Смекни!
smekni.com

Русская иконопись 2 (стр. 3 из 3)

Древнерусское государство, возникшее в IXв., приняло в 988г. христианство из Византии и тем самым оказалось вовлеченным в мощный поток византийской культуры. Её усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским.

Икона – это произведение искусства особого рода, представляющее собой не личное восприятие художника ветхозаветных или евангелевских лиц, событий и откровений, а как бы запечатлённую духовную истину.

Иконы писали на досках - липовых и сосновых. Доску сверху покрывали левкасом – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Сверху икону покрывали олифой. Икона канонична, иконописци использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утверждённые традицией и Церковью.

Икона не стремилась к реализму. В ней особенно бросается в глаза подчёркнутая небольшая глубина пространства, переданного в «обратной перспективе», т. е. состоящего лишь из ближнего и среднего плана. Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или желтым, красным, зелёным, синим) фоном. Иконописцы называют его светом. (Приложение 1)

Русские иконы древнейшего периода (XIXIII в.): Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Св. Георгия из Новгорода. Иконопись этого периода сочетала в себе творческие влияния, и создала свою систему общерусских эстетических ценностей.

Иконопись периода «Собирания Русских земель» (XIVXV в.):

Искусство этой эпохи отражает Нашествие монголо-татарского ига. Иконопись делится на:

Псковская иконопись: Для псковских икон характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, лица с несколько «пронзительным» выражением. Псковский колорит: преобладание красно-коричневого цвета и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и желтым. Иконы «Сошествие во ад» рубежа XIV – XV вв.

Феофан Гречин (Грек): Известный иконописец XIV в. родом из Византии, зномянитая икона «Богоматерь Донская».

Андрей Рублёв: самый знаменитый русский иконописец, который создал свой собственный оригинальный стиль, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению. Его иконы: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Троица».

Дионисий: Его взгляды были за богатую и политическую Церковь. Иконы им написанные: «Распятие».

Иконопись XVI в.: Искусство XVI в. всё теснее связывает свой судьбы с интересами государства. Существовала шаблонность и копирование великих произведений. Иконы этого периода: «Церковь воинствующая» , «Успение богородицы».

Иконопись XVII в.: разделение иконописи на две школы:

1. Годуновская - выполнены по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. В выполнение тяга к повествовательности, перегруженность композиций деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами.

2. Строгановская - связана с заказами именитого купеческого рода Строгановых. Она характерна искусством иконной миниатюры. Прокопий Чирин иконописец строгоновской школы

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.