Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Истории России (стр. 6 из 11)

К концу 30-х годов сложились течения западников и славянофилов.

Западничество- Грановский, Кудрявцев, Соловьев. Уверены, что в России утвердятся европейские порядки. Чаадаев считал, что взять у Европы весь опыт и мы сможем спасти саму Европу от морального хаоса и социалистического материализма. Прошлое России - темное. Православие- не лучший выбор- Россия в изоляции от Европы и приняла от Византии дух восточного деспотизма. Этот дух гасит общественную инициативу, усиливает долготерпимость. Их надежда на интеллигенцию и буржуазию- смогут провести необходимые реформы.

Конкретные планы западников- отмена крепостного права, сокращение армии и администрации, свобода слова, совести, развитие предпринимательства.

Славянофилы. Кошелев, братья Аксаковы, братья Киреевские, Самарин. Богатые помещики, представители старых дворянских родов. Внимание древним историческим корням России. Утверждали, что европейские демократические образцы неприемлемы к России. Особый путь развития. Самодержавие- основывается на единстве веры и авторитета, те рели и власти. Славянский союз- южная и восточная Европа и Россия. Самобытность России они усматривали в длительном сохранении общинного уклада в крестьянской жизни. Община предупредит наступление капитализма, спасет Россию от пролетариата, устранит возможность революции.

И западн и славян были сторонниками просвещения народа, уничтожения крепостного права и всемерного облегчения участи крестьянства.

щественные движения в России во второй половине XIX в.

14. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.

30-40 г XIX в. начало формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основатели - Герцен и Белинский. Они выступали против теории официальной народности, взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Европы и России. Они выступали против буржуазного раз-вития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической. Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. Основное средство преобразования общества - классовая борьба и крестьянская революция. Герцен был первым воспринял идеи утопического социализма, получившего распространение на Западе. Идеи общинного устройства об-ва получили развитие во взглядах Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60 г. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60 в России возникает разночинская интеллигенция. В работах Герцена, Чернышевского сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Конфискованная земля должна передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по уравнительному принципу. Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров (эсеров). Ряд положений были включены большевиками в «Декрет о земле».

Радикально настроенная интеллигенция расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть как программу постепенного продвижения вперед. В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев «Земля и воля». Главным воздействием «Земля и воля» считала пропаганду. Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников - последователей идей Герцена и Чернышевского. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине «зародыш» социализма. Основной движущей силой прогресса – «критически мыслящая личность» разночинскую интеллигенцию.

Идейные вожди народничества: Бакунин, Лавров, Михайловский, Ткачев. 3 основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистские, заговорщическое. Различия - в определении движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы с против самодержавия.

Анархическое движение. Бакунин считал, что любое гос-во препятствует развитию личности, он выступал против всякой власти, рассматривая гос-во как исторически неизбежное зло, утверждал, что крестьянство готово к революции, поэтому задача «критически мыслящих» личностей пойти в народ и призвать его к восстанию.

Пропагандистское движение. Ведущей силой исторического процесса Лавров считал интеллигенцию, способную мыслить критически, утверждал, что кр-во не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных «критически мыслящих» личностей, задачей которых является хождение в народ для того, чтобы подготовить крестьян к революции, он говорил о необходимости создания революционной организации.

Заговорщическое движение. Ткачев верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство, он считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая политика привела к появлению в рядах народничества деятелей типа Нечаева, он был организатором тайного общества «На-родная расправа», заявлял, что революц. цель оправдывает средства. Применял методы мистификации и провокации.

Практич. деятельн. народников началась в 70 созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось «хождение в народ», целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание. Однако оно окончилось неудачей.

В 1876 г. была создана народническая подпольная организация «Земля и воля», ее участники: Кравчинский, Михайлов, Плеханов, Перовская, Желябов, Засулич, Фигнер. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. Эта попытка также окончилась неудачей. «Земля и воля» строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. В августе 1879 «Земля и воля» распалась на 2 организации: «Народная воля» (1879-1882) и «Черный передел» (1879-1884). В 90 г. был очевиден рост капитализма и рабочего движения. Они доказывали, что капитализм в России насаждается и развивается искусственно. Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму. Главную роль они отводили крестьянству, верили В возможность использования деревенской общины для перехода к социализму, они считали, что нельзя ориентироваться на рабочий класс продукт капитализма, который в стране насаждается искусственно. В конце XIX острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлимым для России.

15. Особенности русской культуры XIXв. В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. “Знамением” времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой “могучей кучки” (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу “Царская невеста”. Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их творчестве отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над “обыденностью жизни”.

В XIX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский и др.