Смекни!
smekni.com

Ранний железный век в КЧР (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исторический путь развития.

2. Новый этап в развитии производительных сил общества.

3. Ираноязычные скифы.

4. Эпоха освоения кавказцами железа.

5. Бурный XIII век.

6. История карачаевцев.


Благодаря своему географическому расположению на стыке континентов и своей уникальной и неповторимой природе Кавказ занял видное место в истории формирования человеческой цивилизации. Люди во имя обладания этой землей начали прибегать к захватническим войнам, сметая с исторической арены целые племена. И это неудивительно. Великолепная природа: цветущие долины и величественные горы, плодородные земли, прекрасные климатические условия, разнообразие растительного и животного мира богатство полезных ископаемых – всё это обусловило тяготение людей к этой земле. Подвергаясь постоянному давлению как с севера так и с юга древние предки современных circassian прошли долгий и очень сложный путь исторического развития.

На смену людям каменного века пришли племена чрезвычайно своеобразной и яркой майкопской культуры III тысячелетия до н.э., сооружавшие над могилами своих вождей громадные курганы. Во II тысячелетии до н.э. "майкопцы" постепенно отступают из Прикубанья на восток под давлением переваливших через Кавказский хребет из Причерноморья новых племен, строителей грандиозных каменных гробниц - дольменов. "Дольменники" занимают все горное Прикубанье до Эльбруса, а в I тысячелетии до н.э. начинается новый этап в развитии производительных сил общества - медь и бронза как основной металл для изготовления орудий труда и оружия уступает место более прочному железу. Начинается железный век, кончающийся в наше время и на наших глазах. Дольмены исчезают, и на богатой рудными месторождениями территории Карачаево-Черкесии формируется оригинальная верхнекубанская культура I тысячелетия до н.э., некоторыми своими чертами напоминающая знаменитую кобанскую культуру Осетии. Именно в эту эпоху на территории Карачаево-Черкесии расцветает Верхне-Кубанский очаг древней металлургии меди - употребление ее продолжалось наряду с железом. На склоне горы Кара-Бек, в верховьях реки Марухи, в результате длительной выемки рудной породы образовалась даже большая искусственная пещера, в которой ставропольским археологом Т.М. Минаевой были найдены обломки четырех каменных молотов. Оценивая уровень верхнекубанской культуры I тысячелетия до н.э., мы должны сказать, что она была не менее интересной и яркой, чем предшествующие культуры, а экономическое и социальное развитие местного общества шагнуло далеко вперед - наступил ранний этап так называемой "военной демократии", описанной Фридрихом Энгельсом.

Около середины I тысячелетия до н.э. в предгорьях области появились прославленные номады южнорусских степей - ираноязычные скифы. Им принадлежат курганы, тянущиеся цепочкой по левому берегу Кубани, которая в те времена, по сведениям "отца географии" Страбона, называлась "Гипанис". Продвигаясь вверх по течению Гипаниса, скифы вступили здесь в контакты с древнеедыгскими племенами меотов, жившими по течению Кубани. В одном из скифских курганов, раскопанных археологами, обнаружен скелет воина и его боевого коня с золотыми украшениями сбруи, в другом - воина сопровождали в потусторонний мир жены и слуги. Не привлекал ли скифов путь через Клухорский перевал? В то время он уже был известен - об этом свидетельствует найденный на Домбайской поляне бронзовый античный шлем, который мог попасть сюда только из одной из причерноморских греческих колоний.

В эпоху освоения кавказцами железа (1 тысячелетие до н.э. – начало 1 тысячелетия н.э.) обширные просторы их родины заселяли разные племена. Из свидетельств, оставленных античными авторами – Геродотом, Страбоном, Плинием, известно, что древнейшим народом Северного Кавказа были киммерийцы, которые представляли собой мощный племенной союз и вели завоевательные войны, захватив и области Северо-Западного Кавказа.

Основным населением в эпоху раннего железа были меоты, синды и родственные им племена Черноморского побережья. Сложение меотской культуры относится к 8 – началу 7 века до н. э. Большинство учёных уверены, что киммерийцы, меоты, синды, зихи являются предками адыгов (circassian). Синды занимали весь Таманский полуостров, левобережье низовьев реки Кубань черноморское побережье до современной Анапы. Ближе к синдам размещались тореты и керкеты, далее на юго-восток жили ажеи, зихи и гениохи. Все они приняли участие в образовании адыгского (circassian) народа.

В эту эпоху предки современных адыгов (circassian) приобрели навыки добычи и обработки железа. Это сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню лесов, изготовление орудий труда и оружия. Примитивный мотыжный способ обработки полей уступил место плужной технике, выращенное зерно убирали с помощью железных серпов. Но молотьбу производили примитивно: домашнюю скотину гоняли по току, и она вытаптывала зерно из спелых колосьев. Ведущей хлебной культурой становится просо.

Другой ведущей отраслью хозяйства было животноводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и свиней. Возросло значение коневодства, особенно в степных районах Северо-западного Кавказа. По-прежнему имели место рыбная ловля и охота, о чём говорят находки бронзовых фигурок оленя, медведя, кабана, горного козла и птиц.

На новые ступени поднялось ремесленное производство. Кузнецы усовершенствовали искусство древнейших кавказских металлургов: железные изделия – оружие и орудия труда – изготовлялись сыродутным способом. В качестве печей служили земляные ямы, в нижней части которых имелись проходы для притока воздуха. После разогрева костром ямы загружали смесью руды и древесного угля. Так выплавлялось железо. Кузнецы производили доспехи, части конского убора, украшения из бронзы; ювелиры – высокохудожественные золотые и серебряные изделия. Мастера керамических дел прочно владели искусством изготовления посуды на гончарном круге. Широко было распространено ткацкое дело, которое имело домашний характер (изготовлялись шерстяные ткани).

Хотя хозяйство меотов и синдов носило натуральный характер, но всё же обменные и торговые связи расширялись. Торговые караваны из Меотии и Синдии устремлялись на северо-запад – в области восточной Европы, к берегам Днепра и Дуная; с середины 6 века до н э тесные экономические связи налаживаются с Боспорским государством. Вывозили зерно, в особенности пшеницу, продукты животноводства, рыбу, изделия из бронзы и кожи. Ввозили расписную керамику, дорогие украшения из золота, оливковое масло, вино, оружие и пряности. Торгово-меновые связи поддерживались и со странами Закавказья, Передней и Малой Азии, Ближнего Востока (в курганах найдены урартийские мечи, стеклянные бусы из Финикии, Сирии и Египта).

Племенной союз меотов в начале 1 тысячелетия н.э. вступил в полосу кризиса и упадка, что было связано с частыми вторжениями завоевателей – сарматов и с усилением политической роли другого адыгского (circassian) племени зихов. “Зихи – называемые так на языке простонародном, греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, (circassian) сами себя называют “адыга”. Они живут на пространстве от реки Таны (Дон) до Азии” (из книги Дж Интериано “Быт и страна зихов, именуемых черкесами”).

В первых веках н.э. в верховьях Кубани и прилегающих с востока районах расселяются воинственные и полукочевые ираноязычные племена алан. Аланы подчиняют себе местное население и более чем на целое тысячелетие становятся хозяевами положения как здесь, так и на всем центральном Кавказе. Именно тут, в горах и на равнинах Карачаево-Черкесии, на торных путях к Черноморскому побережью, сложился в X-XI веках политический и культурный центр государственного объединения Алании, известного в византийских и мусульманских источниках.

Ближайшим и самым могущественным соседом алан на Северном Кавказе были тюркоязычные хазары, также создавшие в VII-IX веках государство - Хазарский каганат. Хазары подчинили себе алан, которые стали их союзниками. С этих пор хазары и аланы плечом к плечу отражают натиск арабов, рвавшихся на Северный Кавказ через Дербент и горные перевалы. В огне кровавых битв с арабами происходит сближение хазар и алан, и на фоне этих событий мы начинаем прослеживать истоки формирования современного карачаевского народа. В виде предположения это выглядит так.

В VIII веке арабы сумели несколько раз прорваться на Северный Кавказ и нанести хазарам чувствительные удары. В 725 году арабский полководец Джаррах прошел через Дарьяльское ущелье и вторгся в Аланию (одно из ущелий Ингушетии до сих пор именуется Джерахским). А в конце 20-х годов VIII века, по сообщению армянского историка Мовсеса Каганкатваци3, арабы дважды прошли через Абхазию, форсировали Клухорский перевал и нанесли хазарам неожиданные удары с фланга. Перед хазарами возникла необходимость укрепить путь по Кубани и обезопасить себя от дальнейших вторжений арабов.

С этой целью, очевидно, в середине VIII века хазары начинают сооружать мощную крепость на правом берегу Кубани, около селения Хумара, и помещают в ней свой гарнизон. Но этих мер было недостаточно. И тогда хазары, очевидно, расселяют на правом берегу Верхней Кубани и далее к востоку какое-то племя болгар, входивших в состав Хазарского каганата. Может быть, это было племя купи-булгар, известное "Армянской географии" VII века и жившее где-то на Кубани ("купи" происходит от средневекового названия Кубани - "Куфис"). Болгары обживают район, где ранее жили аланы, и понемногу смешиваются с ними, сохраняя свой тюркский язык. Так, судя по некоторым археологическим данным, восточнее верхнего течения Кубани образуется район с тюркоязычным населением.

Наступил бурный XIII век. В конце его 30-х годов началось татаро-монгольское завоевание Северного Кавказа, потрясшее весь край и перекроившее его этническую карту. Алания пала. Вместе с аланами были разгромлены и их союзники кипчаки, или половцы, - тюркоязычные кочевники, занявшие степи Предкавказья после гибели Хазарии в X веке. Преследуемые завоевателями, кипчаки бегут; часть их вместе с аланами переселяется в Венгрию, другая часть ищет спасения в кавказских ущельях. Эта часть кипчаков, вероятно, находит надежное убежище у родственных по языку тюрок - болгар Верхней Кубани. Обе группы тюрок в течение XIV-XV веков постепенно сливаются, но сохраняют два основных племенных подразделения: балкар (нынешние балкарцы, имя которых представляет реликт их древнего названия "болгар") и карачай (буквально "черная вода"; может быть, их степные предки жили на реке Кара-чай?). Впоследствии эти родственные ветви тюркоязычных горцев разошлись: карачаевцы остались в верховьях Кубани, где их в XVII веке под названием "карачиоли" знает итальянский миссионер Арканджело Ламберти4, а балкарцы передвинулись к востоку, в ущелья Баксана, Чегема и Черека. Сейчас они существуют уже как самостоятельные народы.