Смекни!
smekni.com

Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях (стр. 4 из 42)

Второй этап – период либерализма и попытки декриминализации законодательства против наркотиков. 25 октября 1990 года Комитет Конституционного надзора СССР своим Заключением № 8 (2-10) «О законодательстве по вопросу, о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией» фактически начал либеральный виток в наркополитике России. Согласно Заключению «потребление наркотиков приравнивалось к неотъемлемому праву человека, который ни перед кем не обязан бережно относиться к собственному здоровью». Подчеркивалось, что такая обязанность человека не может обеспечиваться мерами принудительного характера. Предыдущие правовые положения утрачивали силу, тем самым разрушалось необходимое для координации антинаркотических сил единое правовое пространство, и создавались условия для доминирования узковедомственных отраслевых интересов [13, с.87]. В 1991 году депутаты Верховного Совета посчитали, что юридическая ответственность за незаконное потребление наркотиков без назначения врача (как уголовная, так и административная) несовместима с новой демократической Россией и созданием открытого общества. С 1987 года до 5 декабря 1991 года за незаконное потребление наркотиков (без разрешения врача), по Административному кодексу РСФСР, полагались штраф или арест до 15 суток. 5 декабря 1991 года эту норму депутаты отменили. Одновременно ими были отменены меры уголовного характера за повторное незаконное потребление наркотиков в течение года после административного наказания. Ранее эти меры осуществлялись, хотя и не часто, но угроза их применения ощутимо сдерживала рост числа наркоманов. В 1996 году, когда последствия либерального отношения государства к незаконному потреблению наркотиков резко обострили наркоситуацию, в Государственной Думе Российской Федерации был подготовлен законопроект «О наркотических средствах и психотропных веществах», согласно которому потребление наркотических средств без разрешения врача вновь запрещалось. Закон, пройдя стадии законодательного процесса, не был подписан Президентом Российской Федерации. В 1996 году Россия вынуждена принимать новый Уголовный кодекс. В его редакции либералами из Государственной Думы предпринимается попытка декриминализации хранения и приобретения наркотиков в небольших размерах. Однако эта попытка не удалась благодаря позиции Постоянного комитета по контролю за наркотиками Минздрава России, который под влиянием Министерства внутренних дел Российской Федерации отреагировал на либеральные новации уголовного законодательства пересмотром своих протоколов о величине «крупного размера» существенно его уменьшив, и фактически сведя к «небольшим размерам».

Третий этап – период начала возврата к контролю за незаконным потреблением наркотиков.

Отсутствие последовательности в антинаркотической политике станы настолько осложнило наркоситуацию, что в 1998 году законопроект «О наркотических средствах и психотропных веществах», предложенный в 1996 году, был принят Государственной Думой и подписан Президентом России. Чтобы преодолеть ведомственную разобщенность и доминирование ведомственного подхода над государственным, в 1998 году российское государство абсолютно правильно провозгласило в этом законе две конкретные цели в области контроля наркотиков:

-постепенное сокращение числа больных наркоманией;

-сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков [14, с. 28].

Но отсутствие в России в течение длительного времени базового федерального закона в сфере правового регулирования оборота наркотиков уже оказало отрицательное воздействие на формирование эффективной государственно-правовой политики, направленной на противодействие наркотизации общества. Новый Федеральный закон в 1998 году восстановил запрет потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации, с этого изменения законодательства общество стало медленно возвращаться к утраченному пониманию необходимости практического контроля за самой незначительной, с точки зрения борьбы с наркобизнесом, и самой главной, с точки зрения эффективной профилактики наркомании, стадией незаконного оборота наркотиков – их потреблением без назначения врача. Российское общество переживает в своем развитии сложный переходный период на пути становления правового государства и обретения статуса полноценного участника процессов, происходящих в современном цивилизованном мире, целью которого является – развитие демократии, утверждение прав человека и достоинства личности. Любой переходный период связан с дезорганизацией государственных структур, потерей привычных духовных ориентиров, противоборством политических сил, указанные процессы развиваются сегодня и в нашем обществе в крайне сложных и обостренных формах. Нестабильность функционирования формирующейся государственной системы стимулирует рост социальной напряженности и обострение криминогенной ситуации [15, с. 54].

Рассмотрим существующие на данный момент антинаркотические законодательства, как документы, в содержании которых сконцентрирована сущность реализуемой государственной антинаркотической политики, а именно:

- Уголовный Кодекс Российской Федерации. Глава 25 посвящена преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Глава 6 – Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;

- Федеральный Закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах». Настоящий федеральный закон установил правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществах и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Одновременно им определены направления государственной политики в рассматриваемой сфере, выполняющие роль приоритетных правовых ограничений:

- государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

- порядок культивирования наркотикосодержащих растений;

- порядок экспорта и импорта наркотических средств и психотропных веществ под контролем государства;

- порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях [12].

С принятием данного закона впервые в нашей стране был установлен порядок составления списков наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» позиционировал Россию в качестве субъекта, активно формирующего и реализующего государственно-правовую политику противодействия наркотизации страны. Закон разработан в духе рекомендаций Программы ООН по наркотикам и получил ее одобрение. Принятием закона Россия продемонстрировала, что ее официальная политика направлена на жесткое государственное противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Этот закон определил, что «государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту будет направлена на практике на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ».

- Трудовой Кодекс Российской Федерации. Статья 81 (пункт 6 «б»): расторжение трудового договора со стороны работодателя в связи с появлением работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации – работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения [16].

Поиск новых, перспективных идей по преодолению наркотизации российского общества следует проводить с позиции теории конфликта. Наркопреступность представляет собой лишь одну из сторон социального конфликта, в разрешении которого определяющую роль играет соответствующая государственная политика. При этом противодействие наркопреступности, в отличие от борьбы с ней, включает в себя не только деятельность правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, но и целенаправленные мероприятия, осуществляемые различными ведомствами, общественными организациями, отдельными гражданами, то есть всем обществом. Недостаточная эффективность противодействия наркотизации российского общества представляет собой результат развития конфликта, возникающего и развивающегося между правовыми ограничениями и правовыми возможностями, действующими в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. С одной стороны, государство формирует вполне определенные ограничения возможностей граждан по поводу употребления и распространения наркотиков, а с другой – обязано (но не всегда делает это) не только охранять права граждан, но и поощрять их социально-правовую активность, направленную на противодействие наркотизации общества.

К сожалению, самая эффективная форма осуществления антинаркотической политики – основанная на партнерстве государства и общества – не получила в России до сих пор заметного развития и распространения. Эта слабость государственной антинаркотической политики делает ее результаты минимальными в современном российском обществе. И это может иметь фатальное стратегическое значение для будущего России. Под государственно-правовой политикой противодействия наркотизации общества мы подразумеваем реализацию в рамках законодательно установленных правовых ограничений комплекса мер нормативно-правового, организационно-управленческого, психолого-педагогоческого, медицинского и социально-экономического характера, направленных на решение проблем, обусловленных незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [17, с. 18].