Смекни!
smekni.com

Древняя история Индии (стр. 4 из 6)

2. Постепенное обособление в привилегированной группе социально-политических верхов - брахманов и кшатриев.

Община состояла из большесемейных групп, главы которых имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами (в том числе и рабами из числа пленных иноплеменников, в основном рабыни).

Первые города в долине Ганга появились примерно в IХ-VIII вв. до н.э., время консолидации на базе первых протогосударств более или менее крупных ранних государств. Активное развитие вследствие этого ремесла и торговли. Вероятно, войны между правителями соперничавших государств.

3. Преобладание слабых и кратковременных государственных образований. Комплекс причин: относительная слабость политической власти в истории Индии, определявшаяся спецификой индийского общества с системой строго фиксированных статусов-сословий (варн, позже каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, т.к. внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции.

4. Варно-кастовая система.

«Варна» - вид, разряд, цвет, использовалась для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Предания Ригведы исходят из того, что деление общества на противостоящие друг другу слои извечно, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна брахманов[9], из его рук – варна кшатриев, из бедер варна простых земледельцев и скотоводов, т.е. рядовых общинников вайшья, из ступней - шудры. Представителей трех высших варн именовали «дваждырожденными», по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения (обряд инициации, в ходе которого на шею надевался шнурок определенного цвета и материала), после которого можно было стать домохозяином и отцом семейства.

Четвертая варна состояла из неполноправных неариев и пополнялась за счет подчиненных аборигенных народов. поскольку возникла позже других, то все те, кто по рождению не принадлежал к первым, вошли в четвертую. Неполноправные – не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых действиях наравне с представителями других варн.

С течением времени в положении варн происходили изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой. Варна вайшьев теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, становилась намного ниже первых двух. Шудры, напротив, приобрели ряд присущих другим варнам прав и тем повышали свой статус.

Сложившаяся таким образом система четырех варн стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия, статус и место которых были освещены непререкаемыми религиозными нормами. Религиозное освящение системы варн оказалось весьма эффективным. Система со временем не только не распадалась, а становилась все жестче, сильнее, разветвленнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами и подразрядами, более дробными подразделениями, т.е. превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней. Но это был медленный и постепенный процесс, на протяжении которого практически все племена и народы Индостана, все вторгавшиеся в Индию завоеватели, все находившиеся на разных уровнях развития группы населения различных родов деятельности и профессий находили свое место в общей для всей Индии системе каст. Если не находили, то оставались вне системы, в положении изгоев, неприкасаемых.

«КЛАССИЧЕСКАЯ ЭПОХА»

В начале II в. до н. э. последний представитель династии Маурьев был убит собственным военачальником. С этого времени начался длительный период неустойчивости и постепенного распада державы. В I в. до н. э. власть правителей Магадхи уже не распространялась за ее пределами.

Между тем Северо-Западная Индия испытывала мощный напор извне – вторжение иноземцев. Первыми появились греко-бактрийцы, прочно обосновавшиеся в Ганхаре. Вслед за греко-бактрийцами в I в. до н. э. в Индию проникли восточноиранские племена – саки (шаки). На северо-западе образовалось несколько мелких индо-сакских государств.

На рубеже новой эры некоторые области Северо-Западной Индии покорились парфянам. Первые века новой эры характеризуются политическим преобладанием в Центральной Азии Кушанской державы. По настоящему прочно Кушаны обосновались лишь в северо-западной Индии, но в некоторые периоды, возможно, распространяли свою власть и на значительные территории в долине Ганга.

Власть кушанских правителей в западной Индии была в значительной мере номинальной. Сакские кшатрапы этого региона нередко именовали себя царями. Резеденция «великих кшатрапов» находилась в старинном городе Уджаине – бывшей столице царства Аванти. В другом древнем городе – Матхуре пришла к власти династия индийского происхождения.

Наконец, в VI – V вв. новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов[10]. Один из первых Гуптов в начале IV в. заключил союз с самым могущественным немонархическим объединением Северной Индии (государство личчхавов). Настоящим основателем крупной державы был Самудрагупта, правивший в середине IVв. О его военных подвигах подробно говорится в высеченном на камне панегирике. В нем утверждалось, что Самудрагупта «искоренил» в Северной Индии власть девяти правителей, а в Декане – пятнадцати.

Расцвет Гупской державы относится ко времени Чандрагупты II (380-415 гг.), но уже вскоре после смерти этого царя усилилась тенденция к ее распаду. Ослабленное внутренними усобицами государство не могло противостоять внешней опасности. В конце V - начале VI в. страшное разорение было вызвано нашествием так называемых гуннов-эфталитов, пришедших из Центральной Азии. Северная индия затем распалась на множество мелких государств, в которой правили местные династии (одной из таких династий оставались Гупты). В послемаурийский период происходило становление независимых государств в областях к югу от Индо-Гангской равнины. Порою они даже опережали страны Севера в своем социальном и политическом развитии.

В истории стран декана центральное место принадлежало династии Сатаваханов. Основана она была. Очевидно, вскоре после распада Маурийской империи, а затем какое-то время соперничала с царями Калинги. Находки многочисленных надписей Сатаханов позволяют говорить, что в период расцвета государства во II в н. э. его основные центры находились в Западном Декане. Уже в III в. держава распалась. Местная ветвь династии сохраняла власть лишь на небольших территориях, а гегемония в регионах перешла к государствам Вакатаков и Паллавов

Конец I тысячелетия до н. э. и первые века новой эры – был временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использовались стенобитные машины и другие военные механизмы.

Уже во II – I вв. до н. э. в Западной и Южной Индии появились торговцы эллинистического Египта. Морское сообщение между этими странами значительно расширилось, когда стали использоваться периодические попутные ветры для плавания через Индийский океан. На крайнем юге Индии возникла даже римская торговля фактория Арикамеду.

Социальная структура.

Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Пахотная земля была разделена между отдельными семьями, силами которых и велось хозяйство. В неразделенной собственности находились лишь некоторые угодья, пастбища и пустыри. Глава семьи мог продать свой участок, но преимущественное право покупки принадлежало родственникам или соседям продавца. Все частные землевладения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим сочленам, но в свою очередь требовала от них участия в совместных работах на строительство дорог, каналов, по поддержанию деревенских святилищ, а также в празднествах и обрядах.

Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия в решении деревенских дел. Одну, более или менее замкнутую, группу составляли полноправные общинники-землевладельцы. Далеко не всегда они сами занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Безземельные работники принадлежали к более низкому слою населения деревни. Довольно значительный слой составлял и обслуживающий персонал – прачки, уборщики, сторожа, плотники, горшечники и т. п. Статус лиц был в принципе наследственным и неизменным.

Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Ремесленные объединения осуществляли не только контроль за деятельностью, ни и за образом жизни своих сочленов. Работали ремесленники как правило не на рынок, а на заказ. В качестве заказчика, мог фигурировать и богатый торговец, скупавший изделия для продажи в далеких странах. Городское ремесло прежде всего обслуживало нужды политической элиты - царского двора, провинциальной знати, чиновников, а товарообмен города и деревни оставался ограниченным. Внешняя торговля была значительно развитой, нежели внутренняя.