Смекни!
smekni.com

Русофобия (стр. 3 из 10)

Очередное обострение русско-польских отношений произошло в начале августа 2005 г., когда в Варшаве трое детей российских дипломатов были избиты и ограблены группой польских подростков, а в Москве русскими хулиганами были избиты двое сотрудников польского посольства и польский журналист.[63][64][65]. Пятеро польских подростков-хулиганов были быстро арестованы и предстали перед судом[66]. Российские хулиганы найдены не были. Эксперты отмечали «зеркальность» избиений и то, что принцип «око за око» является определяющим для спецслужб[67]; сами же поляки — жертвы избиений отмечали, что нападения происходили по одному сценарию и осуществлялись, очевидно, одной группировкой; они точно предсказали, что организаторы найдены не будут[68]. Российскими СМИ инцидент был расценен как яркое проявление русофобии[69].

Польский публицист Ежи Урбан, говоря о антироссийской направленности в польский СМИ, писал в 2005 году:

Презрительное отношение поляков к русским, отношение барского превосходства проистекает из польского комплекса неполноценности и самым худшим образом говорит о польских элитах. Поляки завидуют Западу, потому что там более высокий жизненный уровень, и поэтому получают глупое удовольствие от того, что у населения России доходы в среднем втрое ниже, чем у поляков. Когда бедный может презирать ещё более бедного, это ему улучшает настроение[70].

Адам Михник объяснял, назвав свою позицию циничной, что польская, впрочем, как грузинская и прибалтийская, русофобия бессмысленна, так как «если ты не можешь выиграть войну, надо искать другой путь» предлагая искать друзей внутри России[71].

2.5. Постсоветские государства

После распада СССР рост русофобии наблюдался во всех постсоветских государствах и в некоторых субъектах Российской Федерации[72], причем, зачастую русофобия была характерна для самих граждан русской национальности проживающих в бывших союзных республиках[73]. В 2008 году журнал «Профиль» писал, что для многих на постсоветском пространстве комплекс русофобии «фактически стал основополагающим элементом новой государственности и болезненным подобием национальной идеи»[74].

Прибалтика

Согласно Александру Барсенкову русофобские настроения официальных властей прибалтийских государств выражаются, в частности, в создании языковых и законодательных барьеров для этнических русских, а также в ограничении доступа на рынок труда и права на получение высшего образования [75].

Литва

Бывший министр иностранных дел Литвы, ныне профессор Вильнюсского университета Повилас Гилис указывал на русофобию в Литве, которая в момент российско-грузинского конфликта дошла, по мнению бывшего чиновника, до истерии[76].

См. также:

· Русский язык в Литве

Эстония

7 марта 1996 года 63 из 101 депутата парламента Эстонии подписали обращение к президенту самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Джохару Дудаеву, в котором выражалось «глубокое сочувствие чеченскому народу» и Дудаеву «лично» в связи с «утратой командира» Салмана Радуева.[77][78] В этом обращении заявлялось, что «чудовищное убийство выдающегося борца за свободу глубоко потрясло нас».[77][78] За два месяца до этого обращения Радуев получил всемирную известность как организатор террористического нападения на дагестанский город Кизляр, в ходе которого были захвачены в заложники тысячи людей и несколько десятков убиты.[79] 20 марта 1996 года Госдума России приняла постановление, в котором заявила, что обращение депутатов эстонского парламента является грубым вмешательством Эстонии во внутренние дела России и проявлением агрессивной русофобии, «ставшей стержневой линией эстонской внутренней и внешней политики».[77] В постановлении Госдумы отмечалось, что Радуев являлся инициатором и руководителем крупной террористической акции, жертвами которой стали десятки мирных жителей Дагестана.[77]

Латвия

5 апреля 2000 года Госдума России приняла заявление «В связи с государственной политикой дискриминации российских соотечественников в Латвийской Республике», в котором, в частности, говорилось, что в Латвии последовательно утверждается русофобия, чему «всячески способствуют те силы, которые хотят видеть Россию униженной, слабой, раздробленной».[80]

При финансовой поддержке депутата ЕП от Латвии Гиртса Валдиса Кристовскиса был создан фильм «Советская история (The Soviet Story)», который был многими расценен как пропагандирующий русофобию [81][82][83][84]. Министр юстиции Латвии Гайдис Берзиньш предложил показывать фильм во всех латвийских школах.[85]. Отмечались и случаи борьбы с русофобией, так Рижский окружной суд приговорил девятнадцатилетнего студента Рудольфа Трейса к году условно за антирусские высказывания[86].

См. также:

· Русский язык в Латвии

Украина

По данным многолетних социологических исследований, проводимых Институтом социологии Национальной академии наук Украины, на Украине индекс национальной дистанцированности по отношению к русским имеет самый низкий показатель среди всех нетитульных национальностей, что свидетельствует о том, что население Украины относится к русским практически так же позитивно, как и к украинцам[87]. Согласно данным опросов, 87 % жителей Украины готовы принять русских в качестве жителей, 8 % — только в качестве туристов, 5 % вообще не допускали бы их на Украину.[88]. В то же время, социологическое исследование 2000 года показало, что население Львовской области из всех зарубежных государств наиболее негативно относится к России (20 %[89]). Исследование 2005 года показало, что наименее позитивно к России относятся в западноукраинских областях, а также в Киеве и Киевской области [90]. По мнению российской прессы, действия хулиганского характера по отношению к зданию Русского культурного центра во Львове связаны с проявлением русофобских настроений на Украине[91].

Несмотря на довольно низкий показатель национальной дистанцированности украинцев по отношению к русским, в российской политической сфере бытует распространённое мнение о русофобии украинской власти, так, по сообщению «Радио Свобода», в одном из интервью журналу «Шпигель» президент России Дмитрий Медведев, назвал президента Украины Виктора Ющенко русофобом, а украинскую политику соответственно русофобской[92].

Некоторые особенности восприятия исторических событий на Украине:

Голодомор

В отчете, опубликованном на сайте Росархива, о международной конференции «Историческая и политическая проблема массового голода в СССР 30-х годов», проходившей в Москве, отмечалось, что на Украине рубежа XX—XXI веков некоторыми политиками пропагандировалась, не соответствующая исторической действительности тех лет и не подтверждённая документально, концепция «голодомора как геноцида украинского народа», направленная «на разжигание межнациональной розни, прежде всего, русофобии и антисемитизма»[93].

См. также

· Украинофобия

· Русский язык на Украине

· Всеукраинское объединение «Свобода»

· УНА-УНСО

· Украинизация

Армения

Сторонники самоопределения Армянской ССР рубежа 80-90-х годов ассоциировали внутреннюю политику СССР, например, решения советского руководства по Карабахскому конфликту, в большей степени с личностью главы советского государства, чем с РСФСР или русскими, по мнению некоторых исследователей, результатом этого феномена стало практически полное отсутствие в Армении характерной для бывшего СССР русофобии.[94]
По утверждению доктора философских наук И. Б. Орловой, отличительной особенностью современного исторического знания в Армении является практически полное отсутствие русофобии и россиефобии[95], некоторые источники утверждают, что в Армении не было русофобии никогда[96][97].

Грузия

11 октября 2001 года Госдума России приняла заявление «О состоянии российско-грузинских отношений», в котором, в частности, говорилось, что в Грузии продолжают нагнетаться русофобия и враждебность к России.[98]. Доктор исторических наук, кавказовед М.М. Блиев высказал мнение, что[99]

Традиционная грузинская русофобия не угрожает России, но национализм, периодически выливающийся в формы грузинского фашизма, для нашего народа представляет серьезную опасность.

— Марк Блиев, эксклюзивное интервью ИА «Рес»

По мнению некоторых журналистов, режиссер Отаре Иоселиани отразил в своем интервью традицию двухвековой грузинской русофобии[100], в частности он сказал следующее:

Я отличаюсь от Кикабидзе тем, что никаких орденов ни с одной, ни с другой стороны не получал. А вы не можете мне вправить мозги, потому что вы ничего не понимаете!.. И оставьте меня в покое! Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть. Это очень серьезно. Поэтому живите с русскими, как вам угодно. Целуйтесь с ними и говорите, что НАТО — это опасно, а Россия — это безопасно. Но возврат к прежнему невозможен! Двести лет терпения и презрения кончились!

— «До и после Иоселиани», интервью О.Иоселиани журналисту А.Рутковскому[101]

3. Русофобия в СССР

В XX веке тема советской и общемировой русофобии поднималась советским математиком и публицистом Игорем Шафаревичем[102], который хотя и не дал определения термина[103], но популяризировал его[104][105]. Профессор Михаил Кузнецов назвал деятельность революционеров, участников 10-го съезда ВКП(б), русофобской[106].

2..

Ряд произведений искусства советских писателей определялись критиками, как антирусские, например, признаки русофобии видели в литературных записках Юрия Олеши[107], мультфильм «Падал прошлогодний снег» также обвиняли в русофобии[108]. Некоторые творческие работники полагали, что русофобия зачастую была распространена в среде советских интеллигентов и являлась следствием сильного влияния на них большевистской политики[109].