Смекни!
smekni.com

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ И. В. СТАЛИНА (стр. 3 из 3)

Сегодня уже известно, что со временем Сталин и его подручные выработали целую систему репрессивного механизма. Ежов, Берия представляли Сталину списки осужденных с указанием меры наказания. Сталин заставлял лиц из своего окружения ставить под этими списками свои подписи. Делегатам ХХ съезда об этом не сообщали. Хрущев обращал внимание, прежде всего на то, что в годы репрессий уничтожались партийные и советские работники. Осуждая нарушения социалистической законности в годы культа личности, Хрущев хотел убедить делегатов в том, что они люди из сталинского окружения сами жили в постоянном напряжении, испытывали чувство страха. Вот один из примеров, включенный в его доклад:

«Об обстановке сложившейся в то время, мы нередко беседовали с Н.А. Булганиным. Однажды, когда мы вдвоем ехали в машине, он мне сказал: «Вот иной раз едешь к Сталину, вызывают тебя к нему, как друга. А сидишь у Сталина и не знаешь, куда тебя от него повезут: или домой или в тюрьму».

Решившись сообщить делегатам съезда о злодеяниях в период культа личности Сталина, Хрущев, как первое лицо в партии считал, что всему народу нашей страны, мировой общественности не следует знать об этом: «Мы должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о культе личности. Этот вопрос мы не можем вынести за пределы партии, а тем более в печать. Именно поэтому мы докладываем его на закрытом заседании съезда. Надо знать меру, не питать врагов, не обнажать перед ними наших язв. Я думаю, что делегаты съезда правильно поймут и оценят все эти мероприятия».

Эти слова делегаты встретили бурными аплодисментами. Значит согласились скрыть правду. Это был тревожный симптом.

ХХ съезд осудил культ личности, даже разработал программу мероприятий направленных на его искоренение, но уже ближайшее время показало, что корни этого явления остались, и культ первого лица в партии возродился, хотя и не принял таких кровавых форм, как при Сталине. Деятельность самого Н.С. Хрущева в последние годы его пребывания на посту 1 ого секретаря ЦК КПСС назовут в октябре 1964 года волюнтаризмом.

Уродливые формы примет культ личности партийного вождя при Л.И, Брежневе. Даже Сталину не приходило в голову наградить себя пятью золотыми звездами, занять столько руководящих постов, сколько их занял Брежнев.

Было другое время и личность была другой. Своеобразной оказалась реакция народа на это явление: повсюду демонстративно стали наклеивать портрет Сталина, как бы говоря, что в прошлом был культ, но культ Личности.

Справедливости ради следует сказать, что Брежнев создал своеобразный ГУЛАГ: инакомыслящих отправляли в психиатрические больницы или доводили до самоубийства.

3. Заключение

Таким образом рассмотрев что означают понятия сталинизм и сталинщина (в своей работе я выяснила, что сталинизм и сталинщина взаимосвязаны друг с другом. Сталинизм – это теоретический метод, а сталинщина – это практический метод воплощения идей Сталина в реальность), можно сказать, что сталинизм и сталинщина проявляются во многих сферах жизни общества: индустриализации, коллективизации, появление и существование ГУЛАГа.

Для складывания и проявления сталинизма существовали объективные и субъективные предпосылки, как некая возможность, они связаны с уровнем развития общества. Но и реализация идей во многом зависит от конкретно-исторических условий, в которых они осуществляются.

Россия нуждалась в модернизации – это объективная потребность, но проведенная в той форме и теми средствами (индустриализация, коллективизация, борьба с врагами народа), которые мы определяем как сталинизм и сталинщина, была слишком страшной и разрушительной по содержанию, хотя внешне результат был достигнут (построены заводы, сельское хозяйство тяжелая промышленность стали улучшаться). Ориентируясь на достижение сиюминутных результатов любыми путями и средствами, в том числе и за счет миллионов человеческих жизней.

Эта система изначально не создавала перспективу развития, т. к. она не ориентировалась на человека, а использовала человека как средство для достижения своих целей, при этом совершенно разрушительно влияла на ум, сознание, нравственность людей, разрушая в человеке все то, что делает его человеком: ум, честь, совесть. И это самые страшные последствия сталинизма.

Список используемой литературы.

1) Верт Н. История Советского государства 1900-1991./Верт Н. – М.: Издание 2-е 1994. – 320 с.

2) Главацкий М. Е. История России 1917-1940./Главацкий М. Е. – Е.: 1993. – 350 с.

3) Госкомиздат. О преодолении культа личности и его последствий./Госкомиздат. – М.: 1956. – 150 с.

4) Жарова, Мишина. История отечества 1900-1940./Жарова, Мишина. – М.: Просвещение 1992. – 370 с.

5) Ласло Белади, Тамаш Краус. Сталин./Ласло Белади, Тамаш Краус. – М.: 1990. – 350 с.

6) Радзинский Э. Сталин./Радзинский Э. – М.: 1997. – 200 с.

7) Доклад Хрущева Н. С. ХХ съезд КПСС 25 февраля 1956. О культе личности и его последствиях.

8) Хуторский В. Я. История России 1917-1993./Хуторский В.Я. – М.: 1956. – 170 с.