было создано 5 областей: Минская, Витебская, Могилевская, Гомельская и Полесская. Таким образом, и города республики поделились на две категории: города областного подчинения и города в подчинении районным исполнительным комитетам [3, с. 183-187].

В 1939 г., уже в условиях начавшейся второй мировой войны, с БССР объединилась Западная Белоруссия.

Важным обстоятельством явилось создание Союза Советских Социалистических Республик и принятие его первой Конституции в 1924 г., что внесло значительные перемены в государственно-политическое положение Белорусской ССР, содействовало увеличению авторитета республики. Однако вместе с тем возникла необходимость внесения некоторых изменений в конституционное право БССР [3, с. 158].

Первый проект Конституции БССР, подготовленный в 1924-1925 гг., который закреплял широкие полномочия высших органов республики, был отклонен. Поэтому по инициативе ЦК Компартии большевиков Белоруссии была создана конституционная комиссия, которая и разработала необходимый проект Конституции, который был одобрен Бюро ЦК КП(б)Б. Окончательно проект Конституции был утвержден VIIIВсебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 11 апреля 1927 г. [3, с. 159]. Конституция БССР состояла из 13 глав и 76 статей. В ней закреплялась диктатура пролетариата [7, ст.ст. 1, 2], труд признавался обязанностью всех граждан [7, ст. 7], объявлялись различные демократические свободы: собраний, союзов, печати и др. [7, гл. 1], объявлялось о равноправии всех граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности [7, ст. 14], а белорусский язык определялся как «преимущественный для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями»[7, ст. 22]. Высшим органом государственной власти объявлялся Всебелорусский съезд Советов, в период между съездами – ЦИК БССР. А в период между сессиями ЦИК БССР высшим законодательным, распорядительным и контрольным органом власти являлся Президиум ЦИК, который выбирался на сессии ЦИК БССР. Для непосредственного управления отдельными отраслями государственной жизни создавался Совет Народных Комиссаров в составе председателя, его заместителей и комиссаров [7, ст. 45]. Главы 7 – 10 регламентировали порядок создания и деятельности местных органов власти и управления (высший орган власти в пределах округа или района – окружной или районный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов). В главе 11 закреплялись основные принципы избирательного права Белорусской ССР. Как мы видим по сравнению с предыдущей Конституцией 1919 г. и Дополнениями к ней эта Конституция охватывала многие положения государственной жизни и содержала статьи, которых ранее не было.

20-30-е гг. ознаменовались развитием промышленности и техники, что вызывало необходимость повышения образования и культуры, а следовательно самосознания народа. Но это не соответствовало интересам правящей верхушки, которые в конце 20-х – начале 30-х гг. развернули борьбу с демократическими устремлениями, начали «чистки», аресты, фальсификации уголовных дел и т.п. Чтобы придать репрессиям против народа некоторую видимость демократии, было решено внести изменения в Конституцию. Таким образом, в ноябре 1936 г. был созван XIIЧрезвычайный съезд Советов БССР, который подготовил Конституцию БССР (19 февраля 1937 г.) в полном соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и повторяла все ее основные положения. В этой Конституции в частности было сказано о том, что все важнейшие вопросы государственной жизни относятся к компетенции высших органов Союза ССР [3, с. 189-190]. По своей структуре и теоретико-технической разработке Конституция БССР 1937 г. была более совершенной по сравнению с предыдущей. В ней был намечен переход к разделу власти на законодательную (Верховный Совет БССР, Президиум Верховного Совета БССР), исполнительную (Совет Народных Комиссаров БССР) и судебную [8, ст.ст. 20, 39]. Новыми были разделы о бюджете [8, ст.ст. 76-79] и о суде и прокуратуре [8, ст.ст. 80-92]. В значительной степени были перестроены местные органы государственной власти. Ликвидировались окружные и районные съезды Советов и создавались Советы в округах, районах, городах, селах, местечках, деревнях, поселках [8, ст. 52]. Это деление просуществовало до 1938 г., до создания областей. Коренным изменениям подверглась и избирательная система [8, ст.ст. 109-118]. Объявлялась свобода слова, печати, митингов, уличных шествий и демонстраций [8, ст. 100], но только на бумаге, так как в то же время проводились массовые репрессии, людей уничтожали без всякой вины с их стороны.

Что касается создания и деятельности судов, то в БССР все общие судебные учреждения ликвидировались и заменялись судами, которые должны были создаваться на основе демократических выборов. Первые народные суды были созданы в Минске в феврале 1919 г., но нормальная работа этих судов началась лишь с 1921 г., когда был создан Народный Комиссариат юстиции и были выбраны народные судьи. В 1923 г. была проведена судебная реформа, согласно которой создавалась следующая система судов: 1. Народный суд; 2. Высший суд (в качестве суда второй инстанции); 3. Верховный суд БССР (судебный контроль и надзор за судебной деятельностью судов БССР). После возвращения в состав БССР ее восточных земель и проведения административно-территориального деления были опять внесены изменения в систему судов: в районе, городе – народные суды, в округах – окружные суды как суды второй инстанции и Верховный суд республики, который осуществлял надзор за деятельностью всех судов БССР. Такая система сохранялась и в последующие годы, и только в 1938 г. вместо окружных были созданы областные суды [3, с. 164-166].

В 1922 г. свою деятельность начала Прокуратура, которую возглавлял народный комиссар юстиции. Изменения в структуре Прокуратуры произошли в 1924-1925 гг., когда были введены должности прокуроров: окружных, участковых, камерных помощников окружных прокуроров. Кроме контроля за исполнением законов Прокуратура БССР должна была смотреть за предварительным расследованием и поддерживать обвинение в суде. Постепенно структура, компетенция и методика работы менялись [3, с. 166-167]. Все учреждение прокуратуры подчинялись непосредственно Прокурору СССР, им же назначался и Прокурор Белорусской ССР на пять лет. Это является свидетельством жесткой централизации органов прокуратуры в СССР.