Смекни!
smekni.com

Марджанишвили, Константин Александрович (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Биография
1.1 Московский Художественный театр
1.2 Свободный театр

2 После закрытия Свободного театра
3 Киев
4 Петроград
5 Творчество
5.1 Роли в театре
5.2 Постановки в театре
5.2.1 В Киеве
5.2.2 Постановки театра комической оперы в Петрограде
5.2.3 В Тбилисском театре им. Ш. Руставели
5.2.4 Постановки в Тбилисской оперной студии


6 В Грузинском театре оперы и балета
6.1 2-й государственный театр Грузии
6.2 Последние московские постановки
6.3 Тбилисский русский драматический театр
6.4 Режиссёр кино
6.5 Киносценарист

7 Признание и награды
Список литературы

Введение

Константи́н Алекса́ндрович Марджанишви́ли (груз. კოტე მარჯანიშვილი; Котэ Марджанишвили; в России также Марджанов, 1872—1933) — российский, грузинский и советский режиссёр театра и кино, основоположник грузинского театра, Народный артист Грузинской ССР.[1]

1. Биография

Котэ Марджанишвили родился 28 мая (9 июня) 1872 года в местечке Кварели (ныне город в Грузии).

Сценическую деятельность Константин Марджанишвили начал в 1893 году как актёр Кутаисского театра. В 1894 году в Тифлисе дебютировал в роли Патара Кахи (пьеса «Патар Кахи» Акакия Церетели). С 1897 года актёром работал в русских театрах. В 1901 году на сцене Вятского театра поставил свой первый спектакль по пьесе Чехова «Дядя Ваня»[2].

Был женат на актрисе Надежде Дмитриевне Живокини, внучке прославленного актера В. И. Живокини.

1.1. Московский Художественный театр

В 1910-13 Марджанов работал в МХТ, с которым его сближали принципы высокой идейности репертуара, реализма в актёрском иск-ве. В МХТ Марджанишвили поставил спектакли «У жизни в лапах» Гамсуна (1911), «Пер Гюнт» Ибсена (1912), принимал участие в создании «Братьев Карамазовых» по Достоевскому(1910).

1.2. Свободный театр

Время после первой русской революции было для российской культуры временем поиска новых форм работы, интересных экспериментов и открытий, которые традиционная советская критика часто рассматривала, как «формализм». Этот процесс не оставил в стороне и Марджанова, который стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актёров, выступающих в опере, оперетте, драме и пантомиме. Видимо в это время проявилось и стремлении к большей зрелищности, приподнятости и пафосности театрального искусства. В 10-х гг. 20 в. возникает форма драматической пантомимы, Марджанов откликнулся на это явление постановкой пантомимы «Слезы».

В 1913 г. в Москве Марджанов с антрепренёром В. В. Суходольским создал Свободный театр, который просуществовав всего один сезон, был настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно вписал себя в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. В труппу теетра входили актеры А. Г.Коонен, О. А. Голубева, Н. Ф. Монахов, Н. П. Асланов. Работали художники К. А. Сомов, В. А. Симов, А. А. Арапов. Сам Марджанов на сцене этого поставил «Прекрасную Елену» Оффенбаха, но он руководил постановкой и других спектаклей. В Свободном театре начал свой творческий путь выдающийся режиссер Александр Яковлевич Таиров, где поставил спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера (муз. Донаньи, 1913). В театре работал выдающийся режиссёр Александр Акимович Санин (настоящая фамилия — Шенберг). Значительным событием культурной жизни стала осуществленная им премьерная постановка 8 октября 1913 г., неоконченной М. П. Мусоргским комедийной оперы «Сорочинская ярмарка» (либретто композитора при участии А. А. Голенищева-Кутузова, по повести Н. В. Гоголя. Музыкальный материал в редакции А. К. Лядова, В. Г. Каратыгина и Н. А. Римского-Корсакова («Ночь на Лысой горе») частично досочинён и доинструментован Ю. С. Сахновским.) В спектакль были вмонтированы куски гоголевского текста. Дирижировал — Сараджев (настоящая фамилия Сараджян), Константин Соломонович, который в это время заведовал музыкальной частью «Свободного театра». Художник — В. А. Симов. Роли исполняли Хивря — Макарова-Шевченко, Парася — Милявская, Попович — Монахов, Черевик — Дракули, Грицько — Каратов.

Финансовые обстоятельства и конфликт Марджанова с антрепренёром В. В. Суходольским привели к закрытию «Свободного театра», просуществовавшего один сезон (с 21 октября 1913 по 2(15) мая 1914).

2. После закрытия Свободного театра

Марджанов руководил театром в Ростове-на-Дону (1914-15), театром «Буфф» в Петрограде (1916-17), постоянно стремясь осуществить свою идею о театре — празднике. Октябрьскую революцию Марджанов принял восторженно. Один из первых встал в ряды строителей советского театра. В 1918 г. в Петрограде, в Летнем театре «Пассаж» поставлена оперетта Ф. Легара «Граф Люксембург» (дирижёр Варлих, в которой участвовали Мария Кузнецова-Бенуа, Поземковская, Зброжек-Пашковская, Радошанский, Ярон).

3. Киев

В 1919 осуществил в Киеве постановку пьесы Лопе де Вега «Fuente ovejuna»(«Овечий источник»), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи. Персонажи классических пьес осмысливались в этих спектаклях по-новому, они оказывались близкими зрителю своим героизмом, бунтарским протестом, готовностью к борьбе во имя больших идей: (В героической роли Лауренсии — В. Л. Юренева. Спектакль был горячо воспринят красноармейцами и рабочими — зрителями революционного Киева. В 1922 Марджанишвили вернулся к постановке этой пьесы в Тбилиси, на сцене Театра им. Руставели. В том же 1919 г. в Киеве им поставлена пьеса «Стенька Разин» В. В. Каменского, поэта и драматурга.

Во время пребывания в Киеве К. А. Марджанов преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 г. при Киевской «Культурлиге». В ней в частности у Марджанова учился Наум Борисович Лойтер, режиссёр, заслуженный деятель искусств БССР.

Тогда же в 1919 г. совметно с Ю. Озаровским и Ф. Н. Курихиным организовали в Киеве театр эстрады «Кривой Джимми».

4. Петроград

Новые монументальные формы народного массового празднества возникли после Октябрьской революции. В июле 1920 г. в Петрограде под его руководством с участием режиссёров Н. В. Петрова, С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского и художника Н. И. Альтмана была осуществлена масштабная, эффектная постановка: «К мировой коммуне». В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие 4 тысячи рабочих и красноармейцев, число зрителей достигло 45 тысяч.

Государственный театр комической оперы под руководством К. А. Марджанова — создан в июне 1920 в Петрограде. Спектакли проходили в зданиях театров: Летний «Буфф» на Фонтанке и «Палас-театр». Театр был задуман как музыкально-экспериментальный и стал осуществлять постановки не только комическсие опер, но и оперетт и драматических спектаклей. На открытии 5 июня 1920 в Петрограде была поставлена опера Г. Доницетти «Дон Паскуале» («Don Pasquale»).

В труппе тетра участвовали: актёры драмы — Е. П. Корчагина-Александровская, Б. А. Горин-Горяинов; оперы — А. Б. Тер-Даниельянц, М. И. Осолодкин; балета — Е. В. Лопухова, А. А. Орлов; оперетты — Н. И. Тамара, М. А. Ростовцев, Г. М. Ярон, А. Н. Феона; артисты оперетты и эстрады А. А. Орлов, И. С. Гурко.

Режиссером, кроме К. А. Марджанова, был Г. К. Крыжицкий; дирижёры — Г. Варлих, В. С. Маратов; художник — Н. А. Ушин, А. А. Радаков. При театре функционировали сатирическое кабаре «Хромой Джо» и драматическая студия «Рабочий театр». В 1921 театр был закрыт.

В 1920 году организовал в Петрограде Театр комической оперы.

Котэ Марджанишвили похоронен в пантеоне Мтацминда.

Супруга — Надежда Дмитриевна, дочь Д. В. Живокини и внучка В. И. Живокини[3].

Его сын — Марджанишвили, Константин Константинович — математик, академик АН СССР.

5. Творчество

Роли в театре«Патара Кахи» Акакия Церетели — Патара Кахи (в переводе «Маленький Кахи») Постановки в театре

В Киеве

· 1919 — «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега (в Киеве)

· 1919 пьеса «Стенька Разин» В. В. Каменского

Постановки театра комической оперы в Петрограде

· 1920"Дон Паскуале" Доницетти,

· 1920"Тайный брак" комическая опера Д.Чимарозы (либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),

· 1920"Похищение из сераля" опера (зингшпиль) В.А Моцарта (художник — Радаков; Констанца — Тер-Даниелянц, Главный надсмотрщик гарема — Ростовцев).

· 1920"Так поступают все" опера В.А Моцарта

· 1920"Бронзовый конь" Д. Обера

· 1921"Игра интересов" Бенавенте,

· 1921"Гейша" С. Джонса,

· 1921"Птички певчие" Ж. Оффенбаха

· 1921"Мещанин во дворянстве" пьеса Ж. Б.Мольера

· 1921"Перикола" оперетта Ж. Оффенбаха

В Тбилисском театре им. Ш. Руставели

· 25 ноября 1922 — «Фуэнте оверхуна (Овечий источник)» Лопе де Вега (в ролях : Лауренсия — Т. И. Чавчавадзе, Менго -А. А. Васадзе, Командор -Д. И. Чхеидзе, Фрондозо- Г. М. Давиташвили; музыка — Т. Н. Вахвахишвили).

· 2 января 1923 — «Затмение солнца в Грузии» комедия одного из первых грузинских драматургов нового времени З. Н. Антонова, в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса. Написанная в1852 г. пьеса после этого прочно вошла в репертуар грузинских театров (художник Сидамон Эристави; В ролях: Минасов -Абашидзе, Геурк — Н. Гоциридзе, Ненэ — Черкезишвили, Рипсимэ — Джавахишвили, Чишмаков — Васадзе, Иванэ — Зурабишвили, «Русский чиновник» — А. И. Южин);

· 1923 — обличительно-острая пьеса «Раздел» основоположника грузинской реалистической драматургии Г. Эристави,

· 1923 «Игра интересов» испанского автора Бенавенте,

· 1923 «Голубой паук» бельгийского автора К. Лемонье

· 1923 «Маскотта» Шико, Дюр,

· 1923 «Роман» пьеса американского автора Э. Шелдона,

· 1923 «Герой» Синга (совместно с C. Ахметели; в ролях: Пегин Майк — Т. И. Чавчавадзе, Кристи Мегон — Г. М. Давиташвили),

· 1923 «Человек-масса» немецкого драматурга, близкого экспрессионизму Э. Толлера (совместно с М.Корели).

· 1924 «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера (совместно с Корели).