Смекни!
smekni.com

Тоталитаризм в Германии и Италии общее и особенное (стр. 3 из 4)

Когда-нибудь признают плюралистический характер Третьего Райха и в других областях. Это относится не только к доктрине, что хотя и бросается в глаза, но из-за её чисто инструментального характера не столь существенно. Намного важнее то, что в полу-инстинктивной сфере, из которой, собственно, и исходят непосредственные политические и исторические импульсы, Третий Райх до конца оставался пугающе разномастным образованием».

"Фашизм - говорил Муссолини - не есть цейхгауз отвлеченных доктрин, ибо каждая система - обман, каждая теория - тюрьма." Гитлер же заявлял «... в основу программы этого движения нужно положить ряд тезисов, не подлежащих никаким изменениям. [...] Форма, которая однажды признана правильной, должна быть сохранена во что бы то ни стало, вплоть до того момента, пока движение наше победит». Учитывая последнюю оговорку и многочисленные отступления реальной политики от 25 пунктов 1920 года, в этом аспекте наблюдается полное сходство.

Несмотря на указанную невозможность выделить национал-социализм или фашизм perse, попытаемся дать сравнительную характеристику наиболее заметно проявивших себя черт двух режимов.

Взгляды на собственное движение.

Вожди рассматриваемых партий считали основой своих движений не иначе как новое мировоззрение.

«Как всякая цельная политическая концепция, фашизм есть одновременно действие и мысль: действие, которому присуща доктрина, и доктрина, которая, возникнув на основе данной системы исторических сил, включается в последнюю и затем действует качестве внутренней силы.

Поэтому эта концепция имеет форму, соответствующую обстоятельствам места и времени, но вместе с тем обладает идейным содержанием, возвышающим ее до значения истины в истории высшей мысли» - пафосно начинает дуче свой труд «Доктрина фашизма».

«Национальная социалистическая революция никогда бы не имела такого успеха, если бы не исходила из мировоззренческих основ», - замечает на выступлении фюрер. Однако, и здесь, в сфере основных положений, он не забывает о практической целесообразности:

«Другими словами: из всей сокровищницы идей общенароднического миросозерцания германская национал-социалистическая рабочая партия выбирает наиболее существенные, учитывая все особенности эпохи, все практические потребности дня, все слабые и сильные стороны того человеческого материала, с которым приходится иметь дело, партия вырабатывает определённый символ веры; и на основе этой программы мы строим строго централизованную организацию, которая одна только может принести победу нашему миросозерцанию». На мой взгляд, очень важная цитата из «Моей борьбы», способствующая пониманию многих действий нацистского режима – от рабочей риторики до антисемитизма. Впрочем, в некоторых принципиальных вопросах Гитлер считал компромисс неприемлемым.

Свой приход к власти фашисты и нацисты расценивают не иначе, как революцию, эпохальное событие в истории страны и всего мира.

"Революция имеет свои права, — заявил Муссолини в правительственной декларации парламенту. — Я стою на этом месте, чтобы защитить революцию черных рубашек и придать этой революции максимальную действенность, вводя ее, в качестве элемента прогресса, благосостояния, равновесия, — в историю нации".

Ему вторит Гитлер: «Национальная социалистическая революция смела прежнее государство предательства и клятвопреступления, вновь возродив на его месте империю чести, верности и порядочности». Самой новой империи он метафорически отводил тысячу лет.

В вопросе приоритета новизны или традиции они стоят на позиции продуктивного синтеза - «фашизм является синтезом здорового старого и необходимого нового». Подобное соединение противоположностей можно наблюдать везде: в отношении к интересам пролетариата и буржуации, в разрешении дуализма индивидуалного и коллективного и т. д.

Государство, нация, личность.

Крайний этатизм обычно считается неотъемлемым признаком фашизма. "Всё в государстве, ничего вне и против государства" — гласит знаменитая формула Муссолини. Однако, вне области лозунгов позиция была уже более взвешенная:

"Государство, — провозглашает Геббельс, — есть сумма всех народных хозяйственных и политических функций, сумма народной мощи. Оно воплощает в себе политический народ и потому оно вправе определять жизненный закон общества. Оно — высший контрольный орган и оно вправе вмешаться в хозяйственную жизнь, если форма хозяйства начнет угрожать свободе и чести народа. Оно вмешивается, когда хозяйство не вмещается в рамки общей политики; в противном случае, оно его оставляет в покое".

В экономике Гитлер придерживался ещё более умеренной политики – процитируем Устрялова:

«Когда же Штрассер возразил, что в таком случае название партии "национал-социалистическая" может ввести в заблуждение народные массы, Гитлер заметил:

— Название "социалистическая" неудачно. Во всяком случае, оно означает не то, что мы должны социализировать предприятие, а только то, что мы можем это сделать, если их владельцы будут действовать во вред интересам нации. В настоящее время они этого не делают, а потому было бы преступлением разрушать народное хозяйство.

Эти заявления очень характерны для Гитлера. В неразвернутом виде, в менее откровенной формулировке они содержатся и во многих публичных его выступлениях. Его этатизм — формален по преимуществу, основ капиталистического строя он затрагивать не собирается, "разве только это понадобится для блага государства"».

Упомянем также очевидное сходство фашизма и нацизма – полное сращивание партийного аппарата с государственным.

Как уже отмечалось, фашизм и нацизм пытаются ловко разрешить противоречие между индивидульным и коллективным с некоторым перевесом в сторону последнего: «Для фашизма человек это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию, и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность». При этом высоко оценивается героизм, высокая одарённость отдельной личности, когда она не противопоставлет себя нации, радикальный же коллективизм провозглашается врагом. В качестве иллюстрации этого своеобразного элитаризма приведём две цитаты из выступлений Гитлера:

«Величие народа во все времена определялось общим масштабом свершений всех его великих людей».

«Под марксизмом я понимаю учение, принципиально отвергающее ценность личности и на место энергии ставящее массу, количество».

Собственно нацию фашисты понимали несколько иначе, чем национал-социалисты. Для первых это прежде всего духовная общность, для вторых – биологическая, единство «Крови и Почвы». Так понимание нации Муссолини выражено им в словах: «Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, т.е. множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т.е. самосознание, следовательно, и личность». Национал-социализм, в свою очередь неотделим от расизма.

Расизм.

Если по мнению Гитлера «расовая проблема — ключ не только к мировой истории, но и ко всей человеческой культуре», существуют высшие расы (арийцы) и низшие (евреи, небелые народы, до середины войны – славяне), а ценность человека во многом определяется его кровью, то фашизму такой подход совершенно чужд. Хотя в Италии под влиянием союзника и принимались определённые законы, направленные против евреев, антисемитизм никогда не принимал таких масштабов, как в Германии. Хотя это можно объяснить гораздо меньшей остротой еврейского вопроса в Италии вообще.

В Германии же евреи были провозглашены расовыми врагами номер один, источником всех зловредных идей. Последнее неудивительно, если учесть завидное понимание Гитлером массовой психологии – лично он, судя по всему, вполне дружелюбно относился к знакомым евреям.

Религия.

Фашизм 1919 года не скрывает своих антирелигиозных и антиклерикальных настроений. "Мне люб народ язычников, — признается Муссолини, — жаждущий борьбы, жизни, прогресса, чуждый слепой вере в потусторонние истины и презирающий чудесные панацеи". Однако, чем ближе реальная власть, тем сильнее изменяется официальная позиция. Новая точка зрения слагалась сама собой. Католицизм провозглашвется одним из величайших проявлений миродержавной римской идеи, одной из жизненных функций итальянского патриотизма. «Доктрина фашизма» идёт ещё дальше: «Фашизм концепция религиозная; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида делает его сознательным участником духовного общения. Кто в религиозной политике фашистского режима останавливается на чисто оппортунистических соображениях, тот не понял, что фашизм, будучи системой правительства, также и прежде всего, есть система мысли».

24 пункт программы НСДАП 1920 года гласил: « Мы требуем свободы всех вероисповеданий, поскольку их приверженцы не угрожают целости государства и не оскорбляют национального чувства германской расы. Партия, как таковая, стоит на почве христианства, не связывая себя с каким-либо отдельным вероисповеданием». После прихода нацистов к власти отношения Райха с католической церковью также были достаточно тёплыми. Несмотря на это, Умберто Эко заявлял о национал-социализме: «Он имел чёткую антихристианскую и неоязыческую окраску». Как мировоззрение – очвидно, да, также как и фашизм, но политика была ориентирована на поддержку религии пока религия поддерживает режим.