Смекни!
smekni.com

Оценка влияния татаро-монгольского ига на развитие Руси (стр. 5 из 7)

3.2. ОЦЕНКА НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ТАТАРО – МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУСИ.

Эта оценка получила наибольшее распространение у историков, чем позитивная оценка влияния. Её поддерживают такие историки, как В.О.Ключевский, С. М. Соловьева, В. С. Борзаковский, С. Ф. Платонов и А. В. Экземплярский.

Рассмотрим подробнее, что они пишут по незначительной оценке влияния татаро - монгольского ига на развитие Руси:

Ключевский В.О.:

“Прежде всего татары стали в отношение к порабощенной ими Руси, устранявшее или облегчавшее многие затруднения, какие создавали себе и своей стране северно­-русские князья. Ордынские ханы не навязывали Руси ка­ких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, там действовавший. Да и трудно было вникнуть в него, потому что в отношениях между тамошними князьями нельзя было усмотреть никакого порядка. С этой стороны верхнее – волжские Всеволодовичи стояли гораздо ниже своих предков, днепровских Ярославичей. У тех мелькали в головах хоть шаткие идеи стар­шинства и земского долга; эти идеи иногда направляли их отношения и сообщали им хотя бы тень права. Всево­лодовичи XIII в. в большинстве плохо помнили старое родовое и земское предание и еще меньше чтили его, были свободны от чувства родства и общественного долга. Юрий московский в Орде возмутил даже татар своим родственным бесчувствием при виде изуродованного трупа Михаила тверского, валявшегося нагим у палатки. В опустошенном общественном сознании оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата. Только об­раз Александра Невского несколько прикрывал ужас оди­чания и братского озлобления, слишком часто прорывав­шегося в среде русских правителей, родных или двоюрод­ных братьев, дядей и племянников. Если бы они были пре­доставлены вполне самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья. Но княжества тогдашней северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические «улусы» татар; их князья звались холопами «вольного царя», как вели­чали у нас ордынского хана. Власть этого хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждав­шимся вотчинным углам русских князей. Правда, и в волжском Сарае напрасно было искать права. Велико­княжеский владимирский стол был там предметом торга и переторжки; покупной ханский ярлык покрывал всякую неправду. Но обижаемый не всегда тотчас хватался за оружие, а ехал искать защиты у хана и не всегда безу­спешно. Гроза ханского гнева сдерживала забияк; ми­лостью, т. е. произволом, хана не раз предупреждалась или останавливалась опустошительная усобица. Власть хана была грубым татарским ножом, разрезавшим узлы, в какие умели потомки Всеволода III запутывать дела своей земли. Русские летописцы не напрасно назы­вали поганых агарян батогом божиим, вразумляющим грешников, чтобы привести их на путь покаяния. Всех удачнее пользовались этим батогом великие князья мос­ковские против своей братии. Особенно явственно обнаружилось это во время единственной московской усобицы, разыгравшейся в княжение Василия Темного. Эта усобица произошла вследствие притязания князя Юрия галицкого, дяди Василиева, занять великокняжеский стол мимо пле­мянника. Этот дядя, опираясь на свое старшинство и ссы­лаясь на духовную своего отца Димитрия Донского, не хотел признать старшим десятилетнего племянника и в 1431 г. поехал в Орду тягаться с ним. Успех Юрьева притязания перенес бы великое княжение в другую линию московского княжеского дома, расстроил бы порядки, заводившиеся Москвой целое столетие, и грозил беско­нечной усобицей. Хан рассек узел: отуманенный льстиво-насмешливою речью ловкого московского боярина Все­воложского, доказывавшего, что источник права - его ханская милость, а не старые летописцы и не мерт­вые грамоты (т. е. духовная Донского), хан решил дело в пользу Василия”.

В общем, Ключевский полагал, что незначительное влияние проявлялось в виде сбора дани и контролирования власти русских князей (т.е. выдача ярлыка на великое правление), но в то же время татаро – монгольские ханы распутывали усобицы русских князей.

Платонов С.Ф.:

“ Нас глав­ным образом должен занимать вопрос о степени влияния татар на по­литический и социальный строй. Эта степень может быть нами угадана по изменениям, во-первых, в порядке княжеского престолонаследия, во-вторых, в отношениях князей между собой; в-третьих, в отноше­ниях князей к населению. В первом отношении замечаем, что порядок наследования великокняжеского престола при татарах, в первое сто­летие их власти (1240—1340), оставался тем же, каким был до татар, это—родовой порядок с нередкими ограничениями и нарушениями. Великое княжение оставалось неизменно в потомстве Всеволода Большого Гнезда, в линии его сына Ярослава. В течение немногим более 100 лет (с 1212 по 1328) пятнадцать князей из четырех поколе­ний было на великокняжеском столе и из них только три князя захвати­ли престол с явным беззаконием, мимо дядей или старших братьев (сыновья Всеволода. 1) Юрий, 2) Константин, затем опять Юрий, ра­нее сидевший не по старшинству, 3) Ярослав, 4) Святослав; сыновья Ярослава Всеволодовича; 5) Михаил Хоробрит,. захвативший силой престол у дяди Святослава мимо своих старших братьев, 6) Андрей, 7) Александр Невский, который был старше Андрея и со временем сверг его, 8) Ярослав Тверской, 9) Василий Костромской; сыновья Александра Невского; 10) Дмитрий, 11) Андрей; 12) сын Ярослава Тверского Михаил; 13) внук Александра Невского Юрий Данилович; 14) внук Ярослава Тверского Александр Михайлович; 15) внук Алек­сандра Невского Иван Данилович Калита). Если мы обратимся к дотатарскому периоду, в так называемую Киевскую Русь, то увидим там однородный порядок и однородные правонарушения. Очевидно, татарс­кая власть ничего не изменила в старом проявлении этого обычая. Мало того, и этим правом своим она как будто не дорожила и не всегда спе­шила его осуществлять: самоуправство князей оставалось подолгу ненаказанным. Михаил Хоробрит умер, владея великокняжеским сто­лом и не быв наказан за узурпацию власти. Попранные им права дяди Святослава, санкционированные ранее татарами, не были им восста­новлены даже и тогда, когда после смерти Хоробрита власть и стольные города—Владимир и Киев—выпросили себе племянники Святосла­ва, Андрей и Александр. В поколении внуков и правнуков Всеволода Большого Гнезда образовалась даже таковая повадка, которая явно изобличает слабость татарского авторитета и влияния; удельные кня­зья неизменно враждовали с утвержденным татарами великим князем и старались, в одиночку или все сообща, ослабить его. Александр Не­вский враждовал с великим князем Ярославом Тверским, Дмитрий Александрович — с великим князем Василием Костромским, Андрей Александрович — с великим князем Димитрием Александровичем и т. д. Татары видели все эти свары и усобицы и не думали, что их суще­ствование подрывает на Руси значение татарской власти; напротив, не следуя никакому определенному принципу в этом деле, они смотрели на ссоры князей как на липший источник дохода и цинично говорили князю: будешь великим, «оже ты даси выход (т.е. дань), больши», т. е. если будешь платить больше соперника. Зная это, князья прямо тор­говались в Орде даже друг с другом. Искали, например, великого кня­жения Михаил Тверской и Юрий Московский, и Михаил посулил боль­ше «выхода», чем Юрий; тоща Юрий «шед к нему рече: отче и брате, аз слышу, яку хощеши большую дань поступити и землю Русскую погубите, сего ради аз ти уступаю отчины моя, да не гибнет земля Рус­ская нас ради, — и шедше к хану, объявиша ему о сем; тогда даде хан ярлык Михаилу на великое княжение и отпусти я». Таким образом, та­тарская власть не могла здесь что-либо установить или отменить, так как не руководилась никаким сознательным мотивом. Татары застали на Руси распад родового наследования и зародыши семейно-вотчинного владения; при них продолжался распад, и развивались и крепли за­родыши семейно-вогчинного владения. Нарушений этого процесса, давно и глубоко изменявшего основы общественной организации, мы не заме­чаем.

Во взаимных отношениях северно - русских князей в XIII и XIV вв. несомненно происходят изменения, и, по сравнению их с более древ­ним порядком, мы замечаем, некоторые резкие особенности, которые многие ученые приписывают татарскому игу; но, всматриваясь внима­тельнее, мы убеждаемся, что причины, вызывавшие эти особенности, действовали в Русской земле и раньше татар. К этим особенностям принадлежат: 1) полное пренебрежение родовым единством; 2) передача владений от отца к сыну, иначе — начало вотчинного наследова­ния; 3) оседание княжеских линий по волостям; князья северо-вос­точной Руси (первые: Ярослав Тверской и Василий Костромской Ярославичи), добившись великокняжеского престола, не идут из удела кня­жить во Владимир, а присоединяют его к своему княжеству и управля­ют им из своих уделов; 4) определение междукняжеских отношении договорами, в которых подробно объясняются все частности совме­стной деятельности и степень зависимости одного князя от другого. Все исчисленные особенности суть прямое следствие того вотчинно­го характера, какой усвоила себе княжеская власть с самого начала своей деятельности в Суздальской земле. Доверяя надзор за поряд­ком в Русской земле старшему, великому князю, татары без призыва самих князей не имели ни повода, ни желания вмешиваться в княжес­кие дела. Наконец, 5) и отношение князей к населению не подвергалось постоянному надзору и регламентации татарской власти, определяясь тем же принципом вотчинности. Полнота княжеского авторитета могла, ко­нечно, вырасти от того, что он опирался на татар, но существо княжес­кой власти оставалось то же.