Смекни!
smekni.com

Деникин, Антон Иванович (стр. 2 из 2)

В то же время в тылу белых предпринимались попытки к налаживанию нормальной жизни. Там, где позволяла обстановка, возобновлялась работа заводов и фабрик, железнодорожного и водного транспорта, открывались банки и велась повседневная торговля. Были установлены твёрдые цены на сельскохозяйственные продукты, принят закон об уголовной ответственности за спекуляцию, восстанавливались в прежнем виде суды, прокуратура и адвокатура, избирались органы городских самоуправлений, свободно действовали многие политические партии вплоть до эсеров и социал-демократов, почти без ограничений выходила пресса. Деникинским Особым Совещанием было принято прогрессивное рабочее законодательство с 8-часовым рабочим днем и мерами по охране труда, которое, однако, из-за полного развала промышленного производства не нашло практического претворения в жизнь.

Деникинское правительство не успело полностью осуществить разработанную им земельную реформу, в основу которой должно было лечь укрепление мелких и средних хозяйств за счёт казённых и помещичьих земель. Действовал временный колчаковский закон, предписывающий, до Учредительного собрания, сохранение земли за теми владельцами, в чьих руках она фактически находилась. Насильственный захват прежними владельцами своих земель резко пресекался. Тем не менее, подобные инциденты всё же происходили, что в совокупности с неизбежными грабежами в прифронтовой зоне отталкивало крестьянство от лагеря белых.

Позиция А. Деникина по языковому вопросу на Украине была выражена в манифесте «Населению Малороссии» (1919): «Объявляю государственным языком на всем пространстве России язык русский, но считаю совершенно недопустимым и запрещаю преследования малорусского языка. Каждый может говорить в местных учреждениях, земствах, присутственных местах и в суде по-малорусски. Местные школы, содержимые на частные средства, могут вести преподавание на каком угодно языке. В казенных школах … могут быть учреждаемы уроки малорусского народного языка… Равным образом не будет никаких ограничений в отношении малорусского языка в печати…»[4].

6. Эмиграция

Деникин пробыл в Англии лишь несколько месяцев. Осенью 1920 года в Англии была опубликована телеграмма лорда Керзона Чичерину, которая гласила:

Я употребил всё своё влияние на генерала Деникина, чтобы уговорить его бросить борьбу, обещав ему, что, если он поступит так, я употреблю все усилия, чтобы заключить мир между его силами и вашими, обеспечив неприкосновенность всех его соратников, а также население Крыма. Генерал Деникин в конце концов последовал этому совету и покинул Россию, передав командование генералу Врангелю.

— [5]

Деникин выступил с резким опровержением в «Таймс»[5]:

1. Никакого влияния лорд Керзон оказать на меня не мог, так как я с ним ни в каких отношениях не находился.

2. Предложение (британского военного представителя о перемирии) я категорически отвергнул и, хотя с потерей материальной части, перевёл армию в Крым, где тотчас же приступил к продолжению борьбы.

3. Нота английского правительства о начатии мирных переговоров с большевиками была, как известно, вручена уже не мне, а моему преемнику по командованию Вооружёнными силами Юга России генералу Врангелю, отрицательный ответ которого был в своё время опубликован в печати.

4. Мой уход с поста главнокомандующего был вызван сложными причинами, но никакой связи с политикой лорда Керзона не имел.

Как раньше, так и теперь я считаю неизбежной и необходимой вооружённую борьбу с большевиками до полного их поражения. Иначе не только Россия, но и вся Европа обратится в развалины.

В 1920 году Деникин переехал с семьёй в Бельгию. Жил там по 1922 год, затем — в Венгрии, а с 1926 года — во Франции. Так часто менять своё место жительства Деникина заставляла нехватка денег. Занимался литературной деятельностью, выступал с лекциями о международном положении, издавал газету «Доброволец». Оставаясь убеждённым противником советского строя, призывал эмигрантов не поддерживать Германию в войне с СССР (лозунг «Защита России и свержение большевизма»). После оккупации Франции Германией отказался от предложений немцев о сотрудничестве и переезде в Берлин.

Усилившееся после Второй мировой войны советское влияние в странах Европы вынудило А. И. Деникина переехать в США в 1945 году, где он продолжил работу над книгой «Путь русского офицера», выступал с публичными докладами. В январе 1946 года Деникин обратился к генералу Д. Эйзенхауэру с призывом остановить насильственную выдачу в СССР советских военнопленных.

7. Писатель и военный историк

С 1898 года Деникин писал рассказы и остропублицистические статьи на военную тематику, публиковался в журналах «Разведчик», «Русский инвалид» и «Варшавский дневник» под псевдонимом И. Ночин.

В эмиграции приступил к созданию документального исследования о Гражданской войне «Очерки Русской Смуты». Издал сборник рассказов «Офицеры» (1928), книгу «Старая Армия» (1929—1931); не успел завершить автобиографическую повесть «Путь русского офицера» (впервые издана посмертно в 1953 году).

8. Смерть и похороны

Скончался генерал от сердечного приступа 7 августа 1947 года в больнице Мичиганского университета в Энн-Арборе и был похоронен на кладбище в Детройте. Американские власти похоронили его, как главнокомандующего союзной армией, с воинскими почестями. 15 декабря 1952 года по решению белоказачьей общины США состоялось перенесение останков генерала Деникина на православное казачье Свято-Владимирское кладбище в городок Кесвилл, в местности Джексон, в штате Нью-Джерси.

9. Перенос останков в Россию

3 октября 2005 года прах генерала Антона Ивановича Деникина и его жены Ксении Васильевны (1892—1973) вместе с останками русского философа Ивана Александровича Ильина (1883—1954) и его супруги Натальи Николаевны (1882—1963) был перевезён в Москву для захоронения в Донском монастыре[6]. Перезахоронение было осуществлено с согласия дочери Деникина Марины Антоновны Деникиной-Грей (1919—2005) и организовано Российским фондом культуры.

В мае 2009 года на могилах были установлены новые памятники, заменившие деревянные кресты.

10. Награды

· Знак 1-го Кубанского (Ледяного) похода № 3 (1918)

· Георгиевское оружие, украшенное бриллиантами, с надписью «За двукратное освобождение Луцка» (22.09.1916)

· Георгиевское оружие (10.11.1915)

· Орден Святого Георгия 3-й степени (3.11.1915)

· Орден Святого Георгия 4-й степени (24.04.1915)

· Орден Святого Владимира 3-й степени (18.04.1914)

· Орден Святого Владимира 4-й степени (6.12.1909)

· Орден Святой Анны 2-й степени с мечами (1905)

· Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1904)

· Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантами (1904)

· Орден Святого Станислава 3-й степени (1902)

Иностранные:

· Почётный рыцарь-командор Ордена Бани (Великобритания, 1919)

· Орден Михая Храброго 3-й степени (Румыния, 1917)

· Военный Крест 1914—1918 (Франция, 1917)

Список литературы:

1. «Ледяной поход» Добро­вольческой армии ген. Корнилова

2. Шамбаров В. Е. Разгром Красной армии на Кавказе

3. Альмендингер В. В. «Гибель второго батальона Симферопольского Офицерского полка»

4. Стефан Машкевич Язык до Киева доведет. А в Киеве?

5. Деникин А. И. Очерки русской смуты

6. Состоялась церемония перезахоронения праха генерала Деникина и философа Ильина в некрополе Донского монастыря. Православие.Ru (3 октября 2005).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Деникин,_Антон_Иванович