Смекни!
smekni.com

Фальсификация истории (стр. 3 из 4)

Исследователями новейшей истории Украины отмечается фальсификация некоторых фотоматериалов, призванных служить иллюстрацией преступлений советской власти против народа Украины (в первую очередь, имеется в виду Голодомор 1932—1933 годов) и используемых как на Западе, так и на современной Украине в дополнение к статистическим материалам аналогичного качества («карта смертности» с недостоверными результатами переписей 1926 и 1939 года) для усиления их эмоционального воздействия на аудиторию.

Так, например, публикуются фотографии, подписи под которыми гласят, что их сделали в 1932—1933 годах на территории Украины, в то время как в действительности местом съёмки, как правило, было Поволжье 1921—1922 годов (см., например, «Истоки зла. Тайна коммунизма» Москва. 2000] и [http://gulag.ipvnews.org/articles/ar0040/photo008.php IPV News USA). Первоисточник этой фотографии размещён в Альбоме иллюстраций «La famine en Russie»[32], изданном в Женеве в 1922 году на французском и русском языке (стр. 10).

Примечательно, что факт использования этих фотографий в подобном качестве признан на одном из сайтов украинской диаспоры.[33]

Эти же материалы иногда используют и политики. Так, на выставке «архивных документов» с участием президента Украины В. Ющенко 24 ноября 2006 года украинские пропагандисты выдавали некоторые фотоматериалы 1920-х годов за фотографии жертв голода 1930-х годов[34].

Последний такой случай был зафиксирован на выставке в Севастополе в начале марта 2009 года, когда за фото голодомора были выданы фотографии времен Великой депрессии в США.[35] Руководитель Службы безопасности Украины признал факт подлога, попутно заявив, что все архивные фотографии 1932—1933 года из УССР были якобы уничтожены, и вследствие этого их приходится искать в личных архивах.[36]

Так, по мнению ряда наблюдателей, Голодомор исполняет роль основного символа, который должен объединить историческое сознание всех украинцев [37].

Ещё одним видом исторической фальсификации стали попытки некоторых исследователей приписать украинскому народу более древнее происхождение (более подробно см. Протоукры). В частности, академик, профессор, доктор филологических наук П. Кононенко, в своём учебнике «Українознавство» отождествляющий князя Кия с Аттилой, пишет[38]

самі протоукраїнці творили життя у згоді зі своїм зовнішнім і внутрішнім світом. А той світ був глибоким, як сама історія, представники якої ще в давнину вважали скіфів-українців найпершим народом у світовій генеалогії.

Переиздававшийся 4 раза учебник по истории Украины 7-го класса, одобренный министерством образования Украины, повествует детям о том, что

Найдавнішний період в історії українського народу — стародавній — тривав понад 140 тис. років[39]

утверждая тем самым о существовании украинцев ещё до появления людей современного типа — кроманьонцев (при том, что на сопутствующей иллюстрации изображены именно последние).

В статье Валерия Бебика, доктора политических наук, проректора университета «Украина» и главы Всеукраинской ассоциации политических наук, опубликованной в газете Верховной Рады Украины, при помощи обоснования «родства» украинцев с любыми народами, когда-то жившими на территории современного украинского государства, фактически утверждается об украинстве Будды.[40]

3.5. Казахстан

Одной из попыток фальсификаций в истории Казахстана является попытка оболгать личность поэта Джамбула Джабаева. Утверждается, что якобы точно установлено, что Джамбул хоть и был акыном, но стихов не писал, а все существующие «переводы» не имеют оригиналов, а написаны русскими поэтами.[41] В качестве доказательства приводятся слова Д. Шостаковича, опубликованные в 1979 году на Западе в книге музыковеда Соломона Волкова «Свидетельство: мемуары Дмитрия Шостаковича в записи и под редакцией Соломона Волкова». Несмотря на то, что на явную фальсификацию[42] указывали и вдова[43] Дмитрия Дмитриевича, и автор английской биографии Шостаковича «Shostakovich. A Life» Laurel E. Fay, и то, что целый ряд авторитетных музыковедов (Левон Акопян, Алла Богданова, Девид Фэннинг [44], Ричард Тарускин) заявили о том, что эти мемуары не заслуживают доверия, в интернете активно распространяются нелепые утверждения о Джамбуле. Джонатан Кондер из университета Питт Джонстауна в рецензии на сборник отмечает, что статья Лорел Фэй «Volkov’s Testimony Reconsidered» не оставляет камня на камне от книги Волкова и что любой беспристрастный читатель должен увидеть, что книга Волкова сомнительна[45]

4. Фальсификация истории в литературе и искусстве

Среди наиболее известных литературных произведений, описывающих фальсификацию истории как процесс, следует упомянуть антиутопию Джорджа Оруэлла «1984», где переписывание истории является каждодневной обыденной работой в обществе с тоталитарной формой правления. В романе Владимира Войновича «Москва 2042» есть удачная сатира на литературную фальсификацию истории в СССР (в сцене, где коллектив коммунистических писателей, выполняя установки руководителя, сочиняет эпопею, живописующую подвиги «Гениалиссимуса» в «Бурят-Монгольской войне»).

В литературе и искусстве, в отличие от науки, грань между допустимым и недопустимым в трактовках истории размыта; о фальсификации истории в художественных произведениях можно говорить тогда, когда автор исходит из фальсификаторских концепций внехудожественного происхождения (разработанных учёными и идеологами). Как правило, ложные концепции именно таким образом (особенно через кино) доносятся до масс и становятся частью массового сознания и ложной исторической памяти. Автор художественного произведения может создавать исторически ложное впечатление и не прибегая к измышлению или искажению фактов, чисто художественными средствами. В тоже время следует с осторожностью относиться к обвинению авторов художественных произведений в фальсификации истории, иначе величайшими фальсификаторами следует признать авторов исторических романов, таких, как Дюма-отец и Г. Сенкевич.

С фальсификацией истории отнюдь не следует смешивать распространившиеся ныне (в научно-фантастических, а больше фэнтезийных произведениях) сюжеты, построенные на переписывании истории, встречающиеся настолько часто, что выделяются в отдельный поджанр, называемый «Альтернативная история». Здесь автор не выдаёт ложь за истинные факты, но вводит допущение, что в какой-то момент прошлого произошли события, отличные от реально имевших место, в результате появляется новая историческая линия, которая отпочковывается от истории реальной; «альтернативные» подходы ныне завоёвывают признание и в собственно науке. Следует, впрочем, отметить, что в последнее время за этот подход ухватились и фальсификаторы — представители лженауки, которые провозглашают «многовариантность» истории и на этом основании выдают свои «альтернативные» построения за один из «вариантов», якобы вполне равноправный с «официальной», то есть научной, версией истории.

5. Высказывания

· «Воображаемый мир приносит вполне реальные выгоды, если заставить жить в нём других» (Веслав Брудзиньский)

· «Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в неё верит публика» (Геббельс)

Наша братья, народ умный, — как мы называем себя, поступает почти так же, и доказательством служат наши учёные рассуждения. Сперва учёный подъезжает в них необыкновенным подлецом, начинает робко, умеренно, начинает самым смиренным запросом: не оттуда ли? не из того ли угла получила имя такая-то страна? или: не принадлежит ли этот документ к другому, позднейшему времени? или: не нужно ли под этим народом разуметь вот какой народ? Цитует немедленно тех и других древних писателей и чуть только видит какой-нибудь намёк или просто показалось ему намёком, уж он получает рысь и бодрится, разговаривает с древними писателями запросто, задает им запросы и сам даже отвечает за них, позабывая вовсе о том, что начал робким предположением; ему уже кажется, что он это видит, что это ясно, — и рассуждение заключено словами: «так это вот как было, так вот какой народ нужно разуметь, так вот с какой точки нужно смотреть на предмет!» Потом во всеуслышанье с кафедры, — и новооткрытая истина пошла гулять по свету, набирая себе последователей и поклонников.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души», Т. I, гл. 9.

Список литературы:

1. Vortrag Klaus Graf: "Das Hinrichtungswerkzeug "Eiserne Jungfrau" ist eine Fiktion des 19. Jahrhunderts, denn erst in der ersten Hälfte des 19. jahrhunderts hat man frühneuzeitliche Schandmäntel, die als Straf- und Folterwerkzeuge dienten und gelegentlich als "Jungfrau" bezeichnet wurden, innen mit eisernen Spitzen versehen und somit die Objekte den schaurigen Phantasien in Literatur und Sage angepaßt. One must question why it would have been built in the 18th century, as it would have contrasted greatly with the accepted culture of Georgian-Era Europe - far different than Medieval Europe. " ("The execution tool "Iron Maiden" is a fiction of the 19th century, because only since the first half of the 19th Century the early-modern-times' "rishard cloaks", which sometimes were called "maidens", were provided with iron spikes; and thus the objects were adapted to the dreadful fantasies in literature and legend.") Mordgeschichten und Hexenerinnerungen - das boshafte Gedächtnis auf dem Dorf, June 21, 2001 accessed July 11, 2007.

2. ИТАР-ТАСС, 13.10.08 г. Сообщение «Ученые установили, что лишь 6 проц. немцев имеют германские корни по отцовской линии» (платная подписка)

3. David King The commissar vanishes: the falsification of photographs and art in Stalin’s Russia; preface by Stephen F. Cohen; photographs from the David King collection. New York : Metropolitan Books, c1997. 192 p. : ill.

4. Stalin’s Retuschen, Foto- und Kunstmanipulation in der Sowjetunion, Hamburger Edition, 1997.

5. Д. Кинг — Пропавшие комиссары — Сталин и жертвы «Великой эпохи» — Фальсификация фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху

6. Проф. В. З. Роговин. «Сталинский неонэп», глава «Культ Сталина и фальсификация истории». М.:1994 г.

7. Д. Кинг. «Пропавшие комиссары: Фальсификация фотографий и произведений искусства в Сталинскую эпоху». — М.: «Контакт-культура», 2005. — 208 с 3000 экз. ISBN 5-93882-023-5)

8. Сергей Миронов. «Не снимки врут, а люди!»

9. Журнал «Я», № 1 (25) 2 — 15 января, 2006. По мотивам книги Дэвида Кинга «Пропавшие комиссары»

10. Краткий курс истории ВКП(б) (1938)