Смекни!
smekni.com

Ответы по истории (стр. 6 из 12)

19.Движение декабристов. «Первая половина 19в. стала периодом становления в России революционного движения. Причины: отставание Р. от передовых стран , а также народные волнения по поводу крепостного права. Появляются первые революционеры декабристы. Факторы появления: понимание того, что сохранение крепостничества и самодержавия - тормоз для России, война 1812, идеи французской революции. Союз спасения» возник в 1816 г. В это общество по строжайшему отбору принимались только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба, его максимальная численность 30 человек, в том числе. Муравьев, Трубецкой, Якушкин, Пестель. Основная цель общества — уничтожение крепостного права и введение конституции, т.е. решение двух важнейших вопросов, стоявших перед освободительным движением на протяжении всего 19 в. Со времени Радищева и его единомышленников можно указать на два серьезных фактора, повлиявших на идеологию движения: это идеи французского Просвещения и Французской революции (лозунг «свобода, равенство, братство»), а также русская самодержавно-крепостническая действительность. Сочувствие к положению русского народа резко возросло после Отечественной войны 1812 г. Матвей Муравьев-Апостол говорил, что народу, освободившему страну от иноземного нашествия, нужно было помочь сбросить и внутреннюю тиранию. Именно для спасения Отечества от тирании и образовался «Союз спасения». Уже в 1817 г. члены «Союза» планировали переворот и цареубийство, однако ограниченность сил побудила их к созданию новой, более широкой организации. В 1818 г. в Москве был создан «Союз благоденствия», насчитывавший около 200 членов и имевший устав с обширной программой действий. Декабристы решили прежде всего создать в стране «передовое общественное мнение», занять на службе как можно больше важных постов и в течение 20 лет подготовить общество к безболезненному революционному перевороту — силами военных, без участия народа. Но когда Александр 1 в 1820—1821 гг. повернул в стороку реакции, существование «Союза благоденствия» с его открытой пропагандой стало опасным, тем более что правительству стало известно о нем. В январе 1821 г. общество было распущено. В марте 1821 г. возникли две тайные декабристские организации. На Украине появилось «Южное общество», во главе которого стал полковник, герой войны 1812 г.. Пестель. В Петербурге было образовано «Северное общество», имевшее отделение в Москве. Во главе «СО» стояла Дума из трех человек: Муравьева, Трубецкого, Оболенского. С 1823 г. активную роль в обществе играл Рылеев. В течение 1821—1825 гг. декабристами были созданы две политические программы: «Русская правда» Пестеля и Конституция Никиты Муравьева. «Русская правда» — предусматривала уничтожение самодержавия, крепостного строя, сословий — все объявлялись «гражданами», равными перед законом. Предполагалось установить республику с разделением властей: законодательной (Народное вече), исполнительной (Державная дума) и «блюстительной» (Верховный собор). Пестель видел государство единым, централизованным, считал, что федерация ослабит страну, как ослабила раздробленность домонгольскую Русь. Объявлялись гражданские свободы: слова, собраний, печати и т. д. Конституция Никиты Муравьева носила более умеренный характер. Она также отменяла крепостничество и самодержавие, провозглашала гражданские свободы, вводила разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, однако сохраняла монархию (конституционную) — царь оставался главой исполнительной власти. Россия - федерация. В 1823 г. члены «Южного общества» заручились поддержкой Польского Патриотического общества, летом 1825 г. в состав «Южного общества» влилось «Общество соединенных славян». С 1823 г, началась подготовка восстания, затруднявшаяся разногласиями. Срок был назначен на лето 1826 г. Однако смерть Александра I и известие о том, что правительство знает о заговоре, заставили декабристов изменить планы. Утром 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышло несколько воинских частей, в том числе Московский полк и Гвардейский флотский экипаж, ведомые офицерами-заговорщиками. Восставшие собирались помешать присяге Сената Николаю, но сенаторы оказались уже приведены к ней рано утром и разошлись по домам. Кроме того, на площадь не явился диктатор - Трубецкой. Пока его ждали и выбирали нового, время было упущено, Николай смог подтянуть верные части и несколькими артиллерийскими залпами разогнал мятежников. В результате следствия по делу декабристов пятеро были повешены, большая часть сослана в Сибирь на каторгу, часть - на Кавказ в действующую армию рядовыми. Нижние чины - участники восстания - также понесли наказания различной тяжести.

21.Общественно-полит Мысоь. В 1840-ых гг. либерализм явился в России ( Р ) в виде самостоятельного течения, сразу же получившего наименование "западничество". Либерализму свойственно подчеркивать отсутствие классовых, групповых и националистических убеждений, индивидуализм, самоценность личности. Предпосылка: "Философское письмо" Чаадаева. Окончательному складыванию двух направлений в общественной мысли Р 1840-ых гг. - западничеству и славянофильству. Сходства: 1.) чувство безграничной любви к русскому народу; 2.) оппозиция к режиму Николая I; 3.) общий противник - “ТОН”; 4.) приверженцы свободы личности, совести, мысли, слова. 5.) отрицали революцию; 6.) развитие общ-ва должно идти постепенно при посредстве реформ. * Различия: вечный спор о выборе пути, о прошлом и будущем Р, об ее исторической роли. Западники ( Н. В. Станкевич, молодые А. И. Герцен и Н. П. Огрёв, Н. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, В. Г. Белинский и др. ): основная движущая сила исторического процесса - борьба личности за свободу; Р идет тем же историческим путем, что и Запад, но отстала и должна использовать успехи европейской цивилизации, чтобы встать с Европой в один уровень; освобождение крестьян с небольшим наделом земли за выкуп помещикам. Цель: превращение самодержавия в конституционную монархию. Славянофилы ( А. С. Хомяков ( возглавлял кружок ), К. С. и И. С. Оксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, кн. В. А. Черкасский, воззрения разделяли Ф. И. Тютчев, А. А. Григорьев, Н. В. Гоголь ): развитие Р должно опираться на национальную почву, традиции и обычаи народа; для Р неприемлем путь Запада, т. к. в его основе лежали индивидуализм и бездуховность; важнейшим эл-том концепции - община, или крестьянский мир; освобождение крестьян с землей, при сохранении общины и вотчинного суда помещика - залога сохранения патриархальных отношений в деревне и предохранения Р от "язвы пролетариатства"; монархия, ограниченная Земским Собором ( высказывает царю мнение народа ); вл-ть греховна => самоустранение народа от вл-ти. * 2 этап: конец 1850 - конец 1880-ых гг. Единство в стремлении оказывать реальное влияние на внутренюю п-ку прав-ва: в конце 1850-1860-х гг. в практической работе над реформами объединились некот. славянофилы и западники: братья Милютины, А. В. Головнин, М. Х. Рейтерн. Их дея-ть охватила кр-янскую, земскую, образовательную, финансовую, судебную, городскую и военную реформы. П-кая программа: защита реформ от наступления справа. Предлагая либерализацию соц. и эк. отношений, они не желали изменений в п-кой системе Р. Идеалы либерализма стали распространяться в провинции => широкое общ-венное движение - земство. * Либералы сознавали свою оторванность от народной жизни, но сумели заложить основы для успешного эк. и соц. развития страны.

22.Революционное народничество 70-х гг..Крестьянская реформа 1861 года оживила деятельность революционеров в России. Они видели рост крестьянских выступлений и ожидали, что волнения могут вполне перерасти в революцию. Летом и осенью в год отмены крепостного права революционеры распространили ряд прокламаций с призывами готовиться к борьбе против самодержавия («Великоросс», «К молодому поколению» и др.). В 1862 году группа революционеров (М.Л. Михайлов, Н.В. Щелгунов, Н.Н. Обручев, Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов) организовали Федерацию кружков. Эта строго конспирированная организация получила название «Земля и Воля». Организация «Земли и Воли» состоит из группы народников, которые должны были селиться в районах России, на которые наиболее можно было надеяться, что они дадут протестующие элементы или в силу исторической традиции (Волга, Дон, Урал), или на почве сектантства. Вот почему после того, как была закончена организация «Земли и Воли», представители народнической группы организации двинулись на Волгу и на Дон. Вторая группа организации «З. и В.» называлась группой дезорганизаторов. Её задачей была дезорганизация правительства. Во главе организации стоял основной кружок, из членов которого избиралось бюро в кол-ве 3 человек. Членами основного кружка стали те, кто непосредственно участвовал в выработке программы. Программа «З. и В.»: 1) помочь организоваться элементам недовольства в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства, и 2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать, силу гос-ва, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного плана восстания. В конце 70-х гг. в связи с безрезультатностью работы среди крестьянства и значительным охлаждением к ней со стороны революционной молодёжи часть землевольцев выступила за перенесение центра деятельности из деревни в город и за превращение политического террора в главное средство революционной борьбы. В 1879 г. «З. и В.» разделилась на две самостоятельные организации – «Народную Волю», куда вошли сторонники новой тактики, и «Чёрный Предел», объединивший тех, кто стоял за продолжение пропаганды в народе. «НАРОДНАЯ ВОЛЯ»: в программе, в этом важнейшем документе народовольцев отразились как их сильные, так и слабые стороны. Программа ясно продемонстрировала разрыв с бакунинско-анархистским принципом «полного воздержания от всякой политики» и отрицания гос-ва. Она содержала требования широких демократических преобразований в стране. В ней проявилось стремление народовольцев сплотить все революционные и оппозиционные силы для борьбы с самодержавием. Вместе с тем она отводила важное место террору (который на практике вытеснил все остальные формы деятельности). В программе отразилось ограниченное понимание народовольцами полит. борьбы, которую они сводили исключительно к заговору. М.А. Бакунин (1814-1876), П.Л. Лавров (1823-1904), П.Н. Ткачёв (1844-1885) – виднейшие теоретики народнического движения, представлявшие три основные направления в революционном народничестве – бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.