Смекни!
smekni.com

Общая характеристика и условия возникновения гуманистической историографии в Италии (стр. 35 из 39)

Исторические условия возникновения Марксизма. Сильные и слабые стороны теории К.Маркса.

Возникновение марксизма было подготовлено всем ходом исторического развития. В 30-40-х годах XIX в. промышленный переворот охватил практически все страны Западной Европы и России. Это означало быстрое, но противоречивое развитие производительных сил, но одновременно проявлялась противоречивость этого процесса. Переход на машинное производство сопровождался удлинением рабочего дня, повышением интенсивности труда и превращением рабочего в придаток машины.

Все больший размах приобретали периодические экономические кризисы, вызывающие массовую безработицу и падение заработной платы трудящихся. Это сопровождалось нарастанием конфликта между пролетариатом и буржуазией, обострением классовой борьбы, возникновением и развитием рабочего движения в Англии, Франции, Германии. Новые процессы в экономике и общественной жизни капиталистических стран стали объектом всестороннего анализа К.Маркса и Ф.Энгельса.

В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Это ярко проявилось в период восстания лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834 г., чартистского движения

30-40-х годов в Англии, восстании силезских ткачей в 1844 г. в Германии.

Наряду с промышленным переворотом, революционными выступлениями рабочего класса важную роль в подготовке возникновения марксизма сыграли выказанные ранее идеи представителей немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), классической английской политической экономии (Смит, Рикардо) и французского утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон).

Марксизм – это целостная система представлений о сущности и судьбах капиталистического способа производства и будущем развитии общества на базе общественной собственности на средства производства. Как теоретическая система он состоит из трех взаимосвязанных частей:

- диалектико-материалистической философии, исследующей универсальные законы развития природы, общества и человеческого мышления и разрабатывающей соответствующий метод исследования общественных процессов;

- политической экономии, базирующейся на применении диалектического материализма к исследованию производственных отношений капитализма;

- теории социализма, основанной на политической экономии марксизма и описывающей будущее развитии общества.

Учение «марксизм», получившее свое название по имени его основоположника, было создано вынужденным эмигрировать из Германии революционным политическим деятелем Карлом Генрихом Марксом (1818 – 1883 г.) при непосредственном участии его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820 – 1895 г.).

К.Маркс родился 5 мая 1818 г. в семье адвоката в г. Трире. Ф.Энгельс также был уроженцем Рейнской области. Он родился в семье фабриканта в г. Бремене 28 ноября 1820г.

В 1835 г. Маркс поступил в Боннский университет, откуда вскоре перевелся в Берлинский университет, который окончил в 1841 г. Наряду с юриспруденцией большое внимание в университете К.Маркс уделял философии. Докторская диссертация, написанная им в период окончания университета, была посвящена философской теме. С экономической проблематикой К.Маркс столкнулся в 1842-1843 г.г., когда как редактор «Рейнской газеты» вынужден был разбираться с вопросами, касающимися частной собственности на землю. В 1842 г. К.Маркс познакомился с Ф.Энгельсом, который в отличие от Маркса не получил систематического образования. По настоянию отца, еще не закончив гимназию, он был вынужден заняться коммерцией. Будучи хорошо осведомленным в практических вопросах хозяйственной деятельности, Ф.Энгельс много занимался самообразованием и со временем стал прекрасным экономистом-теоретиком.

Основные положения нового учения с наибольшей полнотой изложены в знаменитой работе К.Маркса «Капитал». Первый том «Капитала» опубликован в 1867 г., второй и третий были подготовлены к изданию Ф. Энгельсом уже после смерти К.Маркса (1885 и 1894г.), четвертый, оставшийся в набросках, был выпущен в свет под названием «Теории прибавочной стоимости» учеником Ф.Энгельса Карлом Каутским в начале ХХ в.

Идеи К.Маркса оказали мощное воздействие на многие области обществознания - историю, социологию, политологию, политическую экономию. На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю ХХ в.

В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии. Интерес к марксизму сохранялся и на Западе. Он не утрачен и в наше время, достаточно сказать, что сегодня в мире существует несколько школ экономической мысли марксистской ориентации.

Критика теории К.Маркса

Основные положения общей теории Маркса

По признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и уто-пического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения за-кона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых -- идеи диалектики и материализма, у тре-тьих -- понятие классовой борьбы, элементы социологического ус-тройства общества. Автор “Капитала” является не един-ственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассма-тривавших политику и государство как вторичные явления по от-ношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно- следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капи-тализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.

Однако центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе “К критике политической эконо-мии”. Основная идея в этом произведении была сформулирована так: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -- производственные отношения, которые соответствуют определен-ной ступени развития их материальных производительных сил. Со-вокупность этих производственных отношений составляет эконо-мическую структуру общества, реальный базис, на котором возвы-шается юридическая и политическая надстройка и которому соот-ветствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, по-литический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей

определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определя-ет их сознание”. Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстрой-ки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию ис-тории с учетом развития производительных сил и производст-венных отношений, которая подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо “буржуазной общественной формацией, -- пишет он, -- завершается предысто-рия человеческого общества”. По Марксу, недиалектический под-ход и необоснованное признание законов капиталистической экономи-ки универсальными, не позволили понять представителям классичес-кой политической экономии, которые собственно открыли эти за-коны, что они имеют специфический и преходящий характер.

Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К. Маркса, сле-дует заметить, что идея анализа общественного развития как чередо-вания базиса и надстройки не проста в применении. Например, “про-изводительные силы зависят одновременно от технической осна-щенности и от организации совместного труда, которая в свою оче-редь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но “право -- это часть государства, а послед-нее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки”. Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, “для марксиста экономический подход означает, что ор-ганизация производства играет решающую роль, предопределяя со-циальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочи-ми и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса друго-му”.