Смекни!
smekni.com

Антисемитизм (стр. 6 из 9)

К концу 30-х годов большая часть евреев-коммунистов подпала под подозрения в разнообразных «уклонах» (в основном в «троцкизме») и была исключена из партии, многие были репрессированы. В те же годы были ликвидированы все еврейские учебные и многие культурные учреждения.

Тем не менее, общий курс на борьбу с антисемитизмом оставался неизменным. Так, 12 января 1931 года Сталин в ответ на запрос американского Еврейского телеграфного агентства ответил так:

Отвечаю на Ваш запрос. Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью.

В середине 1930-х годов был введён запрет на любую информацию о проявлениях антисемитизма в СССР, а антисемитизм в дореволюционный период представлялся исключительно как провоцируемый царским правительством. В результате изданный в 1937 году рассказ Александра Куприна «Гамбринус» в собрании сочинений писателя был опубликован с купюрами.[42][43]

В 1948 году в СССР прошла кампания по борьбе с космополитизмом, имевшая, как считает ряд исследователей, антиеврейскую направленность. В центральной и местной печати появлялись многочисленные статьи, направленные против «низкопоклонства перед Западом». Раскрывались псевдонимы деятелей культуры, имевших еврейские фамилии. В течение 1948-51 гг. были закрыты все еврейские театры, школы, все периодические издания на идише, еврейские научно-исследовательские учреждения и педагогические вузы. В 1952 году были казнены ряд крупных еврейских деятелей (не только члены ЕАК, среди них крупные писатели на идиш: Перец Маркиш, Ицик Фефер, Лейб Квитко, Давид Бергельсон, Давид Гофштейн). В 1947—1953 гг. МГБ инспирировало т. н. «Дело врачей». Были арестованы высокопоставленные врачи, лечившие руководителей СССР, большинство из арестованных составляли евреи. Они обвинялись в сионистском заговоре с целью умерщвления И. В. Сталина и др. руководителей партии.

В 1952-53 гг. в Москве и других больших городах циркулировали слухи о готовящихся массовых репрессиях против советского еврейства. В частности, говорили о планах выселения евреев в Сибирь. В последние годы также высказывается предположение, что целью слухов было подготовить советских евреев к массовой эмиграции в Израиль, а у советского правительства были планы создания там «коммунистической народной демократии».

С этого же времени советским руководством проводилась дискриминационная политика, заключавшаяся в неофициальном принципе «евреев не увольнять, не принимать, не продвигать». Для евреев была введена процентная норма при приёме в вузы, а некоторые вузы были для евреев закрыты. Евреи не допускались на высшие государственные посты, на партийные должности сверх определённого уровня, им был практически закрыт доступ в структуры КГБ и ГРУ, командный состав армии и т. д..[44][45]

Антисемитизм в СССР после Сталина

Во второй половине 1950 годов власти провели кампанию против экономических преступлений. Некоторые исследователи считают, что она имела антисемитский оттенок.

В начале 1960 в рамках антирелигиозной кампании было закрыто большинство оставшихся в СССР синагог.

В Белоруссии замалчивалась деятельность евреев-партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. В частности, в официальном справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», изданном Институтом истории партии в 1983 году, нет упоминания о крупнейшем еврейском партизанском отряде Тувьи Бельского. Аналогично участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности».[46][47] На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане».[48] «Еврейская тема» цензурировалась не только в Белоруссии — в 1964 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла документальная повесть В. Р. Томина и А. Г. Синельникова «Возвращение нежелательно» о нацистском лагере смерти «Собибор», в котором уничтожались почти исключительно евреи — слово «еврей» на страницах книги не упомянуто ни разу.[49]

Известны факты дискриминации евреев при приеме в некоторые высшие учебные заведения, например на Механико-математический факультет МГУ.[4]

Тем не менее, на официальном уровне и в средствах массовой информации антисемитизм в СССР неизменно осуждался на протяжении всей истории страны.

Материалы по теме

· Антисемитизм в 1970–80-е гг. Советский Союз — статья из Электронной еврейской энциклопедии

· Речь Владимира Ильича Ленина «О погромной травле евреев» (Текст речи, фонограмма (info))

· Декрет о борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами (Текст).

· Юрий Слёзкин. Эра Меркурия: евреи в современном мире. М.: Новое Литературное Обозрение, 2005.

· Евгений Мовшович. Сталин и евреи: курс политической эволюции

· Жорес Медведев «Сталин и еврейская проблема. Новый анализ»

В годы Второй мировой войны

Уничтожение евреев в странах Центральной и Восточной Европы в годы Второй мировой войны часто начиналось с погромов, которые устраивало местное население.

В Польше

В Польше антисемитизм во все времена имел широкое распространение.[50] До и после Второй мировой войны было совершено множество погромов (например, погром в Едвабне). Существовал запрет для евреев (а также белорусов, русских и украинцев) занимать государственные должности. Евреям был затруднён доступ к кредитам. Практически полностью евреев исключили из образования — так, на всю Польшу насчитывалось лишь 11 профессоров-евреев, работающих в университетах. Для студентов устраивали «Дни без евреев», когда евреев изгоняли из университетов[51].

В 1945-47 гг. в Польше происходили сначала нападения на евреев, затем погромы (погром в Кельце[52][53]).

На территории СССР

Антисемитизм в СССР проявлялся в период Великой Отечественной войны в следующем:

· Еврейские погромы и массовые убийства евреев, совершаемые коллаборационистами на оккупированной территории, выдача скрывающихся евреев.

· Помощь нацистам в выявлении евреев среди военнопленных[54].

· Отказ в приёме в партизанские отряды и отправка бежавших из гетто назад и даже расстрелы как немецких шпионов[55][56].

· Распространение на неоккупированной территории слухов о том, что «евреи не воюют», что на фронте их нет, что все они устроились в тылу, в снабжении и так далее[57][58].

· Отказ в продвижении по службе, непредставление к наградам, задержка наград и т. п.[59][60][61]

В ходе войны немецкая пропаганда в газетах на захваченной территории и в листовках, сбрасываемых с самолетов на советские войска, пыталась отождествить евреев и коммунистов (то есть евреев и советскую власть). В частности, именно евреи были обвинены в расстреле заключённых при отступлении в 1941 году. Часто с подчёркнуто «еврейскими» чертами лица изображалось руководство СССР, например Сталин. Не случайно одна из самых знаменитых немецких листовок в ходе войны была «Бей жида-политрука рожа просит кирпича». В СССР на оккупированных территориях доля погибших евреев из числа попавших в зону оккупации была самой большой в Европе: в Прибалтике она была равна 96 %.

На Украине

Антисемитизм стал частью идеологии украинских националистов, и сохранялся в обоих крыльях организации после её раскола в 1940—1941 гг. В постановлении съезда ОУН (б) (оккупированный немцами Краков, апрель 1940) говорилось:«Жиды в СССР являются преданнейшей опорой большевистского режима и авангардом Московского империализма на Украине… Организация украинских националистов борется против жидов как опоры московского большевистского режима, осознавая, что Москва — главный враг»[62]. Ещё более резкое заявление сделал руководитель новопровозглашённого «Украинского государства» Ярослав Стецько (1941, сразу же после оккупации Львова нацистами):"Москва и жидовство — это самые большие враги Украины. Считаю главным и решающим врагом Москву, которая властно держала Украину в неволе. И, тем не менее, оцениваю враждебную и вредительскую волю жидов, которые помогали Москве закрепощать Украину. Поэтому стою на позициях истребления жидов и целесообразности перенести на Украину немецкие методы экстерминации [уничтожения] жидовства, исключая их ассимиляцию"[63]. Оппоненты бандеровцев — мельниковцы — с неменьшей неприязнью относились к евреям, о чём свидетельствуют действия таких мельниковских подразделений, как Киевский курень, публикации в мельниковской прессе и др.

В странах СНГ

В постсоветской России

С падением советского государства и лишением марксизма-ленинизма статуса господствующей идеологии, в этой области образовался вакуум, который сразу же стал заполняться различными философско-религиозными и политическими учениями, многие из которых являются откровенно антисемитскими. Издаются такие книги, как «Моя борьба» Гитлера и «Протоколы сионских мудрецов», а также «Спор о Сионе» Дугласа Рида, «Князь мира сего», «Протоколы советских мудрецов» Г. Климова, «Десионизация» В. Н. Емельянова и многие другие.

Одно из последних обсуждений проблемы антисемитизма в России в 2005 г. было связано с публикацией книги Шулхан арух и ответным «письмом 5000». Прокуратура не последовала призыву авторов письма об уголовном преследовании еврейских организаций, но отклонила претензии последних к его составителям.