Смекни!
smekni.com

История Гомеля в 1142 1335 гг (стр. 1 из 5)

История Гомеля в 1142—1335 гг. (от первого упоминания до включения в состав Великого княжества Литовского)

Гомель — один из древнейших городов Беларуси. Первое упоминание о нем в русских летописях восходит к сороковым годам XII в., а именно к 1142 г.

«Как все древнейшие города, он не помнит года своего основания, т. к. возник еще в то время, когда люди не знали ни письменности, ни летоисчисления... Холм, господствующий над слиянием Сожа и Ипути и занимавший одно из самых красивых и выгодных положений на всем протяжении обеих рек, прежде других покрылся поселком. Переселявшиеся друг за другом племена временно занимали его и затем опять уходили, пока славянское племя радимичей, расселившееся по Сожу, окончательно не удержало его за собой.»

Историк Л. А. Виноградов, начало XX в.

В ХII в. современные белорусские земли по нижнему течению Сожа и вверх по Днепру до низовьев Березины входили в состав Черниговского княжества; северо-восточная граница его доходила почти до Москвы.

Из летописей мы узнаем, что в 1142 г. смоленский князь Ростислав Мстиславич, при котором Смоленская земля обособилась от Руси, напал на Черниговское княжество «и взя около Гомия волость их всю» (Гомель в это время принадлежал князю Игорю Ольговичу). Но из-за отдаленности вновь приобретенных земель от своих смоленских владений Ростислав Мстиславич не смог их удержать, и черниговские князья легко вернули волость.

После Игоря Гомелем владел соправитель черниговского князя Владимира, его младший брат Изяслав Давыдович, который в то время был и великим киевским князем (до 1161 г.). По данным летописей поход на вятичей Изяслав совершил именно из Гомеля: «Изяслав же с княгинею пойде из Гомья к Вятичем, и взя город княгинин на щит Святославлей».

В дальнейшем Гомель длительное время был потомственным владением Ольговичей — внуков и правнуков черниговского князя Олега Святославича (Гориславича): Святослава Ольговича, его сыновей Олега Святославича и Игоря Святославича. При Олеге Гомель отошел к Новгород-Северскому княжеству. В составе этого княжества он находился и при Игоре, который в 1185 г. со своей дружиной предпринял известный поход на половцев, описанный в «Слове о полку Игореве».

Возникновение Гомеля, как и других городов на Руси, — результат развития производительных сил в эпоху восходящего феодализма. Именно оно привело к усилению процесса общественного разделения труда, к росту ремесла и торговли и как следствие к росту городов.

Города возникали не на пустых местах. Им, как правило, предшествовали другие типы поселений — «селища» и «городища». Городища строились в местах, хорошо защищенных самой природой. Обычно таким местом был узкий мыс на высоком берегу реки при впадении в нее другой реки. С наиболее доступной стороны городища выкапывались рвы и насыпались валы. Всем этим условиям как раз и отвечало место, ставшее костяком древнего Гомеля.

Высокий холм возвышался над долиной слияния Сожа и Ипути. С востока холм опоясывала река Сож, с юго-запада и северо-запада он прикрывался двумя сближающимися оврагами. Один из них, по которому протекала небольшая речка, назывался Гомеюком (сейчас Лебединый пруд).

Этот холм, как показывают многочисленные данные археологических раскопок, был местом стоянок древних людей еще дославянских времен, а затем поселений славянского племени радимичей. Река Сож служила водным путем «на Радимиче» и соединяла Днепровскую систему, по которой пролегал путь «из Варяг в Греки», с Волжской. О торговле радимичей по реке Сож со своими соседями и даже далекими странами свидетельствуют остатки судов, нагруженных воском, обнаруженные в древнем русле Сожа, так называемом «Кобыльем болоте», недалеко от деревни Дятловичи, а также клад из 82 монет арабской чеканки, найденный при строительстве деревянного моста Гомель — Белица в начале XIX в.

Итак, можно не сомневаться, что Гомель возник на месте одного из древнейших поселений радимичей. И надо полагать, что это поселение превратилось в город значительно раньше 1142 г.

В старинных летописях и других письменных памятниках XII—XVI вв. Гомель обычно упоминался как Гомей (наиболее распространенная форма), Гомий, Гомье, Гомь, Гомъи, Гомен, Гомин.

Версии происхождения названия города

Относительно происхождения названия города существует несколько мнений. Большинство исследователей считают, что название города могло произойти от имени родоначальника первого рода или от названия самого рода, поселившегося на территории нынешнего Гомеля. Основание для такого предположения дают многочисленные предания, записанные в древних русских летописях. Вот, например, как объясняет летопись происхождение названия племен «радимичи» и «вятичи»: были два брата в ляхах, Радим и Вятко; Радим пришел и сел с родом своим на реке Сож и от него «прозвашася радимичи», а Вятко со своим родом осел на Оке, откуда пошли вятичи.

Можно согласиться с подобным объяснением и происхождения названия нашего города, особенно если учесть, что имя одного из военачальников дружины князя Олега во время его похода на Царьград было Гом (в состав этой дружины входили и радимичи), что впадающая здесь в Сож речка называлась Гомеюкой, что корень «гом» имеется во многих фамилиях коренных жителей города — Гоманюк, Гоманчук, Гоман, Гомолка, Гомулка, Гомарка и так далее.

Вполне приемлемо и объяснение, которое дается некоторыми исследователями эволюции слов Гомей, Гомий под влиянием латинизации в период польского владычества (Homel). К моменту воссоединения Беларуси с Россией в XVIII в. название «Гомель» окончательно вытесняет все другие.

Почти с первых дней своего существования Гомель оказался в водовороте княжеских междоусобных войн. Гомельчанам то и дело приходилось оборонять свою жизнь и имущество. Положение усугублялось тем, что Чернигово-Северские земли на большом пространстве были окружены степями, что таило постоянную опасность нападения половецких племен. К тому же черниговские князья Ольговичи в борьбе с князьями других русских земель очень часто прибегали к помощи половцев.

С конца XII в. название Гомий почти на 200 лет исчезает со страниц летописей. В центре внимания тогда были Киев, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Новгород. Вместе с тем это не мешало городу расти и становиться богаче. Этот период относительного спокойствия был прерван монголо-татарским нашествием, и его тяжесть, очевидно, в полной мере познал и Гомей (именно это название встречается в документах в XIV—XVI вв.). Население города резко сократилось, территория в XIV в. уменьшилась по сравнению с ее размерами в XII в. Однако жизнь продолжалась, и жители города делали все для его возрождения.

История Гомеля в 1335—1569 гг. (в составе Великого княжества Литовского)

В 1335 г. Гомель вошел в состав Великого княжества Литовского. Владел Гомелем Федор Кориятович — племянник великого князя Ольгерда. Археологические материалы свидетельствуют о том, что включение Гомеля в состав Великого княжества Литовского положительно сказалось на его развитии. В это время были обновлены оборонительные рвы и валы замка, крепостные стены и башни, что способствовало укреплению обороноспособности города, ведь дерзкие вылазки монголо-татар не прекращались. Как предполагает Л. А. Виноградов, в этот период Гомель «либо управлялся черезъ наместниковъ, либо принадлежал к Стародубью...».

В период татарского ига начали свои походы на Русь литовские феодалы. Первый литовский князь Миндовг захватил западнорусские земли по верхнему течению Немана. Последующие правители Литвы продолжали политику расширения своего государства за счет русских земель. Постепенно власть литовских феодалов распространилась на всю территорию Беларуси. В 1355 г. в состав Литовского княжества был включен Гомель, ставший удельным владением князя Патрикея Наримунтовича и его сыновей Ивана и Александра.

В 1385 г. между Литвой и Польшей была заключена Кревская уния, по которой оба государства объединялись под властью польского короля.

В 1406 г. литовский князь Витовт отнял Гомельский удел у Александра Патрикеевича, заподозрив его в союзнических замыслах с московским великим князем Василием Дмитриевичем. Через некоторое время Гомель оказался в составе возродившегося Черниговского княжества, где княжил Свидригайло, ярый противник унии с Польшей и защитник интересов русских феодалов. В 1430 г. Гомель уже значился среди русских городов, упоминаемых в акте об избрании Свидригайло великим князем литовским.

В 1435 г. черниговские владения перешли в руки феодалов польской ориентации. На короткое время Гомель был отдан польским королем Казимиром Ягеллоном на кормление бежавшему из Москвы князю Василию Ярославичу. Затем городом снова владел Свидригайло, а после его смерти Гомель перешел к князю Ивану Андреевичу Можайскому.

При княжении Семена, сына Ивана Можайского (конец XV в.), Гомель был типичным торгово-ремесленным поселением, небольшим по своим размерам. Все его хозяйство — избы горожан, овины, кузни, ремесленные мастерские, сады, огороды — помещалось на небольшой территории между двумя оврагами. Самым оживленным местом была площадь, отделенная от остального города сначала небольшой ложбинкой, которая затем была превращена в глубокий ров с земляным валом по краю (Киевский спуск к пристани). Пространство между этим искусственным земляным укреплением с одной стороны и оврагом Гомеюком — с другой и было собственно замком. В центре стояла небольшая деревянная церковь Николая Чудотворца и были расположены дворы княжий, боярский и наиболее зажиточных горожан. Здесь в случае военной опасности укрывалось и основное население города.

Кроме различных ремесел, жители города занимались земледелием, пчеловодством и охотой на пушного зверя, особенно на бобров. Торговые связи были достаточно обширными. Регулярные торговые сношения велись с городами Стародубом, Новгород-Северским, Черниговом и Киевом. Частыми гостями были и московские купцы, о чем свидетельствует ряд сохранившихся документов. Так, в одном из своих писем в Вильно московский царь Иван III жаловался на Семена Можайского, который самовольно увеличил размер торговой пошлины: «...а в Гомье наперед того имали по 2 гроша с воза и с вьюка; а нынче князь Семен княж Иванов сын Можайского прибавил тридцатое...» Сохранилась и жалоба московского купца Тишки Коврижкина и других (1488 г.) на ограбление их людьми Семена Можайского уже после уплаты всех пошлин.