Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика "грязных" денег (стр. 4 из 15)

с) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, полученным преступным путем;

d) участие, соучастие или сговор при совершении любого из правонарушений, определенных в настоящей статье, или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления».

Таким образом, Страстбургская Конвенция расширила понятие «отмывание денег», признавая предметом преступления доходы, полученные не только от торговли наркотиками, но и от другой преступной деятельности. Сами же деяния, признаваемые преступлениями Страстбургской конвенцией, практически не отличаются от деяний признаваемых преступными в Венской Конвенции. В большинстве стран отмывание «грязных» денег также понимается в соответствии с определением, данным Венской Конвенцией ООН. В Российской Федерации Страстбургская Конвенция вступила в силу 1 декабря 2001 года.

Необходимо отметить принятие в 1998 году Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств Модельного закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», где понятие легализации (отмывания) соответствует определению, изложенному в российском законопроекте «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» представленом в Государственную Думу РФ в 1997 году. Так статья 3 этого законопроекта гласит:

« Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, - умышленное придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем»1.

Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект». М, 1997. С. 17

Правительством России был подписан ряд соглашений с Правительствами иностранных государств (Республик Беларусь, Болгарии, Казахстана, Узбекистана, Грузии и т.д.) «О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем», однако в этих соглашениях понятие легализации не дается.

Российская Концепция и проект Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных незаконным путем» были представлены на экспертизу в авторитетную международную организацию - Специальную группу по принятию финансовых мер для борьбы с отмыванием денег (группу РАТГ) в 1997 году. Группой РАТР было дано положительное заключение, однако, окончательное принятие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» Государственной Думой произошло только 13 июля 2001 года. Вступил этот закон в силу 1 февраля 2002 года. В нем дается следующее определение легализации:

«...легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями».

Параллельно Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001года, были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ. Внесенные изменения привели в соответствие Уголовный кодекс и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в части понимания понятия легализации.

Таким образом, в России существует законодательно закрепленное определение понятия: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

Не смотря на это, заслуживают внимания определения понятия «отмывание», даваемые отечественными и зарубежными учеными-юристами.

Американский специалист Клиффорд Л. Карчмер определяет рассматриваемое понятие, как процесс сокрытия нелегально полученной наличности и ее конвертирования в другую форму платежа, с намерением исказить представление о природе средств, представив нелегально полученные средства легальными. Немецкий ученый Х.-Х. Кернер понимает под отмыванием денег «... все операции, осуществляемые с целью на первой стадии утаить или скрыть наличие, происхождение или целевое назначение вещественных ценностей, проистекающих из преступления, с тем, чтобы на второй стадии преступить к извлечению из них регулярных доходов»1.

Проблема отмывания «грязных» денег в не меньшей степени интересует и российских юристов-ученых. Так В.И. Михайлов легализацию (отмывание) незаконно полученных доходов определил как, деятельность по приданию незаконно полученным финансовым средствам и имуществу вида

правомерно полученных. Профессор Б.В. Волженкин легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, рассматривает как «различные действия (финансовые операции, другие сделки), осуществляемые с целью скрыть наличие и (или) происхождение имущества, полученного таким способом, для того, чтобы затем извлекать из него доходы» . И.А. Цоколов понимает «отмывание»- как «процесс, при котором человек скрывает существование незаконного источника средств или незаконного использования дохода и затем маскирует этот доход для придания ему видимости законного».

Несколько более узко выглядит понятие «отмывание денег» данное Амплеевым С.В.: «Отмывание денег — это термин, используемый для описания процесса сокрытия нелегально полученной наличности и ее конвертирования в другую форму платежа, с намерением исказить представление о природе средств, представив нелегально полученные средства легальными»3. По другому трактует понятие отмывания Чернов С.Б., в его видении «отмывание «грязных» денег - это любая деятельность, операция или сделка, осуществляемая в целях сокрытия источников происхождения, существования, распределения, перераспределения и потребления денежных средств, полученных в результате совершения какого-либо преступления»4. Есипов В.М. определяет отмывание денег, как: «любой вид деятельности, совершаемый с целью: сокрытия существования источников происхождения и конечного распределения и конечного распределения денежных средств, полученных в результате совершения преступлений» .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что единства во взглядах ученых-юристов на понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем не сложилось и они по-разному трактуют вышеобозначенное понятие. Один и тот же термин характеризуется, в одном

________________________________________________________

Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С.22

2Цоколов И.А. Опыт крупномасштабных финансовых расследований, связанных с легализацией преступных доходов российского происхождения за рубежом: конфискация и возврат. Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М: 1997. С. 12

"Амплеев С.В. Легализация незаконно полученных доходов через банковские структуры, пути ее выявления и организация борьбы с этим видом преступлений. Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997. С.29 4 Чернов С.Б. Банковская политика «Знай своего клиента» как метод противодействия легализации преступного капитала. Материалы Научно-практической конференции •«Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997. С. 10

"Есипов В.М. Использование в России западного опыта борьбы с отмыванием преступных доходов в сфере финансовых отношений. Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997. С. 17


случае как единичное явление, а в другом - как многоэтапный процесс. Однако, существует законодательное определение понятия «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», официально закрепленное принятым в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации, Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Работники правоохранительных органов в своей деятельности должны руководствоваться исключительно этим определением, так как оно законодательно закреплено и, следовательно, имеет юридическую силу.

2.2. Общественная опасность легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества добытого незаконным путем

На общественную опасность деяния, определяемого как преступление, законодатель указывает в ст. 14 УК РФ, которая позволяет понять, почему именно это действие (бездействие) признается уголовным правонарушением. В статье изложено общее определение понятия преступления, которое раскрывает его материально-правовое содержание путем указания на материальную (через общественную опасность) и формальную (через запрещение деяния уголовным законом) его стороны. Формальная сторона выражается в констатации того, что преступлением признается лишь то деяние, которое под угрозой наказания запрещено уголовным законом; материальная сторона означает, что таковым может быть признано только деяние, обладающее общественной опасностью. В свою очередь, общественная опасность означает, что деяние причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям. При этом вред может быть физическим имущественным или моральным.

Сама категория «общественная опасность» носит объективный характер. Необходимо также различать характер и степень общественной опасности преступления. Характер общественной опасности преступления -качественный признак, позволяющий отличать преступление одного вида от преступлений другого вида. Он зависит от социальной ценности того блага, на которое совершено посягательство, а равно других объективных и субъективных признаков, учитываемых законодателем при конструировании соответствующих составов преступлений. Степень общественной опасности преступления представляет собой количественное выражение сравнительной опасности деяний одного и того же вида или, иными словами, совокупность объективных и субъективных признаков, отличающих одно преступление от другого преступления, ответственность за которое предусмотрена той же статьей или той же частью статьи.