Смекни!
smekni.com

Статус военнослужащего (стр. 3 из 17)

Кроме того, военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками и подчиненными, могут быть старшими и младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию должны беспрекословно выполнять эти требования старших.

Признаком, определяющим начальника, может также служить право налагать взыскания на подчиненных.

По должностному положению военнослужащие делятся на исполняющих военную службу на воинских должностях, на государственных должностях, в том числе государственных служащих, и исполняющих военную службу не на воинских или иных должностях.

Как правило, военную службу военнослужащие исполняют на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей, органов военного управления или организаций. Однако в ряде случаев военнослужащий может исполнять военную службу не на воинской должности. К таким случаям относится прикомандирование военнослужащих к органам, организациям и учреждениям, в которых исполнение военной службы не предусмотрено, а также нахождение в распоряжении соответствующего командира или начальника.

В литературе общепринято деление государственных служащих в зависимости от характера полномочий, определяющих роль и степень участия государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, на руководителей, специалистов (исполнителей) и вспомогательный (обеспечивающий) персонал[12]. С определенной долей условности и учетом военно-служебной специфики указанное основание классификации может быть применено к военнослужащим.

Особую группу военнослужащих составляют представители власти, облеченные государственно-властными полномочиями по отношению к лицам, не находящимся у них в служебном подчинении. К ним относятся военнослужащие, исполняющие военную службу на должностях судей военных судов и военных прокуроров и следователей.

1.2. Статус военнослужащего: понятие и конституционно-правовые аспекты

Понятие «правовой статус» часто употреблялось в законодательстве и в юридической литературе в прошлые годы. В настоящее время этот термин также широко используется юристами. Через него наиболее полно можно охарактеризовать связи и права личности, отразить все основные стороны юридического бытия индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовую и общественно-политическую деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Его обычно применяют когда, речь идет о характеристике положения того или иного субъекта правового общения, как коллективного (например, органа государства, органа военного управления, организации, учреждения), так и индивидуального (военнослужащего, воинского должностного лица и т. п. ).

Так, в Конституции Российский Федерации термин «статус» употребляется применительно к правовому статусу личности (ст. 64), а также применительно к субъектам Федерации (ч. 1 ст. 66). Федеральным законом «О статусе военнослужащих» закреплены основы статуса военнослужащих в Российской Федерации.

При определении правового статуса личности отмечается несколько подходов, связанных с включением в его структуру различного набора элементов.

Так, Н. В. Витрук правовой статус личности определяет как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантированных государством[13]. В. А. Кучинский включает в юридический статус также юридическую ответственность[14]. Другие включают в него общую правоспособность и гарантии, гражданство и другие элементы[15].

По мнению Е. А. Лукашевой, ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий)[16]. Она предлагает ограничить понятие правового статуса категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру, а предстатусные и послестатусные положения включить в понятие «правовое положение», которое часто употребляется наряду с понятием «правой статус» при характеристике того или иного субъекта права.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Ученые, занимающиеся изучением правового положения личности (Н. В. Витрук, В. И. Новоселов, В. А. Патюлин и др.), развили далее данную правовую категорию, выделив различные виды правового статуса. По их мнению, общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам (как общие конституционные, так и общие отраслевые права и обязанности личности). Специальные правовые статусы (у В. А. Патюлина — модусы) личности — права и обязанности, конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности с учетом специфики социального, служебного и иного положения личности. Исходя из этого, делается вывод, что одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций[17].

Н. И. Матузов отделяет от общего (конституционного) статуса гражданина специальный, или родовой, статус определенной категории граждан, отражающий особенности их положения (например, учителей, военнослужащих, рабочих и т. д.). Указанные слои, группы, обладая общим (конституционным) статусом гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством[18], то есть содержание конституционно-правового статуса конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои) по какому-либо признаку: профессиональному, социальному, возрастному и т. д.

В данном случае общее конкретизируется в особенном, то есть правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только принадлежностью к российскому гражданству, но и другими специфическими признаками.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу (п. 3 ст. 2). Субъектами государственно-правового отношения по поводу военной службы выступают, с одной стороны, государство, в лице Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с другой — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу и тем самым исполняющие конституционную обязанность по защите Отечества, то есть военнослужащие. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации[19] вопросы обороны и безопасности отнесены к ведению Российской Федерации, то есть правовое регулирование в этой сфере относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Таким образом, Конституцией Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства и основополагающие вопросы, касающиеся прохождения гражданами Российской Федерации военной службы, и вытекающие из этого ограничения их прав и свобод как человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

На военнослужащих распространяется законодательство, представляющее собой специальный комплекс правовых актов и норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, в том числе при исполнении гражданами Российской Федерации военной службы и именуемое военным.

Юридическое основание для существования отдельной отрасли законодательства — положение ст. 3 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которой «правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российский Федерации».

Особенности военной службы, выделяющие ее в особый вид федеральной государственной службы, детерминируют существование особенностей правового статуса военнослужащего как специфического субъекта права, прямо предусмотренных ст. 1 Федеральною закона «О статусе военнослужащих»: «На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных та военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации».

Специальный статус отражает особенности положения определенной категории граждан, в том числе военнослужащих. Указанные категории, базируясь на общем (конституционном) статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Таким образом, содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина конкретизируется в статусе граждан, объединяемых по признаку исполнения ими в соответствии с законом военной службы.

В данном случае общее конкретизируется в особенном, то есть правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только принадлежностью к российскому гражданству, но и другими специфическими признаками, которыми являются указанные ранее особенности военной службы.