Смекни!
smekni.com

Русские монеты и денежное обращение 14-15вв (стр. 1 из 3)

План:

1. Введение

2. Русские монеты и денежное обращение XIV-XVвв:

2.1. Монеты Великого княжества Московского

2.2. Монеты Великого княжества Суздальско – Нижегородского

2.3. Монеты Великого княжества Рязанского

2.4. Монеты Великого княжества Тверского

2.5. Монеты Новгорода Великого и Пскова

3. Заключение

4. Библиографический список

Введение

Что может быть привычнее обыкновенной, по многу раз в день используемой монеты? Русский рубль, американский цент, шведская крона или ангольская кванза – все это маленькие диски, сделанные из разнообразных металлов, с изображениями и «легендой» (т.е. надписями, которые рассказывают о государственной принадлежности, достоинстве и дате выпуска). Такая, удобная в быту, монетовидная форма денег утвердилась много столетий назад, но отнюдь не всегда деньги были монетами.

Для древнего китайца привычными были деньги в форме металлических имитаций гребешков, лопат, колец и даже луковиц лилий. Древний грек без тени сомнения принимал в уплату товар четырехгранные железные прутья. Житель старой Монголии не шел на рынок без мешка с полуторакилограммовыми глыбами «кирпичного» чая – пропитанной телячьей кровью и высушенной в печи смеси листьев чайного куста и некоторых других растений. Наконец, небольшая красивая раковина каури на протяжении тысячелетий служила денежной единицей в Южной Азии, Африке и на островах Индийского океана.

Так что же объединяет каури с долларом, а «кирпичный» чай с фунтом стерлингов? Все это – законные, утвержденные государством платежные средства, принятые в торговле разных стран и народов. Именно законность их хождения и заставляет доверять достоинству этих платежных средств. По – гречески закон – «номос». От этого слова произошло другое – «номисма» (законное платежное средство, монета). Позднее, в эпоху средневековья, возникла наука о монетах и других формах денег, а также материалах и инструментах для их изготовления – нумизматика.

Русские монеты XIV – XVвв.

Чеканка собственных монет возобновилась на Руси в конце XIVв., после более чем 350- летнего перерыва. Новые экономические и политические условия развития Руси способствовали почти одновременному появлению чеканной монеты в различных русских центрах. Успехи в освободительной борьбе с монголо-татарским игом и особая роль в ней Великого княжества Московского предопределили возобновление монетной чеканки прежде всего, вероятно, именно в Москве. Начало собственной монетной чеканки стало возможным благодаря действию целого ряда факторов как экономического, так и политического свойства, сложившихся на рубеже XIV и XV вв. С одной стороны, необходимость в собственной монете определялась усиливающимся развитием и укреплением рыночных связей между различными русскими землями, которые обеспечивались заметным ростом товарного производства и его дифференциацией. С другой стороны, чеканка монет стала возможной благодаря концентрации монетного металла в крупнейших русских центрах, образованию в них значительных фондов серебра. Важную роль сыграла здесь и сильная политическая централизация отдельных русских земель и княжеств, без которой начавшаяся чеканка монет очень скоро бы заглохла.

Приоритет в возобновлении монетного производства оспаривают три сильнейших княжества конца XIVв. – Московское, Суздальско-Нижегородское и Рязанское. Среди исследователей нет единодушия по вопросу о времени и месте начала новой русской монетной чеканки. Большинство из них полагают, что первым приступил к чеканке монет великий князь московский Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) в 60-х или 70-х гг. XIVв. Вполне возможно, что начала чеканки следует отнести к 80-м гг. XIVв и связать появление первых русских монет с победой в Куликовской битве 1380г. Существует мнение, что чеканка началась в Великом княжестве Суздальско – Нижегородском при великом князе Дмитрии Константиновиче (1365-1383).

Слабая изученность значительного фонда русских монет конца XIVв. не позволяет считать этот вопрос решенным, однако наиболее аргументированным представляется мнение ученых, отдающих предпочтение Великому княжеству Московскому.

В нумизматике долгое время господствовало неверное представление об определяющей роли монетной чеканки Золотой Орды в возобновлении русского монетного производства. Оно покоилось на принимавшемся априори факте широкого распространения золотоордынских монет на территории Руси на всем протяжении золотоордынской чеканки. В настоящее время установлено, что монеты Золотой Орды на русской территории имели исключительно небольшой и ограниченный ареал. Топографирование находок джучидских дирхемов убедительно это доказывает – лишь отдельные единичные находки татарских монет встречаются за пределами Великого княжества Рязанского и Верховских княжеств, да и сюда они начинают проникать только в 60-е гг. XIVв. Не приходится и говорить о каком – либо принципиальном влиянии золотоордынской монетной системы на русскую. Что касается Великого княжества Рязанского, то специфика его монетной чеканки объясняется особыми условиями его исторического развития – пограничным положением, экономическими связями с Золотой Ордой и определенной политической зависимостью от нее, особенно на раннем этапе собственного монетного производства в конце XIVв.

Монеты Великого княжества Московского

Чеканку монет в Москве начал великий князь Дмитрий Иванович Донской. Чеканка началась в самом конце его княжения в 80 – е гг. XIVв. На лицевой стороне этих монет изображен человек с саблей или петух, а вокруг помещается надпись: «Печать великого князя Дмитрия». На оборотной стороне отчеканена легенда, подражающая татарским монетам и содержащая имя хана Тохтамыша. Эта надпись отражала вассальную зависимость русских князей от Золотой Орды.

Великий князь Василий I (1389-1425) продолжил чеканку в более крупных размерах. Характерно, что с некоторых типов его монет исчезают надписи, подражающие татарским. Этот факт можно рассматривать как результат определенных успехов в борьбе за освобождение от монголо-татарского ига. Сюжеты изображений на монетах становятся более разнообразными. Большую популярность приобретает изображение всадника с птицей на руке, являющееся, возможно портретом самого великого князя, принимающего участия в соколиной охоте, столь любимой на Руси.

Монеты великого князя Василия II Васильевича (1425-1462) буквально поражают множество типов. Здесь и различные изображения князя – на коне с птицей на руке, на коне с копьем, сидящего на престоле, и сцены охоты, изображения различных зверей и птиц. На лицевой стороне ранних монет этого князя изображен всадник с соколом, а на оборотной – мифический Самсон, раздирающий пасть льва, и круговая надпись: «Князь великий Василий».

Монеты Василия Темного ярко отразили острейшую борьбу за московское великое княжение между ним и его политическими соперниками - галичскими князьями. Основные этапы этой феодальной войны хорошо прослеживаются на нумизматическом материале, т.к. одним из действенных средств феодальной войны была порча монет, т.е. снижение их законного веса или ухудшение качества за счет уменьшения в монетах количества чистого серебра, завуалированного добавлением примесей. Например, резкое снижение веса московских монет произошло в 1446г., когда галичский князь Дмитрий Шемяка сел на московский престол. Поскольку такая монетная реформа прежде всего ухудшила положение трудового люда, очень скоро народное возмущение привело к изгнанию Дмитрия из Москвы. Захватив столицу, Шемяка какое-то время чеканил монеты, частично используя штемпели Василия II. Такие монеты несут на себе два имени. После возвращения в Москву в 1447г. Василия Темного постепенно налаживается монетное производство, сильно пострадавшее от хозяйничанья галичских князей. Вновь организуется денежный двор, стабилизируется вес монет, вырабатывается определенный и постоянный их тип. На лицевой стороне изображается голова человека, окруженная очень характерной надписью: «Осподарь всея земли русской». Знаменательно, но такую же надпись имела и государственная печать Василия II. В самом конце княжения Василия Темного появляются монеты с надписью: «Денга московская». При этом князе, видимо, появляются и первые медные монеты – пулы, которые чеканят в Москве и некоторых других городах.

В княжение Ивана III (1462-1505) практически завершается собирание русских земель и княжеств в единое государство. Это важнейший исторический процесс также нашел определенное отражение в нумизматическом материале. Прежде всего он проводился в прекращении самостоятельной чеканки монет Новгородом Великим и некоторыми другими центрами. В то же время постепенно отмирает система откупа монетной чеканки и начинает более или менее постоянно функционировать Московский денежный двор. На монетах все чаще изображается всадник, ставший своего рода гербом московских великих князей.

При Василии III (1505-1533) происходит дальнейшая централизация монетного производства. Прекращает самостоятельную чеканку Псков. Значительное число монет Василия III, как и часть монет его отца, имеет только лишь титул «государь всея Руси», без обозначения имени князя. Уже сам титул делал присутствие на монетах княжеского имени необязательным.

Метрология монет Московского княжества изучена еще недостаточно. Окончательно не установлена монетная стопа, а следовательно, и весомая норма, ранних монет Дмитрия Донского. Одни исследователи считают весовой нормой первых московских монет 0,92г., другие -0,98г, полагая при этом, что вскоре после начала чеканки Дмитрий Донской провел денежную реформу. Разногласия вызывает и вопрос о том, каким был первоначальный московский рубль 100 или 200- денежным. В.Л. Янин, предполагая, что рубль в Низовских землях был 200- денежным, пришел к выводу, что с понижением веса московской деньги Дмитрия Донского до 0,92 происходит отделение денежной единицы от весовой. Старый рубль сохраняется в виде весовой единицы – гривенки (204,756г), а новый является чисто денежной единицей в 184,28г. Дмитрий Донской начал чеканку монеты, исходя из теоретической нормы московского рубля - 102,378г, а затем опираясь на реальный полуслиток весом 91-94г. Интересные наблюдения В.Л. Янина, суть которых сводится к «возможности существования в определенные периоды двух монетных норм - официально объявленной, которую можно назвать исходной или теоретической и которая является результатом реформ, и неофициальной, несколько пониженной сравнительно с теоретической и постепенно все более понижающейся», подтверждают наше мнение.