Смекни!
smekni.com

Красный террор 2 (стр. 6 из 9)

9 апреля 1921 года Ф.Дзержинский пишет Лацису следующее:

Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновлённой форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой… Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК…[66][67]

При реализации политики борьбы с инакомыслием и контрреволюцией важным моментом являлась окончательная ликвидация какого-либо влияние церкви на политическую и социально-культурную ситуацию в республике и избавление от так называемого «реакционного духовенства». В частности, политику РКП (б) времён красного террора проясняет письмо В. И. Ленина, направленное руководящим органам Политбюро, ОГПУ, Наркомата юстиции и Ревтрибунала от 19 марта 1923 года:

«Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать[68][69][70][71]"

По оценкам некоторых историков, с 1918 до конца 1930-х в ходе репрессий в отношений духовенства были расстреляно либо умерло в местах лишения свободы около 42 000 священнослужителей. Схожие данные по статистике расстрелов приводит Свято-Тихоновский Богословский институт, проводящий анализ репрессий в отношении священнослужителей на основе архивных материалов, сообщая о 3000 расстрелов в 1918 году.[72].

Реабилитация духовенства, подвергшегося красному террору была осуществлена Указом Президента РФ № 378 от 14.03.1996 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», который осудил «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий» (ст.1 Указа).

В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады.
Председатель ВЦИК Калинин, Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин)[73][74][75]

Утверждается, что 11 ноября 1939 года данное решение было отменено опубликованным в газете «Правда» Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) № 1697/13 «Вопросы религии» за подписью И. В. Сталина:

Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей церкви, преследования верующих. Указание тов. Ленина от 1 мая 1919 г. за № 13666/2 «О борьбе с попами и религией», адресованное Предс. ВЧК Дзержинскому Ф. Э., и все соответствующие инструкции ОПТУ-НКВД, касающиеся преследования служителей Церкви и православных верующих, — ОТМЕНИТЬ. НКВД СССР произвести ревизию всех осуждённых и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительной деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание, не связанное с лишением свободы осуждённых граждан по указанным мотивам, если их деятельность не нанесла вреда советской власти. Вопрос о судьбе верующих, принадлежащих к другим конфессиям, ЦК примет решение дополнительно.
Секретарь ЦК И.Сталин[73][74]

В. Карпов утверждает, что на основании этого решения Политбюро из лагерей ГУЛАГ НКВД СССР было освобождено 12860 человек, из под стражи так же освобождено 11223 человека, что следует из справки НКВД ЦК ВКП (б) СССР от 22 декабря 1939 года:

Во исполнения решения ПБ ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 года за № 1697/13 из лагерей ГУЛАГ НКВД СССР освобождено 12 860 человек, осуждённых по приговорам судов в разное время, из-под стражи освобождено 11 223 человека. Уголовные дела в отношении их прекращены. Продолжают отбывать наказание более 50 000 человек, деятельность которых принесла существенный вред советской власти. Личные дела этих граждан будут пересматриваться. Предполагается освободить ещё около 15 000 человек.[75]

Подлинность данного решения Политбюро ставится под сомнение историками-специалистами по архивам. См. http://scepsis.ru/library/id_1686.html Ранее, 12 сентября 1933 года ЦК ВКП (б) на заседании Политбюро принимает решение о защите храмов и церквей от сноса и переоборудования под хозяйственные цели и сообщается статистика о уничтожении 150 храмов и церквей с 1920 по 1930 год, переоборудовании 300 храмов и церквей в цеха, клубы, тюрьмы и другие объекты, что зафиксировано в секретном протоколе заседания № 1037/19 за подписью И.Сталина[75].

…ЦК считает невозможным проектирование застроек за счёт разрушения храмов и церквей… Органы Советской области и рабоче-крестьянской милиции ОГПУ обязаны принимать меры… по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества[75].

Однако некоторые историки утверждают, что вышеуказанные документы являются подложными, сфабрикованными для достижения формирования и внедрения в общественное сознание мифа о расположенности Сталина к Церкви и православной религии ещё до войны, создания положительных образов «православного» Сталина и «патриотического» сталинского руководства[76].

Еженедельник ВЧК и красный террор

Ф. Э. Дзержинский публикует распоряжение об издании «Еженедельника ВЧК», которому поручено публиковать известия о деятельности органов ЧК по ликвидации контрреволюции и «искорениению нежелательных элементов».

В течение практически шести недель до закрытия постановлением ЦК партии (по требованию ряда руководителей партии и челнов ЦК), «Еженедельник ВЧК» сообщает о взятии заложников, арестах и отправке в концентрационные лагеря, расстрелах и ликвидации. Таким образом, издание представляет собой официальный источник информации относительно красного террора с сентября по октябрь 1918 года. Согласно сведениям газеты, ЧК Нижнего Новгорода по руководством Н. Булганина, ликвидировала с 31 августа 141 заложника; 700 заложников были подвергнуты аресту в течение нескольких дней. В городе Вятка Уральская ЧК произвела в течение одной недели казнь 23 «бывших жандармов», 154 «контрреволюционеров», 8 «монархистов», 28 «членов партии кадетов», 186 «офицеров» и 10 «меньшевиков и правых эсеров». ЧК Иваново-Вознесенска сообщает о 181 заложниках, уничтожении 25 «контрреволюционеров» и основании «концентрационного лагеря на 1000 мест». ЧК города Себежа ликвидировала «16 кулаков и попа, отслужившего молебен в память кровавого тирана Николая II»; ЧК Твери — 130 заложников, 39 казнённых; Пермская ЧК — 50 ликвидаций. Приведённый перечень — лишь небольшая часть информации.[77]

В то же время и другие печатные издания осенью 1918 года открыто публикуют информацию о тысячах произведённых арестах, сотнях казней и мерах по устрашению и предупреждению контрреволюции. К примеру, газета «Известия Царицынской Губчека» сообщает в официальных сводках о ликвидации 103 человек с 3 и 10 сентября, С 1 по 8 ноября 1918 года 371 человек был арестован ЧК, из них 50 были казнены, другие приговорены органами ЧК «к заключению в концентрационный лагерь в качестве профилактической меры как заложники вплоть до полной ликвидации всех контрреволюционных восстаний[78]». «Известия Пензенской Губчека» публикуют следующую информацию:

За убийство товарища Егорова, петроградского рабочего, присланного в составе продотряда, было расстреляно 152 белогвардейца. Другие, ещё более суровые меры будут приняты против тех, кто осмелится в будущем посягнуть на железную руку пролетариата

6-го октября 1918 года 3-й номер издания публикует статью «Почему вы миндальничаете?», автором которой являлся Председатель нолинской ЧК[43]:

Скажите — почему вы не подвергли …Локкарта самым утончённым пыткам, чтобы получить сведёнія, адреса, которых такой гусь должен иметь очень много? Скажите, почему вы вместо того, чтобы подвергнуть его таким пыткам, от одного описанія которых холод ужаса охватил бы контр-революціонёров, скажите, почему вместо этого позволили ему покинуть Ч. К? Довольно миндальничать!… Пойман опасный прохвост… Извлечь из него всё, что можно, и отправить на тот свет.[43]

Дело «Национального центра»

23 сентября 1919 года ВЧК опубликовала обращение «Ко всем гражданам Советской России!», в котором сообщалось о раскрытии контрреволюционной организации «Национальный центр» (НЦ) и о расстреле её руководителей: члена ЦК партии кадетов Н.Н. Щепкина, А.Д. Алферова, Н.А. Огородникова и других.