Смекни!
smekni.com

Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики (стр. 3 из 4)

Итак, Афины и Спарта – две крайние, наиболее различавшиеся формы древнегреческого полиса. Первая из двух форм, сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена, обеспечивала гражданам гармоническое развитие личности и оказалась более способной к развитию, чем вторая – казарменная спартанская форма полиса. Афины не знали свойственной Спарте полной политической дискриминации всех людей физического труда. Именно Афинам суждено было стать главным оплотом греческой демократии и крупнейшим культурным центром Греции.

Тем не менее, было между Афинами и Спартой нечто общее, позволяющее считать их разновидностями одного типа государства – полиса. Любой полис представляет собой самоуправляющуюся, автономную общину, чаще всего не выходящую за пределы одного небольшого города и его ближайших окрестностей. Основная особенность полисной организации заключается в том, что в управлении государством участвуют, хотя не в равной мере, все члены данной общины, а не только избранный круг придворной знати.

Гражданская община (демос) практически сливается здесь с государством. В этом проявляется важнейший политический принцип, лежащий в основе полисной организации, - принцип подчинения меньшинства большинству, личности коллективу.

Для своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической организации господствующего класса. Его главное преимущество заключается в сравнительной широте и устойчивости его социальной базы и широких возможностях, которые он давал для развития частного рабовладельческого хозяйства. В правоспособности греки видели основной признак, отличающий гражданина от негражданина. В то же время полис был военно-политическим союзом свободных собственников, направленным против всех порабощенных и эксплуатируемых и преследующим две основные цели: 1) удерживать в повиновении уже имеющихся рабов; 2) организовывать военную агрессию против стран «варварского мира», обеспечивая тем самым пополнение рабовладельческих хозяйств необходимой им рабочей силой.

Развитие законодательства

Прогресс в области внутриполисного и международного права связан как с ростом городов, так и с требованиями народных масс о записи законодательства. В архаическую эпоху происходит гуманизация общественных воззрений, согласно которым существует некая божественная справедливость, распространяющаяся в равной степени на всех людей, независимо от их родовой или племенной принадлежности. В различных греческих государствах выдвигают пользующихся доверием граждан для записи законов. Древнейшие сборники законов свидетельствуют о прогрессе общественного правосознания. Из законов VII в. были особенно известны законы Залевка из Локр, законы Харонда из Катаны в Сицилии и законы Драконта в Афинах. Не существовало писаных законов только в Спарте.

Кодексы эти были еще очень несовершенны, имели казуистический характер и содержали множество архаичных правовых норм и обычаев: в основе своей законы Драконта были записью существовавшего обычного права. В задачу законодателей входила только запись старого права, обычно они не обращали внимания на произошедшие экономически изменения и пытаются бороться с ними путем запрещения. Так, по законам Залевка, запрещается всякая посредническая торговля, и крестьянин мог продавать свои продукты только потребителю. В области уголовного права господствует принцип «око за око, зуб за зуб».

Интересно процентное право того времени. Очевидно, что организация кредита, как элемента торгового оборота, была возможна только при материальной заинтересованности кредиторов. Тем не менее законодательство греческих государств борется со всякого рода процентными сделками. У Гесиода в его «Работах и днях» читаем: «С соплеменника бери только ссуженные деньги» (то есть, без процентов) (Лурье С.Я. История Греции. С. 154).

Однако, сам факт записи нельзя не оценить как положительный сдвиг, поскольку он свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитету полиса. Запись законов и введение правильного судопроизводства способствовали изживанию таких старинных обычаев, как кровная месть или мзда за убийство. Теперь в решении спора участвует вся община.

Передовые нормы морали и права распространяются в ту эпоху не только на соотечественников, но и на чужеземцев, граждан других полисов. Труп убитого врага уже не подвергается надругательствам, а выдается родственникам для предания земле. Свободных эллинов, захваченных в плен на войне, как правило, не убивают и не превращают в рабов, а возвращают на родину за выкуп. Принимаются меры для искоренения морского пиратства и разбоя на суше. Отдельные полисы заключают между собой договоры, гарантируя личную безопасность и неприкосновенность имущества граждан, если они окажется на чужой территории.

Тирания

Однако прогресс имел и обратную сторону. Стремительное развитие товарно-денежных отношений отрицательно сказалось на положении греческого крестьянства. Из-за аграрного кризиса крестьяне массово разоряются и пополняют ряды батраков – фетов. Разгорается нешуточная классовая борьба, формируется масштабное демократическое движение. Защищая свою собственность, богачи все чаще пускают в ход террор и насилие, и классовая вражда перерастает в настоящую гражданскую войну.

Во многих греческих городах длившийся десятилетиями социально-политический кризис разрешался установлением режима личной власти. Истощенная смутами полисная община уже не могла противостоять притязаниям влиятельных лиц на единоличную власть, и в городе устанавливалась диктатура «сильного человека», который правил, не считаясь с законом и традиционными учреждениями: советом, народными собраниями и т.п. Таких узурпаторов греки называли тиранами[9], противопоставляя их древним царям – басилеям, правившим на основе наследственного права или всенародного избрания.

Захватив власть, тиран начинал расправу со своими политическими противниками, их казнили без суда и следствия. В позднейшей исторической традиции само слово «тирания» стало в греческом языке синонимом беспощадного кровавого произвола. Острие политических тиранов было направлено против знати.

По-иному складывались отношения тирана с народом. Многие тираны архаической эпохи начинали свою политическую карьеру в качестве простатов, т.е. вождей и защитников демоса. Однако главной целью тиранов было всемерное укрепление владычества над полисом и в перспективе – создание наследственной династии. Осуществить эти замыслы тиран мог, лишь сломив сопротивление знати. Для этого ему и нужна была поддержка демоса. В своем «народолюбии» тираны обычно не шли дальше незначительных подачек и демагогических посулов толпе.

Тирания появляется только в государствах с сильным торгово-ремесленным классом; в государствах чисто земледельческого типа, как Беотия или Лакония, о тирании ничего не известно. Тирания оставила заметный след в истории ранней Греции. Колоритные фигуры первых тиранов – Периандра, Писистрата, Поликрата и др. – неизменно привлекали к себе внимание позднейших греческих историков. Стремясь увековечить свои имя, многие тираны привлекали к своим дворам выдающихся музыкантов, поэтов, художников. Такие греческие полисы, как Коринф, Сикион, Афины, Самос, Милеет, стали под властью тиранов богатыми, процветающими городами. Некоторые из тиранов вели довольно успешную внешнюю политику. Например, Периандр, правивший в Коринфе с 627 по 585 гг. до н.э., сумел создать большую колониальную державу, простиравшуюся от островов Ионического моря до берегов Адриатики. Тем не менее вклад тиранов в социально-экономическое и культурное развитие архаической Греции нельзя преувеличивать. Как писал греческий историк Фукидид, «все тираны, бывшие в эллинских государствах, обращали свои заботы исключительно на свои интересы, на безопасность своей личности и на возвеличение своего дома» (История Древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. С.111).

Однако, не имея прочной социальной основы в массах, тирания не могла стать устойчивой формой государственного устройства греческого общества. Позднейшие греческие историки и философы, например, Геродот, Платон, Аристотель, видели в тирании ненормальное противоестественное состояние государства, болезнь полиса, вызванную политическими смутами и социальными потрясениями, и были уверены, что долго это состояние продолжаться не может.

Тирания лишь ослабила родовую знать, но окончательно сломить ее могущества не смогла. Во многих полисах вслед за свержением тирании снова наблюдаются вспышки острой борьбы, и постепенно зарождается новый тип государства – рабовладельческий полис.

Заключение

Изучив разнообразные источники, в том числе и произведения древнегреческих философов, уделявших значительное внимание вопросу развития и существования государственности, можно сказать, что в силу исторически сложившихся предпосылок социально-экономического и общественно-политического характера появление полиса в Древней Греции было скорее неизбежным, чем неожиданным. Полис был основной формой политической и социальной организации античного общества и неотъемлемой чертой всей античной жизни. Именно характером полиса объясняется неповторимое своеобразие греко-римской цивилизации, и сам полис выступает как основной элемент, формирующий всю структуру этой цивилизации. Недаром она является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории.