Смекни!
smekni.com

Концепции Цицерона о государстве и праве (стр. 3 из 3)

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последу­ющую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего вели­кого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской револю­ции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).

Заключение

Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений. Среди них -- знаменитое определение государства ("дело народа"), данное Цицероном, а также его идея о праве (законе) как связи, основе общества. Значительное влияние на обособление теории права от философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими догмы права. Проблема преодоления политического отчуждения в политико-правовой идеологии Древнего Рима выражена слабо. Терминологически она намечена определением государства как "дела народного", теоретически -- оправданием системы сдержек и противовесов, предупреждающих вырождение республики в тиранию. Цицерон определял право как связь общества (народа), но в его понимании оно распространялось лишь на свободных; кроме того, он утверждал, что при грохоте оружия (в период войны) умолкают законы. Совершенно исключительное значение в истории общественно-политической мысли принадлежит христианству. Сложность самого процесса становления новой мировой религии, отражение этой сложности в христианском каноне (Новый завет) обусловили и долговременное господство христианства в Европе, и возможность использования его в средние века в прямо противоположных целях: от апологии рабства (Августин) и крепостничества (Фома Аквинский) до обоснования демократически-революционных (табориты) и коммунистических (Томас Мюнцер) программ.

Список использованной литературы

1. История политических и правовых учений./Под ред. В.С. Нерсесянца.- ИНФРА-М-НОРМА, 1997

2. История политических и правовых учений. / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2008

3. Питерская А. Л., Батаева Е. В. История политических и правовых учений. – М.: МГИУ, 2007

4. Скирбекк Г. История философии. – М.: ВЛАДОС, 2008

5. Таранов П.С. Анатомия мудрости.- Симферополь: Таврия, 1996.- Т.1