Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по История России (стр. 3 из 10)

8 Предпосылка объединения русских земель в 14 веке. Начало возвышения Московского княжества. Отношения с Золотой Ордой.

Предпосылки объединения земель: 1.эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами 2.формирование на местах опыта управления и создания структур управления 3.мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов. 4.народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели стабильности; за объединение выступала церковь 5.сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в языке, лит-ре, обычаях, трдициях. 6.Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью, первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского)

Причины возвышения Москвы: 1.выгодное географич полож-е (а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг б. Удобные водные пути в. Моск кн-во занимало центр полож-е )2. Умелая политика моск князей(а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я в эти р-ны в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО г. введение института наследования престола от отца к сыну) 3.Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья кафедра была перенесена в М) 4.отсутствие сильных врагов 5.нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во представлялось процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М.

Этапы объединения:

I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый (1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М к-ва в полит, эконом, духовн аспектах, а именно (1.за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км 2.благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли 3.были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя крупнейш противники (Тверь, Новгород, Рязань) 4.М становится центром русского православия 5.ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за М кн-ми 6.на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв 7.именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м

II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В этот период вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская земля. Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь отказалась подписать унию.

III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV Грозный. Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит незав-ти и юрид оформл-е институтов гос. власти.

11 Россия при Иване 4. Избранная рада. Реформы 50-х годов 16 века. Опричнина, её суть и последствия.

Предпосылки объединения земель: 1.эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами 2.формирование на местах опыта управления и создания структур управления 3.мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов. 4.народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели стабильности; за объединение выступала церковь 5.сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в языке, лит-ре, обычаях, трдициях. 6.Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью, первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского)

Причины возвышения Москвы: 1.выгодное географич полож-е (а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг б. Удобные водные пути в. Моск кн-во занимало центр полож-е )2. Умелая политика моск князей(а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я в эти р-ны в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО г. введение института наследования престола от отца к сыну) 3.Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья кафедра была перенесена в М) 4.отсутствие сильных врагов 5.нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во представлялось процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М.

Этапы объединения:

I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый (1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М к-ва в полит, эконом, духовн аспектах, а именно (1.за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км 2.благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли 3.были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя крупнейш противники (Тверь, Новгород, Рязань) 4.М становится центром русского православия 5.ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за М кн-ми 6.на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв 7.именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м

II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В этот период вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская земля. Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь отказалась подписать унию.

III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV Грозный. Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит незав-ти и юрид оформл-е институтов гос. власти.

12 Внешняя политка России в 16 веке.

Сначала основное направление русской внешней политике явилось восточное. В 1552 русские войска двинулись на Казань (присоединено к Московскому).=> Крым утратил союзника и не мог угрожать Москве одновременно с юга и востока. В плодородные земли Поволжья массами двинулись русские переселенцы. Открылись возможности русской колонизации к западной Сибири. Присоединена Астрахань. Врагом Руси на юге по-прежнему оставалось крымское ханство. Отношения с Польшей и Литвой оставались холодными. Русы вторглись в Ливонию, пали Нарва, Дерпт, крепости Фелин и Мариенбург, не удалось захватить Ригу и Ревель. Заключено перемирие. 4 сильных европейских противника: Польша Литва Швеция Дания. Потери: территории у Финского залива, Карелия.

14 Социально-экономическое и политические изменения в России в 17 веке. Соборное уложение 1649 г.

В экономике Руси после затяжного периода восстановления хозяйства после Смуты наступил новый подъем. К середине 17 резко усилилась централизация русского царства. Но развитие торговли, специализация районов лучше укрепляло страну, чем насилие и терор Ивана 4. Монархия Алексея Михайловича по-прежнему являлась сословно-представительской, но характер ее менялся в сторону самодержавия. Разрушалось местничество. Россия балансировала между отеческой стариной и европейским новшествами. Для гос нужд и содержания войска, особенно боеспособных полков нового строя, нужны были деньги. Не знали как увеличить доходы казны-«прямо дурить». Поднял пошлину на продажу соли в 4р. 3июня 1648 соляной бунт в Москве. Издание Улодений, заменивший судебник Ивана 4. Соборное уложение говорила: Царь- помазанник Божий. В Уложении: гос хозяйство, преступления против церкви, взятки, неповиновение простых людей, поиск убежавших крестьян вечно. Уложение являлось базой для дальнейшего развития законодательства в России. Патриарх Никон: мысль превосходства духовной власти над светской превратилась в идею Вселенной церкви. Именно его реформы вызвали раскол, поскольку часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Раскол на никонианцев и старообрядцев. Раскол не преодален и по сей день. В 1662 в столице разразился медный бунт. Он был печальным следствием очередной финансовой авантюры правительства. Бетство крестьян на ДОН. Поход Разина на Волгу в 1670. Крестьянская война, восстание двинулось на Астрахань. Подавили.

35 Внешняя политика России в конце 19 - начале 20в. Русско-Японская война 1094-1905гг.

Во внешней политике Николай 2 желал следовать миролюбию своего предшественника. В Гааге созыв мирной конференции об ограничении вооружения, но договора не последовало. Россия взяла у Китая Порт-Артур и провела туда железную дорогу. Россия сочла возможным занять некоторые пункты в Корее для своих военных и торговых целей. Япония претендовала на Корею, после дипломатических переговорах началась война. Позорная война. Заключён мир: потеряла Порт-Артур, отказалась от претензий на влияние в Корее и Манчжурии и уступила часть о.Сахалина.

16 Церковная реформа. Алексей Михайлович и патриарх Никон. Раскол как общественное явление.

Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма, требовало дальнейшего подчинения церкви государству. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило и в церковных обрядах. В Москве по вопросу исправления церковных книг было два разных мнения. Сторонники одного, к которому примыкало и правительство, считали необходимым править книги по греческим подлинникам. Им противостояли "ревнители древнего благочестия". Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев - царский духовник. Работа по проведению церковной реформы была поручена Никону. Властолюбивый, с сильной волей и кипучей энергией, новый патриарх вскоре нанёс первый удар "древнему благочестию". По его указу исправление богослужебных книг стало производится по греческим подлинникам. Были унифицированы и некоторые обряды: двоеперстие при крестном знамении заменялось троеперстием, менялся строй церковной службы и пр. Первоначально оппозиция Никону возникла в духовных кругах столицы, главным образом со стороны «ревнителей благочестия». Протопопы Аввакум и Даниил написали царю возражения. Не достигнув цели, они стали распространять свои взгляды среди низших и средних слоев сельского и городского населения. Церковный собор 1666-1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду "градских властей", которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, "кто возложит хулу на господа бога". В разных местах страны запылали костры, на которых гибли ревнители старины. После собора 1666-1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы постепенно приобрели социальный оттенок и положили начало расколу в русской православной церкви, возникновению религиозной оппозиции (староверия или старообрядчества). Старообрядчество - сложное движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Иногда в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписи и от выполнения повинностей в пользу феодального государства, можно разгадать социальные мотивы. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Началось восстание как чисто религиозное. Местные монахи отказались принять новонапечатанные "никонианские" книги. Монастырский собор 1674 г. вынес постановление: "стоять и биться против государственных людей" до смерти. Лишь с помощью монаха-перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход, стрельцам удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление восставших. Из 500 защитников монастыря в живых осталось только 50. Кризис церкви проявился также в деле патриарха Никона. Осуществляя реформу, Никон, отстаивал идеи цезарепапизма, т.е. превосходства духовной власти над светской. Вследствие властолюбивых замашек Никона в 1658 г. произошел разрыв между царём и патриархом. Если реформа церкви проводимая патриархом, отвечала интересам русского самодержавия, то теократизм Никона явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Когда Никону доложили о гневе царя на него, он публично сложил с себя сан в Успенском соборе и уехал в Воскресенский монастырь.