Смекни!
smekni.com

Племенной союз саков (стр. 3 из 3)

Покойник был одет в замшевую красную куртку, от которой сохранились маленькие кусочки, сплошь обшитую золотыми треугольными бляшками, имитирующими пластинчатый доспех. Кожаные, заправленные в сапоги, штаны украшены кантом, из золотых бляшек, голенища кожаных сапог обшиты треугольными бляшками, борта куртки — рядом блях в виде оскаленной морды барса, а талия была стянута кожаным поясом с нашитыми массивными золотыми бляхами. Всего их тринадцать — три в виде фантастического существа с коне-оленегрифоном и 10 блях — в виде головы лося.

Голову погребенного украшал высокий кожаный колпак с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами, изображающими горы, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного барана — архара. На шее умершего — гривна, концы которой украшены головками барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками. На двух пальцах надеты перстни — один с гладким щитком, другой с изображением головы человека в нимбе из лучей.

На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножнах. Меч железный, он имеет серповидное навершие ручки. Слева подвешен кинжал-акинак. На железном его клинке посередине из золота выполнено изображение извивающихся змей. Ножны кинжала украшены накладными пластинками, одна с изображением коня, другая — оленя. Датируется курган Иссык IV в. до н. э.

Искусство саков для нас представлено в основном наскальными рисунками

и металлическими предметами звериного стиля. На территории Кыргызстана

известны сотни пунктов с петроглифами. Наиболее изученными является САЙМАЛЫ-

ТАШ – Ферганский хребет ЧААР-ТАШ на восточных склонах хребта Суусамыр-Тоо.

Все предметы звериного стиля; найденные на территории Кыргызстана,

можно разделить на две группы: предметы случайного происхождения и

обнаруженные в древних погребениях. К находкам первой группы можно отнести серию предметов звериного стиля, найденных на Иссык-Куле; бронзовые литые светильники и жертвенные столики со скульптурными изображениями барсов, сцен нападения льва на козла; круглая бляха с барельефным изображением

зверей (гон оленей и кабанов), изображение яков на золоте и нефритовом

камне. Значительный интерес представляет бронзовая кольцевидная бляшка

с изображением бегущих козлов и хищников, являющая собой прекрасный

образец искусства звериного стиля; имеются также бляшки для

перекрещивающихся ремней узды с рельефным узором на щитке и подпружные

пряжки. К группе сакских вещей должна быть отнесена роскошная золотая

серьга с инкрустацией и зернью, с изображением двух соколов, обращенных

головами в разные стороны «это первая находка, указывающая на бытование в

Средней Азии и Казахстане в сакскую эпоху золотых ювелирных изделий с

цветной перегородчатой эмалью и зернью».

Чрезвычайно интересна полая скульптура петушка, спаянная их двух самостоятельно отлитых половинок листового золота. Особо следует остановиться на предметах вооружения: Это железные и бронзовые наконечники стрел, обломки меча, и т.д. Также имелись мечи – акинаки скифского происхождения. Они имеют бабочковидное перекрытие и грибовидное, брусковидное, почковидное навершие.

«В каждом из творений искусств сако-скифского мира нас покоряет динамика и движение. Как бег иноходца, как неукротимый ветер. Это искусство полнее, чем любое сочинение древних авторов раскрывает сущность первых кочевников – сынов непрерывного движения по дикой первозданной красоте ковыльных степей и снежных гор. Это было искусство всадника с горячей кровью»

В искусстве саков широко представлены орнаментальные мотивы: заштрихованные и заполненные точками ряды треугольников; розетки, пальметы, полуокружности, спирали и прочее. На одной из серии бляшек из Барскоуна был, оттиснут сложный вариант «дерева жизни». Орнамент покрывал стенки сосудов; плоскости костяных и золотых пластинок. В древнем своеобразном искусстве саков отразилось их мировоззрение, восприятие мира, и идеология.

Религия.Результат находки жертвенных комплексов саков на Иссык-Куле, привел к постановке Б.М.Зиммой и А.Н.Бернштамом вопроса об исповедывании этими кочевниками зороастризма – сложной системы религиозных воззрений о борьбе двух начал – добра и зла.

Согласно учению зороастризма, в основе мира лежат два начала – свет и тьма. Первое в понимании исповедующих эту религию, было представлено, солнцем, плодородием, растительности и домашними животными. Создателем мира света и мира добра зороастрийцы считали бога Ахура-Мазду (Аура-Митра). Второе начало – тьма, было представлено крупными и мелкими хищниками; различными насекомыми, распространяющими заразные болезни и наносящими вред сельскому хозяйству различного рода пресмыкающимся и всем тем, что причиняло зло человеку в его домашнем хозяйстве и жизни. Творцом этого начала считался злой дух Ариман. По учению зороастризма; в мире происходит постоянная борьба света и тьмы, борьба благого начала со злым и она обязательно закончится торжеством добра.

Основным священнодействующим средством в этой борьбе зороастрийцы считали огонь, поэтому огонь не должен был никогда угасать, и зороастрийцы поддерживали беспрерывное горение в специально для этого предназначенных приспособлениях – жертвенниках. Жертвенники создались именно для этой цели, об этом свидетельствует и их устройство, и внешнее убранство. Хищники символизировали злое начало, им противопоставлялись в борьбу с ними домашние животные – выразители доброго начала, огонь – священное средство, созданное богом Ахура-Маздой, поддерживал эту борьбу.

Иссык-кульский комплекс, о котором говорили исследователи, был найден в ущелье – явно в культовом месте. Бернштам считает: «изображения козлов встречались или в сценах охоты, или в сочетании с изображениями исполняющих культовый

танец людей». Еще Бернштам, используя араванские наскальные изображения, где доминировали фигурки тонконогих с лебедиными шеями лошадей и горных козлов, высказал предположение, что сцена связана с солнечной символикой.

В идеологиях представленных самих саков Кыргызстана солнце представлялось либо антропоморфным божеством, либо лишь как голова какого-то боле высшего антропоморфного божества.

В художественных предметах материальной культуры саков Тянь-Шаня прослеживается и культ плодородия. С культами огня и плодородия, как нам представляется, связаны изображения на жертвеннике из Челпека: четыре бронзовые литые скульптуры женщин служили ножками «стола». Фигуры идентичны, выполнены

реалистически. Женщина стоит с поднятыми; слегка согнутым в локтях руками,

как бы поддерживая массивную бронзовую «столешницу».

Таким образом, у древних кочевников, населявших территорию Кыргызстана в VII – III вв. до н. э., сложный мир иррациональных представлений переплетался с элементами зороастризма. В их пантеоне числились антропоморфное солярное божество; культом огня и коня, и возможно антропоморфное женское божество с функциями войны, плодородия, хранительницы очага, покровительницы детей.