Смекни!
smekni.com

Народничество 3 (стр. 3 из 4)

Глава 4. Заговорческое направление народничества.

Предводителем третьего направление стал П.Н.Ткачев. Он не разделял увлечений своих сподвижников: не следует ждать, пока народ созреет к революции, и не нужно «бунтовать» деревню. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества. Для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и аморальные. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.

Идеолог заговорческого направление полагал, что революция в России может осуществиться только путем заговора, т.е. захвата власти небольшой группой революционеров. Он считал, что самодержавие в России – «колосс на глиняных ногах», т.к не имеет социальной опоры в массах, поэтому может быть легко свергнуто путем заговора и тактики террора. Основной тезис – «Не готовить революцию, а делать ее». Для этого необходима сплоченная и хорошо законспирированная организация. Эти идеи нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли».

Последователей Ткачева иногда называли "русскими бланкистами" по имени знаменитого французского революционера-заговорщика О. Бланки. Ткачев считал, что революционная интеллигенция должна своими силами свергнуть существующий режим и, создав диктатуру, обеспечить проведение социальных преобразований. Он предполагал, что крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества. Поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыве к бунту др.

Глава 5. Определение понятия «монголо-татарское иго».

Монго́ло-тата́рское и́го — система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после — ханов Золотой Орды) в XIII—XV веках. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1241 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях ликвидировалось в XIV веке по мере поглощения их Великим княжеством Литовским и Польшей.

Начало игу было положено в годы завоеваний русских территорий (битва на Калке 1223, покорение северо-восточной Руси 1237–1238, нашествие на южную в 1240 и юго-западную Русь в 1242). Оно сопровождалось разрушением 49 русских городов из 74, что стало тяжелым ударом по основам городской русской культуры – ремесленному производству. Иго привело к ликвидации многочисленных памятников материальной и духовной культуры, разрушению каменных строений, поджогам монастырских и церковных библиотек.

Датой формального установления ига считается 1243, когда отец Александра Невского – последний сын Всеволода Большое Гнездо, кн. Ярослав Всеволодович принял от завоевателей ярлык (удостоверяющий документ) на великое княжение во Владимирской земле, в котором он именовался «старшим всем иным князьям в Русской земле». При этом русские княжества, разгромленные монголо-татарскими войсками несколькими годами ранее, не считались непосредственно включенными в состав империи завоевателей, получившей в 1260-е наименование Золотой Орды. Они оставались политически автономными, сохраняли местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась постоянными или приезжавшими регулярно представителями ордынцев (баскаками). Русские князья считались данниками ордынских ханов, но в случае получения от ханов ярлыков оставались официально признанными правителями своих земель.

Термин «иго», означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается. Он появился на стыке XV—XVI века в польской исторической литературе. Первыми его употребили хронист Ян Длугош в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517. Он назвал этот период «ИГОМ». С тех пор прочно закрепилось в западноевропейской историографии. Что вкладывал поляк в этот термин – никто уже и не помнит.

А далее, польский термин развил татарин историк Н.М. Карамзин (1766 – 1826 гг. Карамзин исполнился заботы и тепла к Руси и посчитал, что именно иго сдержало развитие Руси по сравнению с Западной Европой: «Сень варваров, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались».

Напомним, «варвары» = венеды – это коренные обитатели русских земель. Крупнейшее племя – вятичи. И только церковники называют вятичей дикими, забыв, между прочим, указать, что они, вятичи, на 50 тысяч лет раньше образованных церковников арифметику и астрономию узнали. Жили вятичи на территории нескольких центральных областей Руси и оставили после себя несколько тысяч археологических памятников.

Название «татаро-монголы», скорее всего, происходит от древне-латинского названия гор Татры – «Turtur mons» (неоднократно). Слово «иго». имеет древний корень «Г» и с разной огласовкой имеет значение «(старший) огонь.

В переносном смысле иго – воротца из двух вертикальных копий, воткнутых в землю, и одного горизонтального, под которым римляне заставляли пройти побеждённых в знак их покорности.

Глава 6. Влияние «монголо-татарское иго» на политическое и социально-экономическое развитие русских земель;

Одним из самых полемичных в отечественной историографии является вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так называемого "монголо-татарского ига" и его последствиях для хода русской истории. Русское государство, образованное на границе Европы с Азией, достигшее своего расцвета в X – начале XI века, в начале XII века распалось на множество княжеств. Этот распад произошел под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считались в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны.

Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению государства в целом. Одной из основных причин поражения Руси, да и других государств от восточных завоевателей была феодальная раздробленность.

Однако, главная причина - превосходство военной организации монголо-татар над феодальной структурой княжеской дружины. Более успешно отражались нашествия западных завоевателей, представляющие очень серьезную угрозу, так как стремились отторгнуть русские территории, а населению привить католическую религию.

Перед нашествием татаро-монгольских орд на русские земли Русское государство представляло собой несколько крупных княжеств, постоянно соперничавших между собой, но не обладавших одним большим войском, способным оказать сопротивление армаде кочевников. Сначала рассмотрим историю образования государства у кочевников.

В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока. После Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские и сельские жители.

Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течении первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до 14 века. По подсчетам историков в последнюю треть 13 века Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений.

В среднем на душу населения годовая дань составляла всего лишь один-два рубля в современном исчислении. Такая дань не могла быть слишком тяжелой для народа, но сильно ударила по казне русских князей. Но справедливости ради следует отметить и то, что дань ("выход") далеко не во все времена была одинакова. Так в некоторых документах говорится о сумме в пять тысяч рублей, собираемых с северо-восточных княжеств. В весовом значении эта цифра превышала тонну серебра. В масштабе цен 14 века - огромная сумма.

В Золотой Орде в середине 14 века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения значительная часть городов золотордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров.

Татаро-монгольское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси.

Как знать, в какой стране жили бы мы сейчас, не будь в нашей истории этого 250-летнего кошмара. Но на этот случай русская народная мудрость молвит: “Не было бы счастья, да несчастье помогло” и “Все, что ни делается, все к лучшему”. Ведь из огня татаро-монгольского ига Русь вышла единым, сплоченным тяжелыми испытаниями и победами, великим государством, с которым с тех пор и поныне обязаны считаться все государства и народы мира то она велась по Волге с Золотой Ордой, по Дону через Азовское море — с Крымом и далее по Черному морю с Византией. Через Новгород шла торговля с Ганзейским союзом. Таким образом, для XIV — первой половины XV в. характерно почти полное отсутствие устойчивых, обусловленных всем ходом хозяйственного развития экономических связей между частями страны. Можно отметить, что в Англии и Франции процесс формирования национального рынка, основанный на разрушении натурального хозяйства и развитии товарно-денежных отношений, стал экономическим фундаментом политического объединения этих стран, происшедшего приблизительно тогда же, когда и создание единого Российского государства. В России на процесс централизации страны оказывали влияние другие мощные факторы, первостепенным среди которых являлась необходимость свержения ордынского ига. Осуществить эту задачу было возможно, лишь объединив силы раздробленных частей страны. Имела значение и заинтересованность населения в прекращении княжеских междоусобиц: с 1310 по 1390 г. произошло 19 междоусобных войн, в 10 из которых дело доходило до взятия городов. Важной предпосылкой объединения были также общее, православное вероисповедание населения Руси и единая церковная организация во главе с митрополитом всея Руси, общность языка и норм права, восходивших к Русской Правде. После освобождения России от иго, началось объединение русских земель. Важной предпосылкой являлось восстановление и дальнейшее развитие в них хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость.