Смекни!
smekni.com

Социально-экономические изменения в ТАССР и его политико-правовое положение в 50-60 гг. 20 века (стр. 2 из 3)

К середине 60-х гг. на юго-востоке республики сложился Альметьевско-Бугульминский промышленный узел. За двадцать лет на юго-востоке было построено около 30 промышленных предприятий. Извлекаемые при нефтедобыче попутные нефтяные газы послужили сырьевой основой для создания газовой промышленности. Её центром в союзном масштабе стал Альметьевск, близи которого был сооружен Миннибаевский газобензиновый завод. Первую свою продукцию предприятие выпустило в 1956 г. На выпуске нефтегазоперерабатывающего оборудования стал специализироваться Бугульминский механический завод.

Нефтяная отрасль значительно оживила и развитие химической промышленности в республике. На предприятиях химической промышленности было освоено производство новых видов синтетического каучука, рукавов высокого давления, пленки на негорючей основе, шестислойной кинофотопленки для широкоэкранных фильмов, других видов продукции. Тон в отрасли во многом задавали Казанский завод резиновых технических изделий, Казанский завод синтетического каучука, Казанский фотожелатиновый завод, Казанский химический завод. Грандиозной новостройкой химической промышленности был завод органического синтеза, сооружение которого началось в Казани в 1958 г. Через пять лет был получен первый продукт – фенол-ацетон, а затем заработали производства этилена-пропилена. Казанский полиэтилен нашёл многочисленных потребителей.

Рядом современных предприятий - хлебозаводов, молоко- и мясоперерабатывающих комбинатов пополнилась пищевая промышленность. Построенные в Нурлате и Буинске сахарные заводы положившие начало развитию в республике сахарной промышленности.

Преобразования происходили в лёгкой промышленности. Были созданы производственные объединения «Восток», «Заря», мебельное объединение, слит с крупными предприятиями ряд мелких кожевенных, обувных, швейных фабрик. Предприятия мебельной и деревообрабатывающей начали массовый выпуск мебели.

В 1958 г. было принято решение о создании комплекса химических производств в нижнем течении р. Кама. Пять лет спустя началось строительство объектов промышленного назначения. Обозначились контуры северо-восточного индустриального узла республики. Начало ему было положено строительством нефтехимического комбината и г. Нижнекамска. В 1967 г. предприятие, в оснащении которого использовались импортные агрегаты, приборы и технологические линии, выпустило первую продукцию.

Вторым крупнейшим нефтехимическим предприятием комплекса стал Нижнекамский шинный завод. С 1973 г. он начал выпускать камеры, а затем - покрышки для легковых автомобилей. Вскоре завод (с 1977 г. производственное объединение «Нижнекамскшина») стал основным поставщиком этих изделий для двух основных автомобильных заводов страны (АЗЛК и ВАЗ). Во второй половине 70-х гг. был построен оснащённый в основном импортным оборудованием завод и по производству шин для грузовых автомобилей.

В декабре 1969 г. началось сооружение ударными темпами комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей и дизельных двигателей (КамАЗ), объявленное всесоюзной стройкой. Через семь лет его первая очередь была принята в эксплуатацию. К 1980 г. в Набережных Челнах было выпущено более 200 тысяч грузовых автомобилей восьми модификаций. Вскоре на дорогах страны появились полноприводные тягачи повышенной проходимости.

Формирование Нижнекамского территориально-промышленного комплекса существенно изменило индустриальный облик республики. На долю предприятий химии и нефтехимии стало приходиться 20 % промышленной продукции. С развитием автомобилестроения в Камском регионе в индустриальном потенциале республики значительно увеличивается доля машиностроительной отрасли. К середине 80-х гг. на долю машиностроения приходилось почти 40 % промышленного производства в республике.

Динамично развивавшаяся промышленность требовала резкого прироста энергетических мощностей. В значительной мере эту проблему удалось решить с вводом эксплуатацию в 1963 г. первого энергоблока Заинской ГРЭС, сооружённой в поселке Новый Зай. Отсюда ток пошёл на предприятия нового и старого промышленных узлов республики.

1.2 Позитивные изменения в социальной сфере

Позитивные изменения происходили и в социальной сфере. Развернулось массовое жилищное строительство. Его объем во второй половине 50-х годов увеличился в 6 раз по сравнению с четвертой пятилеткой. В годы семилетки (1959 – 1965) в Татарстане было построено 4 миллиона квадратных метров жилья, газифицировано 80 тысяч квартир, проложено 270 километров водопроводных и 125 километров канализационных сетей.

Особая забота проявлялась о реконструкции и благоустройстве столицы республики лучезарной Казани. В 1956 году в центре города открылось новое здание Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля. В эти годы вошли в строй три дворца культуры , кинотеатры «Победа», «Звезда», «Мир». Была создана водоохранная система города, включающая десять дамб, две плотины, Адмиралтейский и Кремлевский мосты через Казанку. Город раздался вширь, заметно похорошел. Среди несомненных достижений тех лет – укрепление материальной базы здравоохранения и народного образования, увеличение числа предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В 1958 – 1964 годах в республике вошли в строй больницы на 2800 койко-мест, свыше тысячи магазинов, 426 столовых и кафе, более тысячи школ на 206 тысяч ученических мест.

Продолжалась урбанизация республики. В период между 1939 и 1959 годами городское население в ней увеличилось с 600 тысяч до 1.2 миллиона человек, а сельское - уменьшилось с 2.3 миллиона до 1.7 миллиона.
По данным Всесоюзной переписи населения 1959 года, уровень образования в Татарстане составил 98.5 процента. По подготовке специалистов республика обогнала такие высокоразвитые страны, как Франция, Италия, ФРГ.

Успехи, достигнутые в 50 – 60-е годы в экономике и социальной сфере, явилась результатом самоотверженного труда многих рабочих, колхозников, специалистов, хозяйственных руководителей. В 1958 году в стране зародилось движение бригад коммунистического труда, принявшее вскоре массовый характер. Инициаторы этого движения добивались не только повышения производительности труда, но и применения на практике норм коммунистической морали, повышения своего технического, профессионального мастерства. Если осенью 1959 года в этом движении по республикеучаствовали 3 тысячи рабочих, то в 1961 году число участников достигло 180 тысяч человек.

Вывод: таким образом, послевоенные годы были периодом мирного созидательного труда советских людей, социально – экономического прогресса страны в целом и отдельных регионов, в том числе Татарстана. Жизнь людей улучшалась, и это служило базой политической стабильности.

Глава 2. Влияние политики в развитии национальной культуры татарского народа

Немалую роль в проявлении указанных тенденций играли теоретические и идеологические установки правящей Коммунистической партии.

Постановление ЦК партии было законом для местных коммунистов, и руководители Татарской партийной организации восприняли названное постановление как руководство к действию. Был наложен запрет на дальнейшее научное изучение Золотой Орды как татарского средневекового государства с высоким уровнем развития экономики, государственного строя и культуры. Дастан «Идегей», подготовленный Н. Инсабетов к изданию, так и не был опубликован отдельной книгой. Были забыты вынашиванием в партийных кругах планы празднования 500-летия этого выдающегося памятника народного творчества.

Негативные последствия данного постановления проявлялись долго, даже в постсталинскую эпоху. Об этом свидетельствует, в частности, «дело» поэта и прозаика Салиха Баттала, имевшее место в 1961 – 1963 годах. Начало этому «делу» положили стихотворение «Письмо Батый – хану» и публицистическая статья С. Баттала в связи с обсуждением проекта новой программы КПСС и подготовкой новой Конституции СССР.

«Дело» С. Баттала имеет не только печальную, но и оптимистическую сторону. Оно означало, что живая человеческая мысль в татарском обществе не умирала даже в мрачные времена сталинщины. Национальное самосознание народа заметно возросло в военные и послевоенные годы. Все больше людей интересовалось своей национальной историей, традициями, культурой. Заметно расширялось применение татарского языка в общественно – политической жизни, в пропаганде.

Немалое значение для роста национального самосознания татарского народа имело снятие обвинений в предательстве с замечательного сына народа, поэта Мусы Джалиля и его товарищей по совместной подпольной работе. Это случилось в 1953 году. А в 1956 году М. Джалилю было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

Многие писатели, ученые поднимали в период «оттепели» вопрс о сохранении и развитии национального (родного) языка, о бережном отношении к сокровищам национальной культуры. Крупнейший татарский поэт Сибгат Хаким (1911 – 1986), выступив в 1958 году на IV съезде писателей Татарстана, в частности, заявил: «Национальный цвет, национальное особенности не являются украшением. Они отражают богатство народного языка, развивающегося веками».

В 60 – 70-е годы увеличился поток справочных изданий, посвященных различным сторонам национальной истории и культуры. Вышли из печати: двуязычная библиография татарской историографии советского периода; история татарской советской литературы; трехтомный энциклопедический словарь татарского языка; словарь – справочник по исламу.

Если по Всесоюзной переписи 1959 года 89,3 процента лиц татарской национальности считали татарский язык родным, то по переписи 1970 года этот показатель уменьшился до 85,9 процента. Эта тенденция вызывала серьезную тревогу. В какой – то степени успокаивало лишь то, что у многих соседних народов – мордвы, мари, удмуртов – процесс потери родного языка шел гораздо быстрее.