Смекни!
smekni.com

Коллинз, Майкл Джон (стр. 2 из 3)

5. Англо-ирландский договор

Большинство ирландских делегатов, включая Артура Грифита, Роберта Бартона и Имона Дугана, по приезде в Лондон в октябре разместились в районе Найтбридж, где и оставались до завершения переговоров. Коллинз со своими людьми поселился отдельно от остальных. Он протестовал против назначения его полномочным представителем, так как не был политиком, да и публичные появления на людях могли негативно сказаться на его деятельности как лидера партизан. Коллинз знал, что договор (в особенности та его часть, где говорилось о разделе страны) будет отрицательно принят на родине. После его подписания он скажет: «Я подписал собственный смертный приговор». Переговоры завершились 6 декабря 1921 заключением англо-ирландского договора, который провозгласил создание Ирландского Свободного Государства (хотя ирландский вариант этого словосочетания сам де Валера перевёл как «Ирландская Республика»). 22 декабря того же года новое государство было официально образовано.

Договор предоставлял право 6 северным графствам выйти из состава новообразованного государства – чем они незамедлительно и воспользовались. Ирландская пограничная комиссия должна была установить границы между молодой республикой и Северной Ирландией. Коллинз ожидал, что в результате её деятельности территория Северной Ирландии уменьшится настолько, что страна окажется экономически нежизнеспособной. Однако этим чаяниям не суждено было сбыться.

Ирландия провозглашалась доминионом с двухпалатным парламентом. Исполнительной властью официально наделялся король, но фактически её отправление осуществляло ирландское правительство, избираемое нижней Палатой Представителей. Также в стране устанавливалась независимая судебная система.

Сторонники республики расценили подобное положение дел как предательство. Мало того, что вместо республики их родина становилась имперским владением, так ещё они должны были давать присягу на верность королю! Однако анализ текста присяги показывает, что она приносилась Ирландскому Свободному Государству, а верность королю в ней декларировалась лишь как преданность одной из сторон подписанного соглашения.

Члены Шин Фейн разошлись во мнениях относительно принятого соглашения. В течение 10 дней в Ассамблее шли ожесточённые споры и, в конце концов, 64 голосами против 57 оно было одобрено. Катал Бруга заметил, что Коллинз не был главным военным чиновником Ирландии, однако газеты описывают его как «человека, выигравшего войну». Тем не менее, именно Коллинз внёс наиболее весомый вклад в деятельность ИРА во время войны за независимость. Де Валера возглавил группу противников принятия договора. Оппоненты обвиняли его в том, что он изначально осознавал тот факт, что британцы будут диктовать свои условия мира. Наиболее ярые противники председателя Ассамблеи обвиняли его в трусости за отказ возглавить делегацию, ибо он прекрасно понимал, что не удастся добиться полной независимости за столь короткое время.

6. Временное правительство

21 января 1919 года Ассамблея приняла краткую версию временной конституции Ирландской Республики. В ответ на это де Валера покинул пост председателя и потребовал проведения выборов на пост главы парламента (по результатам которых он надеялся на отмену недавно принятого соглашения). Однако его обошёл Артур Грифит, который стал новым председателем Ассамблеи. Тем не менее, в соответствии с британскими законами, новое правительство не имело юридической силы. В результате был сформирован альтернативный кабинет министров, номинально подотчётный Палате Общин Южной Ирландии. Это Временное Правительство было организовано под руководством Коллинза, который и стал его председателем. Он также оставался Министром Финансов в республиканской администрации Грифита. Таким образом, он оказывался в довольно затруднительном положении:

· В соответствии с британской правовой теорией, Коллинз становился премьер-министром с назначения короля (согласно Королевским прерогативам). Для вступления в эту должность ему необходимо было встретиться с вице-королём (иначе, «лордом-наместником») Ирландии – виконтом Фитцаланом.

· В соответствии же с республиканским видением дел Коллинз должен был принять у Фитцалана сдачу Дублинского замка – официальной резиденции британского правительства в Ирландии.

· В довершении всего – на основании конституционного права королевства – ему надо было пройти так называемую процедуру «целования рук» для официального утверждения его в должности премьер-министра.

Согласно распространённой версии, Коллинз опоздал на официальную церемонию на 7 минут и получил за это выговор от Фитцалана. Ответ руководителя ИРА был краток: «Вы прождали всего 7 минут, в то время как нам пришлось ждать 700 лет!»

Англо-ирландское соглашение явилось предметом бурных споров в Ассамблее. Во-первых, де Валера был недоволен тем, что Коллинз подписал договор без одобрения министров. Во-вторых, де Валера вместе с множеством других членов парламента возражал против статуса Ирландии как доминиона британской короны – и, как следствие, принесения официальной клятвы королю. Также споры разгорелись вокруг статуса 3 портов на южном побережье Ирландии – Королевский флот оставлял их за собой. Это позволяло Британии контролировать внешнюю политику молодой республики. Любопытно, что, оглядываясь назад, становится ясно – раздел единой страны на два государства не был таким уж противоречивым по своей сути. Дело в том, что Коллинз тайно планировал начало партизанской войны против Северной Ирландии. В течение первых месяцев 1922 года он отсылал части ИРА к границе, а также снабжал северные отряды республиканской армии деньгами и оружием. В мае-июне 1922 он вместе с начальником штаба ИРА Лиамом Линчем организовал наступление частей ИРА по всей протяженности новой границы (причём в нём участвовали как части, одобрившие договор, так и те, кто были против). Оружие, которое Англия направила временному правительству, было передано северным формированиям ИРА. 3 июня это наступление было официально приостановлено под давлением британцев. Тогда же Коллинз выпустил заявление, которым постановлялось, что «никакие войска, находящиеся ли под контролем официальных властей страны (т.е. те, что поддержали договор), или же входящие в состав ИРА (т.е. противники соглашения) не могут пересекать границу Северной Ирландии». Однако периодические инциденты на границе всё же происходили. Лишь начало гражданской войны прервало эти выступления. Вероятно, что останься Коллинз жив, он бы развязал полномасштабную партизанскую войну против северного соседа. Этим объясняется то, что большинство отрядов ИРА, базировавшихся в Северной Ирландии, поддерживали Коллинза и с началом гражданской войны многие из бойцов (524 человека) присоединились к южным частям республиканской армии.

В течение нескольких месяцев, предшествовавших началу гражданской войны, Коллинз отчаянно пытался предотвратить раскол страны и не допустить вооружённого столкновения. Когда де Валера со сторонниками покинул заседание Ассамблеи, Коллинз предложил компромиссное решение, заключавшееся в образовании коалиционного правительства Ирландской республики – из сторонников и противников договора. Также он предложил республиканскую конституцию для страны – без оглядки на короля, но в то же время призвал парламентариев не отрекаться от уже заключённого соглашения. Это компромисс удовлетворял всех, кроме совсем уж завзятых и непреклонных республиканцев. Кроме того, Коллинз организовал Комитет по воссоединению армии, членами которого стали и сторонники, и противники англо-ирландского соглашения. Посредством ИРБ он попытался склонить офицеров ИРА на свою сторону и заручиться их поддержкой. Несмотря на все усилия, Англия отвергла проект ирландской конституции под угрозой экономической блокады страны. Английское правительство заявило, что договор был подписан в духе доброй воли и его пункты не могут быть изменены. Коллинзу так и не удалось найти общий язык с противниками договора, которые в конце концов объявили, что не намерены более подчиняться решениям Ирландской Ассамблеи.

7. Гражданская война

В апреле 1922 группа из 200 бойцов ИРА-противников англо-ирландского соглашения заняла здание четырёх судов в Дублине. Коллинз, всеми силами желавший избежать гражданской войны, не пытался выдворить их оттуда вплоть до июня. Ему необходимо было узнать результаты всеобщих выборов в Ассамблею, по итогам которых его фракция набрала большинство голосов. Британия же требовала решительных действий. 22 июня сэр Генри Уилсон – британский фельдмаршал в отставке, который на тот момент служил военным советником в администрации Джеймса Крэйга (лидера юнионистов и первого премьер-министра Северной Ирландии) был застрелен двумя боевиками ИРА в лондонском районе Белгравия. В убийстве обвинили фракцию ИРА, выступавшую против договора, и Уинстон Черчилль потребовал от Коллинза, чтобы тот выбил из здания суда засевших там мятежников, иначе за дело возьмутся британские войска.

Впоследствии выяснилось, что убить Уилсона приказал сам Коллинз в расплату за неспособность властей Северной Ирландии предотвратить нападения на местных католиков. Об этом стало известно от Джо Долана – члена так называемого «Отряда» (иначе именуемого «12 Апостолов») и капитана Народной Армии. Также он рассказал, что Коллинз приказал ему вызволить исполнителей этого убийства, однако их всё же казнили. Как бы то ни было, лидер независимой Ирландии вынужден был принять меры против отколовшихся бойцов ИРА. Последней каплей стало похищение Дж.Дж. О’Конэла, генерала из состава временного правительства. Когда все попытки убедить мятежников покинуть судебную администрацию не увенчались успехом, Коллинз начал обстрел здания из двух 18-фунтовых орудий, чем и принудил их к сдаче. Это привело к вооруженным столкновениям в Дублине между войсками, верными временному правительству, и теми отрядами ИРА, которые выступали против соглашения с Англией (республиканцами).