Смекни!
smekni.com

Социально экономическое развитие (стр. 2 из 4)

14.3. Культура Киевской Руси (9-11 вв.)

Письменность. Просвещение.

После принятия христианства просиходит быстрый подъем древнерусской культуры. Исключительно плодовторным было влияние церкви на культурное строительство. Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской пиьсменности и для выработки древнерусского литературного языка.

Центрами древнерусского провсещения стали монастыри, и особенно Киево-Печерский монастырь, где иноки собирали, переписывали и переводили с греческого самые разнообразные книги. Это были книги Священного Писания, различные собрники, поучения, сказания, жития святых. В Печерском монастыре возникло русское летописание. Првым летописцем был Нестор, живший во воторой половине 11 века. Его преемники на протяжении столетий записывали наиболее важные события, сохранив для потомков разнообразные исторические события.В монастырях собирались и большие библиотеки рукописных книг.
Грамотность была довольно широко распространена в Киевской Руси. Действовали светские, городские, церковные и монастырские школы. Имелись и высшие школы. Это были учебные завеения при монастырях, например, при Софийском соборе в Киеве. В Высших школах наряду с церковной литературой изучались исторические, географические, философские и естественнонаучные труды. В аристократической среде широко изучались иностранные языки.

Литература.

Вместе с ростом грамотности происходит быстрый подъем и древнерусской литературы. До нашего времени дошло более 150 рукописных книг 11--12 веков. Одной из таких книг является "Слово о о законе и благодати", написанное Иларионом, где автор проводит главную мысль о равноправии всех христианских народов, независимо от времени их крещения.

Выдающимися памятниками древнерусской литературы является "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве". Знаменитый русский летописец попытался выяснить вопрос о происхождении русского народа и Русского государства, связывая его с историей всего человечества.

"Слово о полку Игореве" было создано в конце 12 столетия неизвестным древнерусским поэтом, который рассказывает о неудачном походе новгородсеверского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Поэт понимает, что причины неудачи кроются в раздробленности Руси. ОН видит спасение Родины в сохранении единства русского народа. Это произведение написано образным и живым языком, исполнено своеобразными художественно-изобразительными приемами и наполнено патриотическим пафосом. Высокое художественное мастерство "Слова" ставит это произведение в ряд величайших памятников мировой культуры.

Архитектура

Принятие христианства на Руси способствовало не только развитию литературы, но и положило начало русскому искусству и прежде всего - храмовой архитектуре и храмовой живописи. Церкви на Руси строились во множестве, и древние зодчие умели выбирать прекрасные места для храмов.

С принятием христианства в качестве образца был заимстован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого делился рядами опорных столбов на продольные частие - нефы, а четыре центральных столба соединялись арками, которые через паруса поддерживали световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

В развитии техники каменного строительства главную роль играла византийская школа. Об облике первого известного каменного храма - церкви Успения Богородицы - можно судить по остаткам фундамента и письменным источникам. В 1037 г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве, пятиапсидный, 13-купольный. Современный вид собора - результат его перестройки в 17 в. в стиле украинского барокко.
После завершения строительства Софийского собора в Киеве строители соорудили Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, в общих чертах повторивших схему Киевского храма.
Хотя каменное строительство на Руси в 10-11 вв. влось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских.

Живопись

В ряжу изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев. Росписи храмов передавали основные положения христианского вероучения и служили своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики покрывали наиболее важные части храма - центральный купол, алтарь. Остальная часть храма украшалась фресками.

Икона - классическая форма средневекового искусства для Руси. Иконы писались на липовых и сосновых досках, которые покрывались левкасом - тонким слоем гипса, на который наносился контур рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке , отличались яркостью и прочностью.

Одним из первых русских иконописцев был монах Киево-Печерской лавры Алимпий, который учился у греческих мастеров. Работы в большинстве случаев до нас не дошли. Русские иконы имели уже в то время своеобразный художественный язык. Примером является шедевр древнерусской иконописи "Ангел златые власы" (12 в), где в отличие от суровых ангелов византийской школы, показана просветленная грусть и доброта. В самом стиле иконы сквозит умиротворение и жизнеутверждающее видение мира.

Семинар 2

1. Предпосылки феодальной раздробленности. Особенности общественно-политического строя Руси в период раздробленности.

В Древнерусском государстве господствовал феодальный способ производства, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. Государство объединяло множество земель, в которых со временем стал появляться ряд особенностей.

По мнению профессора С.В. Юшкова они заключались:

  • в разных степенях интенсивности процесса феодализации;
  • большей или меньшей степени закрепощения сельского населения;
  • в способах превращения свободных производителей в феодальнозависимое крестьянство;
  • большем или меньшем значении в политической жизни основных видов феодальных владений - княжеского обмена, церковных или боярских сеньорой;
  • в процессе возникновения и правовом оформлении класса феодалов и класса зависимого крестьянства;
  • в большей или меньшей роли князя, боярства или городского населения.

С усилием княжеств и развитием крупных земельных владений эти особенности обусловили центробежные тенденции и усложнили сохранения единства Древнерусского государства.

Дальнейшее развития феодального способа производства в условиях господства натурального хозяйства, по мере одновременного упадка велико- княжеской власти сделало неизбежной политическую раздробленность Руси.

В XII века Древнерусское государства распалось на ряд самостоятельных феодальных княжеств, земель и уделов, а со временем дробление на более мелкие владения усилилось.

Феодальная знать в местных центрах (Новгороде, Смоленске, Чернигове, Переславле и др.) смогла создавать свой государственный аппарат, вполне способный помимо великокняжеской власти защитить феодальные земли, прикрывать захват феодальными массами захваченных земель.

Территория Древнерусского государства стала ареной междоусобных феодальных распрей, что прежде всего отразилось на положении народных масс, которое стало независимым.

В период феодальной раздробленности на Руси формально продолжала существовать единая монархия с политическим центром сначала в Киеве, а затем во Владимире. Но политическая власть киевских князей потеряла свою значимость. Само место великого князя и его земли стали объектом борьбы между крупными феодалами.

Таким образом, в начале XII века Русь вступает в период так называемой феодальной раздробленности, причинами которой стали:

  • дальнейшее развитие феодальных отношений;
  • усиление могущества верхушки феодалов;
  • ослабление связи великокняжеской власти княжествами;
  • падение экономического и политического значения Киева.

На территории Руси образовалось 12 государств-княжеств: Ростовско-Суздальское, Мурманское, Рязанское, Смоленское, Киевское, Переяславское, Галицко-Волинское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Новгородская земля. Внутри некоторых из них продолжался процесс разделения на более мелкие княжества-владения.