Смекни!
smekni.com

Варяги и Русь норманнская теория (стр. 2 из 2)

3) такой «ряд» ладожан с норманнами не следует рассматривать как принесение последними государственности в восточнославянскую среду. Русь не получала государства от норманнов в готовом виде – это абсурдное с точки зрения основных законов исторического развития заявление, которое могло иметь место только в ранний период развития исторической науки, в том числе источниковедения. Норманны в качестве «находников» - наёмников, воинов, купцов, дипломатов – сыграли «некоторую» (В.Т.Пашуто) либо «определённо значительную» (Р.Г.Скрынников) роль в строительстве восточнославянского государства;

4) в рамках нового подхода продолжается разработка вопросов классогенеза у восточных славян, в частности, проблемы путей формирования феодальной знати на основе общинной («путь снизу») и военно-дружинной («путь сверху») знати (А.А.Горский, М.Б.Свердлов). Однако всеми исследователями признаётся факт постоянного и активного в период всего раннего средневековья участия скандинавского этнического элемента в складывании феодальной дружинной знати Древней Руси. Так, Е.А.Мельникова считает, что ассимиляционные процессы в скандинавской среде, осевшей в русских землях, заняли не только X, но значительную часть XI, а местами и XII век. Норманны входили в состав правящей верхушки формирующегося государства, но она не была по этнической принадлежности скандинавской (Т.Н.Джаксон). Ведущую роль в подобных процессах играл торговый путь «из варяг в греки», связывавший Север Европы с Византией и далее – Ближним Востоком. Исследователи отмечают, что археологические находки (типа Гнёздова) этого периода свидетельствуют не только о постоянных контактах, но о формировании этнокультурной общности в поселениях, связанных этой торговой магистралью (В.Я.Петрухин). Включаясь в местную общественную и этническую среду, прежде всего в урбанистические торгово-ремесленные поселения с их дружинно-торговым и ремесленным населением, скандинавы становились участниками общерусского процесса экономического, социального и политического развития Древнерусского государства (А.Н.Кирпичников, Г.С.Лебедев, И.В.Дубов). При этом ассимиляция скандинавов в преобладающей славянской среде и складывание единого этнокультурного пространства дружинной знати и торговой верхушки проходило быстрее в области материальной культуры, нежели в области духовной. Такие элементы, как одежда, оружие, украшения, орудия труда и т.п. легче усваиваются и заменяются в условиях появлении новых социально-политических структур, так как являются показателями социального статуса (Е.А.Мельникова, Ю.Э.Жарнов).

Таким образом, современное решение проблемы варягов и Руси основано на отрицании факта привнесения государства на Русь варягами, так как подобный процесс слишком масштабен по территории и радикален в социально-экономическом плане. В то же время легендарное «призвание» варягов отражает значительную роль внешнего импульса в складывании Древнерусского государства, а реальную степень участия скандинавов в этих процессах ещё предстоит определить.

В круге проблем «варяжского вопроса» следует рассматривать и проблему этнической интерпретации летописных варягов и руси. Каждой трактовке термина «варяги» соответствует определённая трактовка термина «русь». Это связано с сопоставлением терминов в тексте ПВЛ: «…И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги звали себя русью…» В современной историографии существует несколько основных точек зрения, принципиально не сводимых друг к другу и складывавшихся в процессе развития норманнской и антинорманнской концепций.

1. Варяги отождествляются с норманнами-скандинавами. Традиция восходит к основоположникам норманнской теории, поддерживается большинством современных отечественных учёных, работающих в рамках нового подхода, при этом учитывается и факт соответствия в сообщении летописца варягов (руси) другим германским этносам: «те варяги звали себя русью, как другие зовутся свеи, а иные норманны, другие готы, так и эти» Данные также подтверждается лингвистическими данными. Так, современное русское варяг восходит к старославянскому и древнерусскому варѧгъ, которые возводятся к древнешведскому/древненорвежскому vaeringjar/væringjar, в которых при заимствовании исчезло окончание –jar, а дифтонг -in- трансформировался в носовую гласную ѧ [ę]*. При этом vaeringjar/væringjarвосходит к основе *var-, которая имела значение «верность, обет, порука». Таким образом, варяг – первоначально соционим, обозначавший в IX –Xвв.наёмника, воина, давшего клятву верности. В древнерусской реальности, когда такими наёмниками в княжеской дружине были в основном скандинавы, соционим становится этнонимом, обозначавшим всех норманнов из «заморья».

Древнерусский термин «русь» возводится к финскому наименованию скандинавов - *ruotsi либо к древнескандинавскому *roths, употреблявшемуся в значении «участники похода на вёслах». Таким образом, летописная «вся русь», которую привёл Рюрик, - дружина на гребных (вёсельно-парусных) судах, т.е. соционим, ставший этнонимом для обозначения всех скандинавов, одновременно соционимом в отношении княжеской дружины и впоследствии именем средневекового этноса и государства.

2. Этническая идентификация варягов с кругом балтийско-славянских обществ харктерна для работ П.Я.Черных, А.Г.Кузьмина. Так, А.Г.Кузьмин отмечая, что варягов следует признать не скандинавами, а выходцами с южного побережья и островов Балтийского моря, апеллирует к родственности терминов «русь» и «Ругия» (о. Рюген, населённый рюгенскими балтийскими славянами). Кроме всего прочего, он обращается древнейшей в Европе кельтской цивилизации, которая стала на рубеже Iи II тыс. составным компонентом для становления многих раннесредневековых этносов. Варяги на Руси – последний этап слияния специфической кельтической культуры южнобалтийского побережья со славянской, это представители последней славянизированной волны, которым, в отличие от наёмников-скандинавов, возвращаться было некуда.

3. Необычная и спорная трактовка терминов «варяги» и «русь» дана Г.И.Анохиным. Он отождествляет варягов с восточными славянами – словенами ильменскими, жившими в южном, противоположном и Новгороду, и Ладоге Приильменье. Для Анохина варяги – солевары, организованные в дружины-артели, чего требовал прибыльный и опасный промысел. Видимо, факт чёткой организации солеваров из «заморья»-Заильменья привлёк внимание ладожан и новогородцев, обусловил «призвание». Этимология термина варѧгъ, таким образом, возводится к варити, при этом в качестве доказательств подобных выкладок приводятся материалы северных русских говоров словаря В.И.Даля. Этимология руси связана с топонимом Руса – центром солеварного промысла Южного Приильменья (совр. Старая Русса). Однако и в этом случае варяги – первоначально также соционим, связанный с профессиональным занятием, ставший после этнонимом.

Библиография

1. Анохин Г.И. Новая концепция происхождения государства на Руси // Вопросы истории. – 2000. - №3

2. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х частях. – М., 2004

3. Горский А.А. Дружина и генезис феодализма на Руси // Вопросы истории. – 1984. - №11

4. Джаксон Т.Н. Варяги – создатели Древней Руси? // Родина. – 1993. - №2

5. Довженюк В.И. Об этнической принадлежности населения Черняховской культуры // Древние славяне и Киевская Русь. – Киев, 1989. – С.6-14

6. Иванов К. Где расположена родина русов? // Родина. – 1995. - №11

7. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. – М., 1973

8. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы: Пер. с нем. / Общ. ред. Е.А.Мельниковой. – М., 1986. – С.189-298

9. Кузьмин А.Г. Об этнической природе варягов. (К постановке проблемы.) // Вопросы истории. – 1974. - №11

10. Мельникова Е.А. Культурная ассимиляция скандинавов на Руси по данным языка и письменности // Общество, экономика, искусство и культура славян Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Новгород. 26-31 августа 1996 года. – М., 1998. – С.135-143

11. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. – Смоленск; М., 1995; Петрухин В.Я. Путь из варяг в греки: Становление Древнерусского государства и его международные связи // Общество, экономика, искусство и культура славян Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Новгород. 26-31 августа 1996 года. – М., 1998. – С.127-134

12. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси // Вопросы истории. – 1985. - №11

13. Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рождённые трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / Сост. А.Г.Кузьмин. – М., 2001

14. Фроянов М.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. – 1991. - № 6. – С.3-15


* См. напр. Хабургаев А.Г. Старославянский язык. - М., 1986; Войлова К.А. Старославянский язык. – М., 2003