Смекни!
smekni.com

Региональные особенности развития Квебека в период английского колониального управления (стр. 3 из 13)

В 50-е гг. XVIII в. торгово-административная олигархия настолько численно выросла и окрепла, что уже не могла легко контролироваться властями метрополии. Возникновение и консолидация такой привилегированной группировки ярко свидетельствовали о растущих противоречиях как между французским и канадским торговым капиталом, так и между интересами жителей колонии и метрополией.

По мере роста населения колонии сосредоточенного преимущественно в долине реки Святого Лаврентия, начинает развиваться чувство общности своих интересов, растет коллективное самосознание. Из французских поселенцев в Канаде они постепенно превращаются в канадцев – новую североамериканскую нацию. Подобно тому, как в метрополии в XVIIв. шло складывание французской нации (процесс, начавшийся еще в XV-XVI вв.), так и в метрополии со второй половины XVII в. происходило становление франкоканадской нации. К середине XVIII в. уже хорошо оформились такие три важные признаки нации, как общность территории, языка и культурно-психического склада. Четвертый важнейший национальный признак – общность экономической жизни – оставался еще незрелым. Одним из факторов, подтверждающих быструю консолидацию канадской нации, явилось то обстоятельство, что языковая общность в Канаде сложилась раньше, чем во Франции.6 Таким образом, постоянно растущие противоречия между метрополией и жителями колонии породили у последних первые проблески национального сознания. В последние годы французского колониального режима канадская этническая группа находилась на переходном этапе от народности к нации.

Однако в экономическом отношении Новая Франция была гораздо слабее английских колоний. Войны и коррупция колониальных правителей вызвали глубокий кризис Новой Франции. Ее финансовое положение стало критическим. Резко возросли цены на потребительские товары. Под видом увеличения расходов на военные приготовления власти ввели дополнительные налоги на население. В 1747 и 1748 г. были обложены налогами все промышленные изделия, ввозимые в колонию. В отличие от Англии, которая после буржуазной революции середины XVII в. вступила на путь капиталистического развития, экономический рост Франции сдерживался отсталыми производственными отношениями феодально-абсолютистского строя, уже переживавшего глубочайший кризис. Эти характерные особенности метрополии отразились и на развитии их колоний. Преимущество Англии в экономических ресурсах и людских резервах ее колоний в Америке, обусловленного более передовым способом производства, и предопределило крах французского колониализма в Северной Америке и английское завоевание Канады во время Войны за австрийское наследство (1740-1748) и в период Семилетней войны (1756-1763).7

Главной ареной борьбы была Европа, однако в военные действия были вовлечены и колонии. Намереваясь предотвратить широкое сухопутное вторжение англичан в Канаду, французские колониальные власти применили тактику мелких набегов колонистов на пограничные английские форты и населенные пункты. Однако эти действия не принесли особых успехов. Победу Франции завоевали солдаты Морица Саксонского в Европе, на главном театре войны. В 1748 г. стороны подписали Аахенский мир. Англия возвращала Франции Луисбург в обмен на торговый пост в Мадрасе, в Индии.8

Война ухудшила позиции французов в районе к югу от Великих озер, где заметно активизировались колонисты из Англии. В 1754 г. землевладельцы Виргинии снарядили военную экспедицию против закрепившихся в верховьях реки Огайо французов. Экспедиция оказалась неудачной – летом 1755 г. англичане потерпели поражение у форта Дюкесн.

Не добившись новых успехов на западе Новой Франции, англичане на востоке овладели перешейком, соединяющим материк с полуостровом Новая Шотландия. Здесь находился форт Босежур. Вместе с заложенной англичанами в 1749 г. морской крепостью Галифакс Босежур давал им удобный плацдарм для захвата Луисбурга. Перед осуществлением операции английские колониальные власти предприняли одну из наиболее жестоких акций в отношений французских поселенцев в Канаде. Осенью 1755 г. они уничтожили около 5 тысяч канадцев, занимавшихся земледелием у залива Минас-Бейсин.

С началом Семилетней войны в Европе в 1756 г. французам удалось одержать несколько побед на англичанами в Северной Америке. Они отобрали у них форт Осуиго и овладели водными путями на территории Огайо. Однако быстро сказалось финансовое и промышленное могущество Англии, а также хозяйственные успехи английских колоний в Северной Америке. Весной 1758 г. Англия начала крупные военные операции по завоеванию Новой Франции. В июне 1758 г. была захвачена крепость Кейп-Бретон вместе с находившимся там французским флотом. На западе английские войска и отряды американских колонистов отвоевали Осуиго и заняли форт Фронтенак.

В конце мая 1759 г. английский флот в составе 200 судов с 8,5 тысячами солдат под командованием генерала Уолфа и с 13,5 тысячами моряков под командованием адмирала Сондерса вошел в реку Святого Лаврентия. Одновременно английский главнокомандующий в Северной Америке генерал Энхерст начал наступление через озеро Шамплейн, что отвлекло часть французских сил в район Монреаля и реки Ришелье. В течение нескольких месяцев солдаты Уолфа пытались прорваться к Квебеку. Они столкнулись не только со стойкой обороной французской армии, но и с упорным сопротивлением местного канадского населения, которое приобрело характер настоящей партизанской войны.

Однако падение важных экономических центров на западе и востоке Канады предопределили исход войны, позволив англичанам сосредоточить все силы английской армии и флота на центральном участке. В результате упорных боев осенью 1759 г. была взята столица Новой Франции – город Квебек, а 9 сентября 1760 г. в Монреале состоялась официальная капитуляция французской армии.

Последние годы французского колониального режима в Канаде проходили в условиях постоянно нарастающего социально-экономического и политического кризиса. Для господствующего класса война явилась лишь новым способом обогащения. Усилиями местной правящей олигархии под руководством интенданта Франсуа Биго управленческие расходы достигли колоссальных для той эпохи размеров, увеличившись за 1750-1759 гг. от 2 до 30 миллионов ливров. Сорок семейств, образующих торгово-административную олигархию, обладали миллионными состояниями, значительная часть которых возникла в результате различных махинаций на военных заказах и поставках и спекуляцией продовольствием.9

Все тяготы колониальной войны пагубно отразились в повседневной жизни простых поселенцев Новой Франции. В 1755 г. под давлением населения впервые губернатором Новой Франции был назначен уроженец Канады Пьер Риго де Водрей. Противоречия между Канадой и метрополией еще более обострились. Колониальное угнетение вызвало неизбежную реакцию – антиколониальное движение, в котором еще смутные элементы национальной борьбы сливались с ярко выраженным социальным протестом.10

В связи с этим в 1763 г. Людовик XV без особого сожаления отказался от всех прав на Новую Францию в пользу Британии. Франция, к тому времени погрязшая в предреволюционной смуте, мало интересовалась делами колонии. Несколькими росчерками пера европейских дипломатов, никогда не бывавших в западном полушарии, 80 тысяч человек превратились в подданных короля Англии, Шотландии и Ирландии Георга III.

Глава II. Особенности политического развития Квебека в рамках английского колониального управления в середине XVIII – первой половине XIX в.

§1. Становление английского колониального управления в Квебеке

Английское завоевание Канады привело к серьезным изменениям политического характера внутри канадского общества. Уже в первые годы английского колониального господства (1760-1764), известные как «режим военной администрации»,1 было положено начало характерной для всего последующего колониального периода политической системы, основанной на комбинации социального и политического неравноправия с национальным угнетением.

С установлением английского колониального управления положение в Канаде еще больше осложнилось. Возник и в дальнейшем обострился национальный вопрос, связанный с судьбой населения французского происхождения – франкоканадцев.2

После заключения 10 февраля 1763 г. Парижского мирного договора,3 окончательно решившего судьбу Канады, специальным королевским указом Георга III создавалась новая британская колония – «провинция Квебек», границы которой по сравнению с прежним французским колониальным владением были значительно урезаны и включали лишь небольшую часть освоенной территории в долине реки Святого Лаврентия.

Английские колониальные власти, стремясь обеспечить покорность завоеванного франкоязычного населения, проводили курс на сохранение системы феодального подчинения и эксплуатации, на союз со старым господствующим классом. Однако растущее недовольство франкоканадцев на фоне разгорающейся освободительной борьбы жителей старых североамериканских колоний вынудило метрополию отказаться от политики «расфранцуживания» Квебека, проявить определенную гибкость и уступчивость в канадских делах. Несколько сотен английских жителей, многие из которых уже были заражены идеями зреющей американской революции, не могли стать надежной опорой колониального режима. Гораздо важнее было обеспечить лояльность французского большинства, завоевать на свою сторону симпатии католического духовенства и сеньоров.

«Троянская» суть политики Великобритании в Канаде заключалась в том, чтобы использовать северную колонию в качестве оплота британского владычества в борьбе против ее восставших на юге 13 колоний.

В результате английский парламент в июне 1774 г. принял Конституционный акт, утвердивший новое административное и конституционное устройство Канады. «Гражданское правительство в провинции Квебек возглавляет генерал-губернатор и другие гражданские должностные лица, указанные в провинции. Коренные жители провинции, которые составили по переписи свыше 65 тысяч человек, исповедующих религию Римской Церкви, согласно конституции, их личность и собственность, будут защищены в течение целого ряда лет с момента создания провинции Канады» 4.