Смекни!
smekni.com

Правление Хаммурапи (стр. 3 из 4)

Выставленный на городской площади "столб законов" должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же.

Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.

Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках, займа денежного и натурального - все это подробным образом регламентируется в кодексе. Для наиболее распространенных сделок, например купли-продажи, Законник предусматривает следующие условия действительности:

Из законника Хаммурапи о собственности

Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и свидетелей сделки.
Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью как вор.
Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть.
Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету.

В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата. Жену, которая позорит мужа или «расточает его имущество", разрешается "отвергнуть" или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет прав на развод. Для него не существует юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены.

Для жены установлены три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности. В то же время жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству, дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.

В Законнике Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Долю умершего получают его дети. Усыновленные дети наследуют на равном основании с"законными" детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими и только движимое имущество. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за "тяжелый грех" и по разрешению судей, которые исследуют дело.

В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть "равным" преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: "око за око, зуб за зуб". Когда по характеру преступления применение принципа "равным за равное" в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы ит.д. Уголовное право Законника отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью. Смертная казнь упоминается в Законнике в 30 случаях и это при умолчании о государственных преступлениях и много других. Была она, как правило, мучительной: это сожжение, утопление, посажение на кол и т. п. Вместе с тем Законнику не чуждо представление о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить.

Из законника Хаммурапи о преступлениях

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку.
Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если он не укрепил насыпь на своей земле и вода прорвала её, затопила поля соседей, пусть виновный возместить им убытки.
Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой, но работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу.
Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его хозяин не мог. И убить его он не имел права — иначе у него самого в наказание убивали сына.
Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить.
Если же он причинит смерть сыну домохозяина - должно убить сына строителя"
Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере.
Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
Если же вору нечем отдать - его должно убить.
Если управитель станет расточать имущество хозяина, должно разорвать его на этом поле с помощью скота.

Законник Хаммурапи определяет штраф в строго определенных размерах. Величина штрафа может быть большей или меньшей. Она зависит как от тяжести преступления, так и от социального положения сторон.

Вот соответствующий пример:

Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.
Если авилум ударит по щеке равного себе, он должен отвесить одну мину серебра (500 граммов) :
Eсли мушкенум ударит по щеке мушкенума - он должен отвесить 10 сиклей серебра (в 6 раз меньше ).

Из законов Хаммурапи о лекарях

Если лекарь сделает человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спасет ему жизнь, ему следует заплатить 10 сиклей серебра.
Если он сделает операцию рабу и спасет ему жизнь, ему следует заплатить 2 сикля серебра.
Если он сделает человеку тяжелую операцию бронзовым ножом, а больной умрет, лекарю следует отрубить руку.
Если он сделает операцию рабу и тот умрет, лекарь пусть даст хозяину другого раба.
Если человек в драке нанес другому рану, он должен поклясться, что сделал это неумышленно. В любом случае пусть он заплатит за лечение.

О судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало. Судоговорение происходило публично на паперти храма. Судебные функции осуществлялись, как правило, специальным чиновником, но были и какие-то судебные коллегии, составленные из " старейших и именитых людей города". Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей.