Смекни!
smekni.com

Политические процессы 20-30 годов в Советском Союзе (стр. 1 из 4)

Оглавление

Введение 3

1. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги 4

1.1. Основные направления НЭПа 4

1.2. Противоречия НЭПа 6

1.3. Итоги НЭПа 6

2. Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги 8

2.1. Предпосылки коллективизации 8

2.2. Коллективизация 9

2.3. Итоги коллективизации 10

3. Политические процессы 20-30-х годов, централизация власти 12

3.1. «Громоотвод» - Шахтинский процесс 12

3.2. Формирование административно-бюрократической системы управления 14

Заключение 18

Библиографический список 19

Введение

20-е – 30-е годы – одна из самых страшных страниц в истории СССР. Было проведено столько политических процессов и репрессий, что еще долгие годы историки не смогут восстановить все детали страшной картины этой эпохи. Эти годы обошлись стране в миллионы жертв, причем жертвами как правило становились талантливые люди, технические специалисты, руководители, ученые, писатели, интеллигенция. «Цена» борьбы за «счастливое будущее» становилась всё выше. Руководство страны стремилось избавиться от всех свободно мыслящих людей. Проводя один процесс за другим, государственные органы фактически обезглавили страну.

Форсированный экономический рост в условиях ост­рой нехватки капиталов, нарастания военной опасности лимитировал возможности материального стимулирова­ния труда, вел к разрыву экономических и социальных аспектов развития, к стагнации, даже падению жизненно­го уровня, что не могло не вести к росту психологичес­кого напряжения в обществе. Ускоренная индустриализа­ция, сплошная коллективизация резко активизировали миграционные процессы, крутую ломку образа жизни, ценностных ориентации огромных масс людей («великий перелом»). Сконденсировать избыточную социально-психологическую энергию народа, направить ее на решение ключевых проблем развития, компенсировать в какой-то мере слабость материального стимулирования был при­зван мощный политико-идеологический прессинг. В 30-е годы ломается и без того хрупкая грань между полити­ческим и гражданским обществом: экономика подчиняет­ся тотальному государственному контролю, партия сли­вается с государством, государство идеологизируется.

Цель данной работы – рассмотреть разные грани политических и экономических изменений и процессов в 20-30-е годы, а также выявить их причины, характер и последсвтия.

1. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги

Голод и крестьянские восстания встревожили большевиков. Они поняли, что спасти положение можно только общими усилиями всего народа на основе личной заинтересованности и инициативы. По настоянию Ленина партия ввела так называемую Новую Экономическую Политику — НЭП. По сути, это было политическим отступлением большевиков [Краткая история России и Советского союза, — М.: Наука, 1971. С.42].

К изменению политики вынудил выявившийся к 1921 г. экономический и политический кризис, угроза потери власти.

В марте 1921 г. на X съезде партии приняли предложение Ленина о замене продразверстки продналогом. Теперь государство забирало у крестьян не весь хлеб, а определенную, твердо установленную долю. Позднее была разрешена и свободная торговля.

1.1. Основные направления НЭПа

После отмены продразверстки государство вынуждено было отказаться и от ряда других устоев "военного коммунизма".

Развернулась частичная приватизация промышленности. Для привлечения иностранного капитала пошли на сдачу некоторых предприятий иностранным капиталистам. Проведена денежная реформа. Государственные предприятия переводят на самоокупаемость.

Важнейшим результатом НЭПа стало быстрое восстановление экономики. Согласно данным, довоенный уровень производства был восстановлен во второй половине 20-х гг.

Происходит умиротворение страны, прекратились массовые восстания.

Предпринимаются определенные меры по возрождению элементарной законности: восстанавливается прокурорский надзор, адвокатура, принимается новый гражданский кодекс.

Экономическое положение страны в годы НЭПа

Первой и главной мерой НЭПа стала замена продразверстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда (т. е. требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10% урожая. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продавать по своему усмотрению — либо государству, либо на свободном рынке.

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% — местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

Стали возникать синдикаты — добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в с/х была незначительна (в 1927 г. они давали только 2% всей продукции с/х и 7% товарной продукции), зато простейшими первичными формами сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации было охвачено к концу 20-х годов больше половины всех крестьянских хозяйств. К концу 1928 г. непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего крестьянской, было охвачено 28 млн. человек (в 13 раз больше, чем в 1913 г.). В обобществленной розничной торговле 60 – 80% приходилось на кооперативную и только 20 – 40% на собственно государственную, в промышленности в 1928 г. 13% всей продукции давали кооперативы. Существовало кооперативное законодательство, кооперативный кредит, кооперативное страхование.

Экономический механизм в период НЭПа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главными связующим звеном между его отдельными частями.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18% уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 – 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19% соответственно.

1.2. Противоречия НЭПа

· Сохранилась бюрократическая система управления промышленностью.

· Стремясь сохранить поддержку рабочих, режим искусственно поддерживал на государственных предприятиях относительно высокий уровень заработной платы, не соответствующей реальной производительности труда, что неизбежно вызывало рост себестоимости продукта.

· Частные предприниматели и торговцы не обрели необходимых социальных и правовых гарантий: они не имели избирательных прав, подвергались различным формам политической дискриминации.

· В сельском хозяйстве по-прежнему преследовались "кулаки": они были лишены избирательных прав и подвергались разнообразным стеснениям [Мельгунов С. П. История России, М.: Высшая школа, 2002. – стр.46-49].

1.3. Итоги НЭПа

Самым важным итогом НЭПа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере — государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве — мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации.

Совершенно новыми оказались в условиях НЭПа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими, методами обеспечить сбалансированный рост.

Широкая кампания по снижению цен была начата правительством еще в конце 1923 г., но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в 1924 г., когда обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции Комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые тогда меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились с октября 1923 г. по 1 мая 1924 г. на 26% и продолжали снижаться далее [Орлов А. С., Георгиев В. А., Полунов А. Ю., Терещено Ю. Я., Основы курса истории России, М.: Простор, 1997. с. 475 – 477].

Страна начала довольно быстро оправляться; в деревне и в городе люди увидели, что их работа им что-то дает. В стране наступило успокоение. За 7 лет, к 1929 году, экономика страны достигла уровня 1914 года, последнего предвоенного года царского времени [Краткая история России и Советского союза, — М.: Наука, 1971. С.42].