Смекни!
smekni.com

Влияние реформ Петра I на культуру России XVIII века (стр. 2 из 5)

Для нового содержания создаются новые формы. Начинает складываться первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII века – русский классицизм. Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Влияние идей просвещения, крестьянской войны Пугачева и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим вопросам. Д.И. Фонвизин обличал невежество и произвол в комедии «Недоросль». Г.Р. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. А.Н. Радищев первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творящихся в стране, что Екатерина вторая сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева» Начало сентиментализма в русской литературе было связано, прежде всего, с Н.М. Карамзиным. В повести «Бедная Лиза» показаны человек и его чувства.

Во второй половине столетия роль литературы все более повышается. Последняя треть века наиболее плодотворный период русской литературы. Если в 30-50-е годы писателей можно было сосчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян.

К концу столетия сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Всего за 70 лет, начиная от первых произведений Кантемира и Тредиаковского, новая русская литература стремительно прошла весьма длинный путь, значительно сократив расстояние, отделявшее ее от наиболее передовых западноевропейских литератур. Но литература XVIII века имеет не только историческое значение. Некоторые лучшие ее произведения сохраняют и до сих пор силу большой художественной выразительности.

5. Театр

Особенностью театральной жизни XVIII века стало появление театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были театры графов Шереметьевых в Кусково и Останкино, князей Юсуповых в Архангельском. Славу театру Шереметьевых принесли актеры из крепостных крестьян – драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова. В Москве и Подмосковье было более 50 таких театров. С 1730-х годов театр при царском дворе становится закрытым. Посещают его кроме членов царской семьи придворная аристократия и иностранные дипломаты по пригласительным билетам. Ко двору одна за другой приглашаются иностранные труппы. Русские же драматические спектакли идут изредка.

Начало балетному искусству в России было положено в 1738 году, когда в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которого считают В.А. Пашкевича, «Мельник – колдун, обманщик и сват» М.М Соколовского и др. Создавал свои произведения и композитор Д.С. Бортянский.

Пьесы светского театра Петровского времени перенасыщены действием, интрига в них крайне запутана, героические эпизоды перемежаются с грубо комическими сценами. Усиливается, углубляется обмирщение пьес школьного театра. Они, правда, еще не порывают с библейским и житийным содержанием, но в то же время наполняются элементами современности.

Светский театр противопоставлял условной сценической выразительности приемы грубого натурализма, чередующегося с изысканностью. Привнесение комических сцен было уступкой народным массам, на которые спектакли и были рассчитаны. Петр высоко ценил театр как средство политической пропаганды и придавал большое значение его просветительской роли. Начиная с Петровской эпохи на протяжении всего XVIII века политико – воспитательная тенденция стала ведущей в русской драматургии.

В России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской или публичный и устный народный.

Основание школьного театра заложены в XVIII веке. Это были декламации (лирические произведения, исполнявшиеся несколькими чтецами, чередовались хоровым пением), подготовленные к приезду царя Алексея Михайловича в Полоцк. Их автор – ученый монах Симеоном Петровским – Полоцким. Он же и автор первой русской литературной пьесы «Блудный сын». Библейские сюжеты использовались иносказательно, в публицистических целях. Хотя школьный театр в 1720-1740-х годах и приходит в упадок, однако в нем зарождались новые тенденции. Так известно, что В. К. Тредиаковский, еще в бытность студентом Московской славяно-греко-латинской академии, в 1723-1726гг. написал драмы, содержание которых полностью взято не из Библии или житий, а из античной мифологии и истории. К сожалению, эти произведения не сохранились до наших времен.

Придворному театру противостоял частный публичный театр городских демократических кругов, разночинцев, отличавшийся репертуаром и организационно. Репертуар состоял из исторических комедий, и интермедий. Инсценировки рыцарских романов и исторических повестей были рассчитаны на более культурного зрителя, чем интермедии фривольного содержания с потасовками и бранью. Первые обычно ставились в частных домах в центре города. Вторые – в сараях и наскоро сколоченных досчатых балаганах. Различие театров росло по мере углубления имущественной и социальной расслоения общества и к середине XVIII века привело к организации целой сети театров стационарных и передвижных, временных.

Городской демократический театр был доступен самому широкому зрителю. Его репертуар, актерская игра, оформление спектаклей отличались от придворного. Этот театр непосредственный предшественник государственного публичного театра в Петербурге и университетского в Москве. Ему принадлежит большая историческая роль в деле развития театрального искусства в России. Ведь именно в его недрах созревало русское национальное профессиональное актерство, именно он обслуживал во второй четверти века все городские слои населения. У истоков новой русской драматургии стоял директор Российского театра в Петербурге А.П. Сумароков, сыгравший исключительно важную роль в истории русского театра. Он стал основоположником русского классицизма в драматургии, ставшего основным направлением с середины XVIII века. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий. Русский классицизм имел национальные черты. Трагедии стали проводниками просветительских идей: выступали в защиту патриотизма, гражданственности, чести, святости долга, морали. В своем большинстве они имели оппозиционный политический смысл и были направлены против деспотизма самодержавия. Это порождало широкое использование метода иносказаний, хорошо известного ранее в фольклоре. Иные черты характеризуют классицистскую комедию. Сюжеты, взятые из жизни мелкопоместных дворян, близость к повседневным интересам рядового человека, сатирическое отношение к личным и общественным недостаткам – все это приближало комедию к действительности.

Середина XVIII века – важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драматургии. Во второй половине века труппы уже существовали в столицах, некоторых провинциальных городах. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 году по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756г. Царским указом был преобразован в «Русский для представления комедий и трагедий театр» (ныне театр драмы им. А.С. Пушкина).

Под воздействием элементов сентиментализма и реалистических тенденций классицизм менял свое лицо. В трагедиях коронованные герои уступали место простым смертным. Трагические образы становились сложнее, человечнее, в них усиливался эмоциональный элемент. Язык трагедий становился гармоничнее. Стихотворная форма заменялась прозаической. В конце столетия литературные и драматические произведения носили умеренно либеральный характер. Появляется ряд новых авторов. В это время начали свое творчество Д.И. Фонвизин. («Недоросль», переводы трагедии Вольтера «Альзира», «Героическая добродетель» и др.) и Радищев (ода «Вольность»). К этому же времени относится появление первых актерских школ: Танцевальная (1738), в программу, которой входило и обучение драматическому и оперному искусству. С 1752 года актерскому искусству обучали в Сухопутном шляхетском корпусе, с 1755 – в Московском университете. Начали открываться актерские классы при театрах.