Смекни!
smekni.com

Дьюи, Томас Эдмунд (стр. 2 из 3)

4.2. 1944

Дьюи был выдвинут кандидатом в президенты США от республиканцев в 1944 году, но потерпел поражение на президентских выборах 1944 года от действующего президента Франклина Рузвельта. Алиса Рузвельт Лонгуорт (Alice Roosevelt Longworth), дочь Теодора Рузвельта и светская львица, известная своим острословием, назвала Дьюи, намекая на его тонкие усики, «человечком со свадебного торта». На состоявшемся в 1944 году предвыборном съезде Республиканской партии Дьюи легко победил сенатора штата Огайо Джона Брикера (John Bricker), которого поддерживал Тафт. Затем он взял Брикера в партнёры в попытке завоевать голоса республиканцев-консерваторов. В ходе предвыборной кампании осенью Дьюи обрушился на неэффективность, коррупцию и коммунистическое влияние провозглашённых Франклином Рузвельтом программ Нового курса, но избегал дискуссий по военной и внешней политике. Несмотря на то, что он проиграл выборы, Дьюи показал лучшие результаты, чем любой из его четырёх республиканцев-оппонентов. Дьюи стал первым кандидатом в президенты США, родившимся в XX веке, также он является самым молодым человеком, который когда-либо выигрывал президентскую номинацию в Республиканской партии.

Дьюи чуть не допустил серьёзную ошибку, когда был готов включить в свою предвыборную кампанию обвинения в том, что Рузвельт заранее знал о времени нападения на Пёрл-Харбор, Дьюи добавил, «а вместо переизбрания ему следует объявить импичмент». Американские военные испугались этой идеи, поскольку тогда японцам стало бы известно, что США взломали «Пурпурный код». Генерал армии Джордж Маршалл (George C. Marshall) постарался убедить Дьюи не касаться этой темы — и Дьюи уступил. (источник: Presidential Campaigns (1985) by Paul F. Boller, Jr.)

4.3. 1948

Дьюи был кандидатом от республиканцев на выборах Президента США 1948 года, когда почти единодушно опросы мнений и пресса предсказывали ему победу. Чикагская газета «Чикаго дейли трибьюн» (Chicago Daily Tribune) напечатала после выборов заголовок «Дьюи победил Трумэна» (DEWEY DEFEATS TRUMAN), причём несколько сотен экземпляров увидело свет, прежде чем подсчёт голосов показал окончательную победу действующего президента Гарри Трумэна. Улыбающийся Трумэн даже сфотографировался с этим номером газеты.

И действительно, учитывая стремительно снижающуюся популярность Трумэна и тройной раскол Демократической партии (между Трумэном, Генри Уоллесом (Henry A. Wallace) и Стромом Турмондом (Strom Thurmond)), казалось, что Дьюи остановить невозможно. Республиканцы считали, что всё, что им надо делать, — это не загубить уверенную победу на выборах, в связи с чем Дьюи не шёл ни на какие риски. Он говорил общими фразами, пытаясь быть выше политики. Речь за речью были наполнены пустыми констатациями очевидного, вроде известного его высказывания: «Вы знаете, что ваше будущее всё ещё впереди» (You know that your future is still ahead of you). Колонка редактора в луисвильской газете «Курьер-Джорнэл» (The Courier-Journal)[1]:

Ни один кандидат в президенты в будущем не будет настолько абсурден, чтобы четыре его основные выступления можно было свести к этим историческим четырём предложениям: «Сельское хозяйство играет важную роль», «В наших реках полно рыбы», «Не может быть свободы без свободы выбора», «Наше будущее впереди».

В одном из пунктов своего предвыборного турне Дьюи увидел много детей среди толпы. Он обратился к ним, сказав, что детям повезло, что благодаря ему они не в школе. Один школьник крикнул: «Сегодня суббота!» В толпе раздался смех.

Частично проведение Дьюи такой осторожной, расплывчатой предвыборной кампании объясняется его опытом участия в выборах президента США в 1944 году. На тех выборах у Дьюи появилось чувство, что он позволил Франклину Рузвельту втянуть себя в партийную, многословную кампанию «обливания грязью», и он полагал, что это стоило ему голосов. Поэтому его убедили в 1948 году производить впечатление беспристрастного человека и подчеркивать положительные аспекты своей кампании, игнорируя оппонента. Такая стратегия оказалось совершенно ошибочной, поскольку дала Трумэну возможность постоянно критиковать и высмеивать Дьюи, в то время как тот никогда не отвечал ни на какие критические высказывания Трумэна.

Дьюи не был настолько консервативен, как контролируемый республиканцами Конгресс 80-го созыва, что также представило проблему для него. Трумэн ассоциировал Дьюи с бездеятельным Конгрессом. На самом деле Дьюи успешно сражался с сенатором от Огайо Робертом Тафтом и его консерваторами за выдвижение его кандидатуры на съезде республиканской партии; Тафт оставался изоляционистом даже в течение всей Второй мировой войны. Тем не менее Дьюи поддержал План Маршалла, доктрину Трумэна, признание Израиля и авиатранспортные рейсы из Берлина.

Правое крыло партии неоднократно подталкивало его принять участие в «охоте на ведьм», но он отказывался. В ходе дебатов перед праймериз в Орегоне с Гарольдом Стассеном (Harold Stassen) Дьюи высказался против введения запрета Коммунистической партии США, заявив: «нельзя застрелить идею из пистолета». Позднее он говорил Стайлзу Бриджесу (Styles Bridges), руководившему общенациональной предвыборной кампанией республиканцев, что не «собирается заглядывать под кровати»[2]. В результате понесённого поражения Дьюи стал единственным республиканцем, который был дважды выдвинут кандидатом в президенты США и оба раза проиграл выборы. Также он является последним кандидатом в президенты с постоянной растительностью на лице, в его случае это были усы.

4.4. 1952

Дьюи не выдвигал свою кандидатуру на выборах президента США в 1952 году, но сыграл важную роль в обеспечении выдвижения кандидатом от Республиканской партии генерала Дуайта Эйзенхайэра, самого популярного героя Второй мировой войны в США. Предвыборная кампания 1952 года стала самым драматическим моментом соперничества республиканцев Дьюи и Тафта. Кандидатура Тафта была объявлена, учитывая свой возраст, он легко признал, что 1952 год был его последним шансом стать президентом США. Дьюи сыграл ключевую роль, когда убедил Эйзенхауэра баллотироваться против Тафта, а когда Эйзенхауэр стал кандидатом, Дьюи употребил всё своё политическое влияние, чтобы обеспечить «Айку» поддержку делегатов от штата Нью-Йорк и других штатов. На съезде Республиканской партии Дьюи подвергся устным нападкам сторонников Тафта как реальная сила, стоящая за Эйзенхауэром, но он с удовлетворением увидел, как Эйзенхауэр победил на номинации, похоронив тем самым последнюю надежду Тафта стать президентом. Затем Дьюи сыграл важную роль, поспособствовав тому. что сенатор от Калифорнии Ричард Никсон стал напарником Эйзенхауэра на выборах. Когда Эйзенхауэр выиграл выборы в конце того года, многие из ближайших помощников и советников Дьюи, такие как Герберт Браунелл (Herbert Brownell), заняли ключевые посты в администрации Эйзенхауэра.

5. Последующая карьера

Третий срок Дьюи на посту губернатора штата Нью-Йорк закончился в 1955 году, после чего он ушёл в отставку с государственной службы и вернулся к юридической практике в юридическую фирму Dewey Ballantine, хотя и продолжал оставаться влиятельным закулисным игроком в руководстве Республиканской партии. В 1956 году, когда Эйзенхауэр подумывал отказаться баллотироваться на второй срок, он предложил кандидатуру Дьюи в качестве своего преемника, но партийное руководство дало понять, что они не доверят Дьюи номинацию ещё раз, и в конечном итоге Эйзенхауэр решил переизбираться. В том же году Дьюи также сыграл важную роль, убедив Эйзенхауэра оставить своим партнёром Никсона: Айк рассматривал возможность отказаться от выдвижения кандидатуры Никсона в вице-президенты от республиканцев и выбрать вместо него кого-нибудь менее ангажированного и противоречивого. Однако Дьюи утверждал, что вычёркивание кандидатуры Никсона только вызовет гнев избирателей-республиканцев, в то же время принеся Айку мало голосов демократов. Приведённые Дьюи доводы помогли убедить Эйзенхауэра оставить кандидатуру Никсона. В 1960 году Дьюи оказал сильную поддержку Никсону в предвыборной кампании, проигранной тем демократу Джону Кеннеди.

К 1960-м гг., по мере роста влияния консервативного крыла Республиканской партии, Дьюи всё больше и больше отходил от партийных дел. Когда в 1964 году республиканцы выдвинули своим кандидатом на президентских выборах сенатора от штата Аризона Барри Голдуотера (Barry Goldwater), сменившего Тафта в качестве лидера консерваторов, Дьюи даже отказался присутствовать на съезде партии: это был первый пропущенный им съезд республиканцев, начиная с 1936 года. Президент США Линдон Джонсон предлагал Дьюи должности в нескольких независимых экспертных комиссиях, а также место в Верховном суде США, но Дьюи вежливо отклонил все эти предложения, предпочитая оставаться в отставке как политик и уделяя всё внимание своей очень прибыльной юридической фирме. К началу 1960-х годов благодаря своей юридической практике Дьюи стал мультимиллионером.

В конце 1960-х Дьюи огорчила смерть его лучших друзей Пэт и Мардж Хоган, а также длительная, мучительная и проигрываемая битва его супруги с раком. Фрэнсис Дьюи умерла летом 1970 года после более трёх лет болезни. В начале 1971 года Дьюи начал встречаться с актрисой Китти Карлайл, и пошли разговоры об их браке. Однако он внезапно умер от инфаркта миокарда 16 марта 1971 года во время отпуска во Флориде. Ему было 68 лет. Он и его жена похоронены на городском кладбище г. Паулинг (Нью-Йорк). После его кончины принадлежавшая ему ферма Дэппльмир была продана и получила в его честь название «Дьюи Лэйн Фарм» («Dewey Lane Farm»).