Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотических средств (стр. 5 из 12)

Производство наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов означает действия, направленные на их серийное получение.

Под сбытом указанных в законе средств и веществ следует понимать любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы распространения, например путем введения инъекций данных средств или веществ. Однако не может считаться незаконным сбытом введение инъекций, если наркотическое средство или психотропное вещество принадлежит самому потребителю.

Об умысле на сбыт могут свидетельствовать как наличие соответствующей договоренности с потребителями, так и другие обстоятельства дела: приобретение, изготовление, переработка указанных средств или веществ лицом, самим их не употребляющим, значительное количество, удобная для сбыта расфасовка и т.д.

Сбыт наркотических средств или психотропных веществ считается оконченным преступлением с момента перехода их в фактическое владение другого лица. Форма передачи наркотических средств или психотропных веществ может быть различна, но она не влияет на правовую квалификацию. Виновное лицо для сбыта может использовать тайники, условленные места, третьих лиц, осуществлять переброску через заграждения исправительных учреждений и т.д. При этом надлежит иметь в виду, что ответственность за сбыт наркотических средств или психотропных веществ наступает независимо от их размера.

Приговором Центрального суда г. Тольятти А. признана виновной в незаконном хранении с целью сбыта и в сбыте 563,986 гр. опия и осуждена по ст. 228 ч. 4 УК РФ к 7 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

В связи с изменением уголовного закона на основании ФЗ РФ от 08.12.2003 суд, пересматривая приговор, исключил из него указание на конфискацию, которая утратила силу, и указал, что новым законом не предусмотрена ответственность за незаконное хранение наркотических средств в целях сбыта. Все действия А. суд квалифицировал как сбыт наркотических средств в особо крупном размере, оставив квалификацию прежней по ст. 228 ч. 4 УК РФ.

Судебная коллегия рассмотрела доводы осужденной о снижении наказания и указала следующее.

Федеральный закон РФ N 162-ФЗ от 08.12.2003 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ", предусматривающий ответственность за сбыт наркотических средств в особо - крупном размере, суровее старого по наказанию, но не предусматривает такого квалифицирующего признака, как хранение в целях сбыта. Однако ответственность за хранение в целях сбыта наркотических средств новым законом не устранена, поскольку хранение в целях сбыта это ничто иное, как приготовление к сбыту.

Постановление судьи изменено, исключено указание о том, что новым законом не предусмотрена ответственность за незаконное хранение наркотических средств в целях сбыта. Из приговора исключена ссылка на незаконное хранение наркотических средств в особо крупном размере, как на квалифицирующий признак[27].

Действия лица, сбывающего под видом наркотических средств или психотропных веществ какие-либо иные средства или вещества с целью завладения деньгами или имуществом граждан, надлежит квалифицировать как мошенничество. Если лицо добросовестно заблуждалось относительно реализуемых препаратов, то его действия следует квалифицировать как покушение на сбыт наркотических средств или психотропных веществ. Покупатели в этих случаях при наличии предусмотренных законом оснований могут нести ответственность за покушение на незаконное приобретение наркотических средств или психотропных веществ.

Для наличия признаков рассматриваемого состава преступления не имеет значения, каким образом покупатель распорядится наркотическими средствами или психотропными веществами: использует для личного потребления, обменяет на вещи, передаст на хранение другому лицу и т.д. Однако если виновное лицо заведомо знает, что наркотические средства или психотропные вещества будут использоваться покупателем для совершения других преступлений (например, для совершения квартирной кражи, склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ), то его действия образуют совокупность преступлений и их следует квалифицировать как сбыт наркотических средств или психотропных веществ и пособничество в совершении соответствующих преступлений.

Пересылка фактически и юридически является перемещением наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в виде почтовых, багажных отправлений, нарочным либо иным способом, когда транспортировка этих средств осуществляется в отсутствие отправителя.

Вышеназванные правила установлены в различных законодательных и подзаконных нормативных актах[28].

Нарушение указанных правил харанения может осуществляться путем действия или бездействия. Оно может, например, выражаться в нарушении порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Установленные правила обязывают юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в обязательном порядке вести журналы регистрации. В журнале должны отражаться любые операции при осуществлении деятельности, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств или психотропных веществ. Записи в журнале регистрации осуществляются лицом, ответственным за его хранение, чернилами, в хронологическом порядке, непосредственно после каждой операции, на основании документов, подтверждающих совершение этой операции (в отдельной графе журнала регистрации указываются наименование, номер и дата этих документов). Указанные документы или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с журналами регистрации. Каждая запись в журнале регистрации заверяется подписью лица, ответственного за его ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журнале регистрации не допускаются. Журнал регистрации должен храниться в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, ответственного за его ведение и хранение.

Оконченным преступление признается с момента нарушения правил производства, хранения и обращения с наркотическими средствами или психотропными веществами, а также с веществами, инструментами или оборудованием, используемыми для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, независимо от наступления или создания реальной угрозы наступления общественно опасных последствий (выхода таких средств, веществ из-под контроля и поступления их в незаконный оборот). Состав преступления - формальный.

Корыстные побуждения (ч. 2 ст. 228.2 УК) предполагают наличие мотива получения материальной выгоды для виновного либо других лиц или намерение избавиться от материальных затрат.

Достаточно сложной проблемой, имеющей важное значение для эффективного применения ст. 229 УК РФ, является установление признаков хищения наркотических средств и психотропных веществ. В связи с распространением определения хищения, содержащегося в примечании 1 к ст. 158 УК РФ, на все иные составы хищения, предусмотренные в УК РФ, законодатель автоматически признаки, характерные для хищения чужого имущества, перенес и на хищение наркотических средств и психотропных веществ. Данный подход представляется не вполне обоснованным. Определение хищения не может в полном объеме совпадать при совершении пусть даже сходных деяний, но посягающих на разные объекты уголовно-правовой охраны. Если в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 158 - 162, 164 УК РФ, основным непосредственным объектом выступают отношения собственности, то преступление, предусмотренное ст. 229 УК РФ, посягает в первую очередь на отношения по обеспечению безопасности здоровья населения.

В названных составах различен и предмет посягательства: если в преступлениях против собственности предметом выступает чужое имущество, то в соответствии со ст. 229 УК РФ к предмету предусмотренного ею преступления относятся наркотические средства и психотропные вещества. Различие в предмете обусловливает и особенности, связанные с их изъятием или обращением в противоправное владение.

Х. признан виновным в том, что совершил убийство Н., а Г. - в том, что подстрекала Х. и оказала ему пособничество в убийстве Н. Кроме этого, Х. совершил убийство трех лиц, К.О., К.В., А., сопряженное с разбоем, в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии, а также разбойное нападение с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, и хищение наркотических средств в крупном размере с применением насилия, опасного для жизни и здоровья. А Г. совершила кражу чужого имущества с причинением значительного ущерба гражданину и хищение наркотических средств в крупном размере.

В 12 июля 2004 года, в квартире К.О., Х., вооруженный принесенными с собой топором и ножом, с целью хищения чужого имущества и наркотических средств в крупном размере и убийства напал на К.О., используя топор и нож в качестве оружия, нанес неоднократные удары по телу потерпевшей, причинив тем самым телесные повреждения в виде тупой травмы головы, отчего наступила смерть потерпевшей на месте происшествия. После чего Х. в комнате данной квартиры, осознавая, что К.В. в силу своего малолетнего возраста (10 лет) находится в беспомощном состоянии, применяя насилие, опасное для жизни и здоровья, используя топор и нож в качестве оружия, напал на К.В., нанес ему указанными предметами неоднократные удары в различные части тела, причинив тем самым К.В. телесные повреждения в виде тупой травмы головы и проникающих колото-резаных ранений грудной клетки, в результате чего наступила смерть потерпевшего на месте происшествия. После убийства К.В. Х., применяя насилие, опасное для жизни и здоровья, напал на А., находящегося в данной квартире, нанес ему множественные удары топором по голове, причинив тем самым телесные повреждения в виде тупой травмы головы, отчего наступила смерть потерпевшего на месте происшествия. После этого Х. предложил Г. присоединиться к хищению чужого имущества и наркотических средств. На что Г. дала согласие. Х. и Г. совместно похитили из квартиры ювелирные изделия на общую сумму 59100 рублей и наркотические средства - опий - в крупном размере - 115,5640 грамм[29].