Смекни!
smekni.com

Ранние конфуцианские погребальный и траурный обряды (стр. 4 из 5)

Табличка представляла собой дощечку длиной до тридцати сантиметров и шириной около пятидесяти сантиметров, золотом по красному лаку писался титул, посмертное имя усопшего, а также имя старшего сына, заказавшего табличку. Посмертное имя давалось каждому, и с этого дня нельзя было больше произносить имя, которое усопший носил при жизни. Кроме того, на табеле указывали первоначальное имя покойника, число, месяц и место его рождения и смерти и место погребения.[45]

Табличка духа предка была как бы двойной: с внутренним углублением, в котором делалась подробная надпись о покойнике, и внешней стороной – с сокращенной надписью. Если после смерти главы семьи умирала его жена, ее хоронили вместе с ним и для супругов делали общую табличку.[46]

Табличку умершего представляли и вводили в храм предков. Во времена династии Шан (XVI-XI вв. до н.э.) это происходило через год после смерти, в чжоуское время (XI-III вв. до н.э.) – по окончании плача, т.е. спустя три года, так как не спешили водворять умершего в число духов.[47]

Ровно через год после погребения совершалась жертва сяосян. Носившие годовой траур надевали после этого обычную одежду. В тот день вставали рано, еще до рассвета, готовили принадлежности для жертвоприношения и вынимали табличку. Совершавший траурную церемонию санчжу и остальные ее участники меняли траур на прежнюю одежду. Носящим большой траур дозволялось теперь есть постные блюда и плоды. Через два года приносилась жертва дасян. Она исполнялась по образцу сяосян. Спустя три года новый табличку вводили в число домашних предков (жу чжу), при этом главный предок перемещался из храма в особое место (Цянь чжу).[48]

Самый долгий траур, продолжавшийся три года по умершим родителем, отцу и матери. Траур по другим старшим родственникам был несколько короче, еще короче – по умершим братьям, тем более сестрам.[49]

Муж по жене носил траур в течение года. Жена по мужу должна была носить траур всю жизнь.[50]

Жившие далеко от родного дома при получении известия о трауре обязаны были немедленно возвратиться в свой дом, чтобы исполнить траур.[51]

Соответственно варьировалась и строгость траура. Наиболее полным и строгим траур должен был быть опять-таки в случае смерти родителей. Почтительный сын не должен ни причесываться, ни есть мяса, ни пить вина, ни смеяться, не слушать музыку. В случае смерти кого-либо из родителей он и все другие домочадцы обязаны одеть белые грубые одежды, воздерживаться от пищи, спать на рогоже, терпеть холод и все прочие жизненные неудобства, как бы подчеркивая этим свое горе. На все время траура не могло идти и речи о соблюдении календарных или семейных праздников, юбилеев и т.п. Даже важнейшие обряды – свадьбу, рождение сына, праздник в связи с получением ученой степени – следовало отмечать на скорую руку, без должной пышности и торжественности.[52]

По истечении срока траура родственники регулярно посещали могилу для принесения жертв усопшему. Ритуалом посещения могилы руководил наследник, устраивавший после этого угощение для родственников и одаривавший их в зависимости от степени родства с покойным.[53]

Траур должны были соблюдать все, независимо от их социального положения. Правильнее даже сказать, что чем выше положение человека, тем с большим тщанием и ревностью он был обязан соблюдать траур, демонстрируя свое высокое воспитание, свои нравственные качества, свою принадлежность к среде благородных цзюнь-цзы. Все чиновники на время траура должны были уходить в отставку – при этом они не теряли ни права на должность, ни влияние в обществе. В случае смерти императора, «отца отечества», в стране объявлялся всеобщий траур. Правда, этот траур длился сравнительно не долго для подданных – лишь родственники покойного были обязаны соблюдать его целиком. Однако выдерживать его следовало строго, если только, как сделал в свое время в предсмертном завещании ханьский Вэнь-ди, специально не было предусмотрено, чтобы народ не слишком усердствовал в трауре. «Пусть траурные одежды носят только три дня, пусть не запрещают свадьбы и жертвоприношения, пиршества и потребление мясо, пусть во время траурных обрядов плачут умеренно», - говорилось в указе Вэнь-ди.[54]

Если до окончания полного траурного периода по отцу случился траур по матери, то в таком случае нужно было, по истечении траурного времени по отцу и, облачившись в обычные одежды, совершить церемонию дасян. С ее окончанием следовало начать траур по матери. Но если дасян по отцу совпал со временем траура по еще не погребенной матери, то не следовало снимать траур и совершать жертву.[55]

Так же существовали и специальные оговорки, по которым предписывалось соблюдать в траурных обрядах трезвую умеренность – особенно в тех случаях, когда почтительному сыну за пятьдесят. Согласно этим правилам, во время траура не следовало допускать, чтобы слух или зрение были поражены вследствие голода и лишений, чтобы тело покрывалось лишаями из-за того, что человек не моется. Пусть находящийся в трауре вымоется, поест как следует и возвратится к ограничениям лишь после того, как почувствует себя лучше. Ибо, заключает «Лицзи», если в результате излишне ревностного соблюдения обрядов человек сделается совсем не способным выполнять далее свои траурные обязанности, то это равносильно тому, чтобы быть непочтительным к умершему.[56]

Заключение

Погребальный обряд и связанные с ним верования являются самой информативной сферой для изучения представлений о человеке. Погребальный обряд отражает всю совокупность религиозных представлений народа. В любой культуре «культ мертвых выступает в качестве устойчивой социокультурной модели, в которой закрепляются представления о жизни, смерти и бессмертии, выраженные в специфических отношениях к мертвым.

Во всем мире своим мертвым прародителям поклонялись многие народы, но в архаическом китайском обществе ритуал почитания умерших родичей получил весьма широкое распространение и со временем начал обставляться пышным церемониалом. Конфуцию осталось только актуализировать это влияние, сделать его частью общего культа древности, когда жили мудрые правители и их добродетельные подданные, ставшие предками нынешних правителей и подданных соответственно. Он вывел почитание предков за пределы сравнительно узкого круга знатных семейств, из локального родоплеменного обихода и сделал его общественно значимым ритуалом, обязательным для всего населения страны.

Рассмотрев ранние конфуцианские погребальный и траурный обряды, их содержание и последовательность, можно сказать, что соблюдение их для каждого человека, будь это император, или простой крестьянин, являлось основополагающим в отношениях к предкам. Каждая ступень погребального и траурного обрядов были четко регламентированы, жертвоприношение, выбор места захоронения, покупка гроба, правила захоронения – все оказывало решающее влияние как на самочувствие покойников, так и на благосостояние живых. Строго соблюдая сложный ритуал почитания душ предков, потомки рассчитывали на их помощь в самых различных земных делах. Обычно покойников просили продлить жизнь членов семьи, дать счастье и благополучие всему роду и т.п.

Соблюдение траура в семье и клане было делом не только семейным, но и общественным, соответствующим принятым нормам социальной этики. Государство шло на встречу родственникам умершего, предоставляя право временно уйти со службы и сохранить за собой определенные льготы.

Ритуалы и жертвы в честь предков рассматривались не как откуп от всемогущественных сверхъестественных сил, а как дань уважения, признательности и почтительности к предкам. Конфуцианство уделило огромное внимание погребальному и траурному ритуалам, сопроводило эти обряды огромной пышностью, праздничной торжественностью, красочным звуковым оформлением.

Однако погребальный и траурный обряды создавал многочисленные сложности в обыденной жизни верующих. Часто возникали самые различные ситуации, когда люди боялись решить тот или иной погребальный вопрос без совета геоманта, опасаясь не обеспечить должное будущее умершему. По мимо этого, погребальный и траурный обряды стоили много денег и не каждая семья могла позволить себе проводить предка с должной торжественностью, но какими бы бедными обряды не казались, они строго соответствовали тем нормам погребения, которые были указаны в конфуцианских канонах.

Столь строгое соответствие правилам погребения и траура начиная со II в. до н. э. привело к тому, что по большей части каждый китаец знает историю многих поколений своего семейства и могут не только назвать имена своих прапрадедов, но и перечислить все дела, дающие им право на память их потомства.

Список использованных источников и литературы:

  1. Алексеев В. М. В старом Китае. Дневник путешествия 1907 года. М., 1958.
  2. Алексеев В. М. Китайская литература. М., 1978.
  3. Васильев Л.С. История религий востока. - М: Восточная литература,-1988
  4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М: Восточная литература, 2001.
  5. Васильев Л. С. Роль традиций в истории и культуре Китая: Сб. ст. – М., 1972
  6. Дун Моли. Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая. – М., 2002
  7. Ермаков М. Культ предков в Китае: прошлое - настоящее – будущее // Журнал «Звезда» - № 5 - 2007
  8. Кейдун И. Б. К вопросу об отправлении траурного ритуала в традиционном Китае // Вестник АмГУ. – 2006. – №32. – С. 13-14
  9. Конфуций «Лунь Юй» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml
  10. Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. - М., 1983.
  11. Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. - М., 1978.
  12. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. - М., 1979.
  13. Крюков В. М. Текст и ритуал : Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. – М., 2000
  14. Переводы из “Ли цзи” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vostok.amursu.ru:8101/cont1/liji.htm
  15. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. Изд-е 3-е, испр. и доп. - М., 1987.
  16. Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской литературы М., 1978.

[1]Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. - М., 1983. -241 с.