Смекни!
smekni.com

История набегов крымских татар на Русь (стр. 3 из 4)

· 1623 — татары вновь нападают на Белгород. Белгородцы отражают нападение и побеждают в битве на реке Халани. В том же году воевода С.М. Ушаков, узнав, что татарские полчища из Орловского края пришли в Курский, послал детей боярских Курчан 300 человек да казаков, которые остались за Путивльскою службою, да пехоты с огненным боем 100 человек. Татары, пришедши в Русь, воевали Орловские, Карачевские, Мценские, Болховские места, а потом шли "свалясь все вместе" Бахмутскою сакмою. За ними погнались станичные головы и вперед выслали станицу Курских детей боярских. С остальными детьми боярскими был послан И.А. Анненков. По просьбе Ушакова Белгородский воевода князь Тюфякин прислал также отряд детей боярских и казаков под начальством Василия Торбина и Плакиды Темирова которые сошлись с Анненковым на Котлубанской Семице, где татары стояли за Семью. Произошла страшная битва, и татары были разбиты совершенно[3].

· 1624 — татары опять пытаются проникнуть через южную границу в районе Белгорода и терпят неудачу.

· 1625 — у реки Красной белгородцы разгромили татарские отряды.

· 1628 году Курский воевода вызвал к себе, проживавшего уже в своей вотчине известного своею храбростью И.А. Анненкова и поручил ему военные силы Курска дворян, детей боярских и др. ратных людей для похода против татар. И.А. Анненков двинулся со своим войском на юг, по направлению к Белгороду и в 100 верстах от Курска настиг татар, которые успели захватить много полоняников. Догнав неприятелей, И.А. Анненков охватил их стан и, взяв его, освободил русских пленников. Но хищники не унимались и приблизились к Курску. Здесь ночью в 10 верстах от Курска на реке Виногробле И.А. Анненков разбил этот отряд и захватил "в полон" татарских начальников[3]

· 1632 — разграбление Мценска, Новосили, Орла, Карачева, Ливен и Ельца

В том же году Белгород сразу выдержал два нападения: Литвы и Татар, последние взяли много пленных и побывали в Курском и Рыльском уездах. Разбивший их вместе с детьми боярскими Рыльский воевода получил от Михаила Федоровича милостивую грамоту за победу, в которой была выражена похвала ему и детям боярским Рылянам[3]. В этом же году воевода И. Вель­яминов освободил в пределах Новосильского уезда 2700 полонянников.

· 1633 — разорение уездов Серпуховского, Тарусского, Калужского, Алексинского, Каширского, Коломенского, Рязанского

Относительном затишье в татарских нападениях на Россию в конце 30-х и начале 40-х годов - XVII в., которое, несомненно, было связано с владением дон­скими казаками Азовом. Русское правительство, не желает начинать большую войну с Турцией, не приняло от казаков Азова, и после длительного «азовского сиденья» казаки в 1642 г. оставили город. Строители Белгородской черты, жи­тели южных русских уездов сразу же по усилившимся татар­ским вторжениям почувствовали изменение обстановки в ни­зовьях Дона.

· 1634. орловский воевода Д. Колтовский освободил недалеко от Орловского городища 650 че­ловек полона».

· 1642 нападения татар совершаются ещё небольшими силами, враг почти не пытается проникнуть глубоко в Рос­сию. Но, выяснив расположение новых русских укреплений и не беспокоясь за свой тыл, в следующем году татары на­носят серьёзные удары по наиболее уязвимым местам.

· 1643 возобновляются крупные татарские вторжения в Россию, Засуха и голод в Крыму,достигающие наибольшего размаха в 1644—1645 гг. продолжавшиеся в течение несколь­ких лет, помогают татарским мурзам собирать под свои зна­мена тысячи рядовых татар и направлять их на грабеж рус­ских сел и деревень.

Для ударов татары выбирают неукрепленные места у Но­гайской, Кальмиусской и Муравской дорог. Наступающие по Ногайской дороге татарские отряды, не доходя до Козлов­ского вала, поворачивают на запад. Погрому подверглись се­ла, расположенные на берегах р. Воронежа — на юго-западе Козловского, на востоке Лебедянского, на севере Воронеж­ского уездов. Здесь в 1643 г. в набегах вместе с татарами участвовали запорожцы. Татары переправлялись и на запад­ный берег р. Воронежа, проникали в Елецкий уезд. Открытой оставалась Кальмиусская дорога. Весной 1643 г. на левом бе­регу р. Оскола был построен Жестовой стоялый острожек, но служилые люди только наблюдали с его башен за движени­ем татар. Не могли задержать татар между верховьями Тихой Сосны и р. Осколом и небольшие острожки — Осиновый и Раздорский. 17 мая 1643 г. из Раздорского острожка русские воины стреляли по татарам из пушек, но это не остановило отряд врага в 2500 человек. Свободным был проход и по Муравской дороге; новые крепости Вольный и Хотмыжск, как мы знаем, стояли в стороне. В 1643 г. татары, начав вторжение по Кальмиусской дороге, несколько раз возвра­щались с добычей по Муравскому шляху. Белгородские слу­жилые люди вели здесь с татарами бои, но не могли их оста­новить. В 1643 г., донося об одном из таких сражений, бел­городский воевода Н. М. Боборыкин вновь поставил вопрос о строительстве укреплений у Карпова сторожевья. Он спра­ведливо считал, что при наличии там русского города и укреп­лений татары бы не ушли безнаказанно. В начале 1644 г. Разрядный приказ снова принял решение о строительстве крепости на Карповом сторожевье, на правом берегу р. Ворсклы. Намечалось пока построить здесь стоя­лый острог. Закладка крепости состоялась 13 апреля, острог строили белгородцы, руководил строительством станичный голова Иван Рышков. 15 мая острог был готов. Летом в нём располагались 60 рыльских и севских стрельцов. Осенью 1644 г. Разряд предпринял попытку превратить Карповский стоялый острог в жилой город, но набрать «вольных охочих людей» на службу не удалось. Карпов стал жилым городом только в 1646 г., когда был построен и земляной вал. До этого, в 1644—1645 гг. один стоялый острог не представлял для татар большого препятствия.

· 1641 тысячный татарский отряд перешёл Донец у устья р. Деркул и отправился "воевать курские и воронежские места", предварительно рассредоточив на "поле" (Дикое поле) несколько крупных отрядов для более широкого радиуса действия.

· 1644 — Очень тяжелый удар нанесли татары по южным русским уездам в 1644 г. Основное татарское войско в количестве 30—40 тысяч человек сосредоточилось у северных границ Крымского ханства, на реках Орели и Самаре к началу ав­густа. Используя оставшуюся неперекрытой Муравскую до­рогу, татары прошли мимо Карповского острожка, обогнули р. Ворсклу с востока и по Бакаеву шляху вторглись в Путивльский уезд. В конце августа и начале сентября они за­хватили большой полон в пределах Путивльского, Рыльского, Севского уездов, Комарицкой волости, а также в примы­кавших к России районах Польши. Полон оценивался «в треть татарского войска» и превышал, видимо, 10 тысяч человек. Полки дворянской конницы располагались по-прежнему на Оке и не оказали никакой помощи населению юго-западных уездов. Население защищалось от татар в городах и острож­ках, в лесах и оврагах. Служилые люди Белгорода, Яблонова, Корочи выходили для схватки с татарами в открытое по­ле, но не смогли отразить во много раз превосходящие силы врага.[4]

· 1645 —Открытая по сути дела для татар Муравская дорога дала возможность массе татар вторгнуться в Россию и в 1645 г. На этот раз по приказу крымского хана татары осуществили зимний набег. Вновь страшному разгрому подверглись юго-западные русские уезды, включая и Курский. В декабре 1645 г. стояли особенно сильные морозы, от холода и голода погибли многие русские пленники, почти все они были обмо­рожены. По подсчету А. А. Новосельского, число полонянников, взятых татарами в 1645 г., превышало 6 тысяч. Боль­шие потери понесли во время зимнего набега и татары. разорение Рыльского, Путивльского и Комарицкого уездов, уведено 5 749 пленников. Большого числа жертв удалось избежать благодаря действиям Курского воеводы князя Семёна Пожарского, треть крымской армии нуреддин-султана Казы-Гирея не вернулась назад[5]. Успеху татар способствовало отсутствие единого русского командования в районе создававшейся черты. Правда, рус­ское правительство попыталось было в декабре 1645 г. пере­дать под временное командование белгородскому воеводе князю Ф. А. Хилкову служилых люден Яблонова, Корочи, Усерда, Вольного и Хотмыжска, но пока из Москвы дошли соответствующие распоряжения, татарский набег закончился.

Сравнивая татарские набеги 30-х годов с набегами 40-х годов XVII в., легко можно заметить, что новые укрепления на создаваемой черте значительно сузили район России, до­ступный татарам. В частности, козловскпй вал прикрыл Ря­занский, Ряжский уезды; для татар была закрыта яблоновским валом прямая дорога к Ливнам и далее к Туле. В 1643—1645 гг. татары не доходили до Оки, и в этих усло­виях явной нелепостью было традиционное расположение на Оке русских войск.

· 1648 — неудачный поход на приокские земли, татарское войско разбито

· 1656 — «азовские и крымские татары» приходили под Шацк, взяли незначительный полон, "конные и животинные стада", но были отбиты

· 1658 — 1 сентября 1658 г несколько сот татар пытались прорваться в Воронежский уезд по мосту через р. Усмань у с. Усмань-Собакина. Усманские атаманы совместно с драгунами Орлова-городка отбили татар. Затем у с. Гололобова татар отразили крестьяне. Этот же татарский отряд пробовал переправиться через р. Воронеж, южнее го­рода, но был задержан и здесь. 7 сентября татарам все же удалось разломать на­долбы восточнее г. Воронежа и преодолеть укрепления Бел­городской черты. Татары ворвались в с. Репное и дер. При­дачу в окрестностях Воронежа, но, встретив упорное сопротив­ление населения, быстро ушли назад, в степь, «тем же про­ломным местом». В полон они увели 21 человека.